Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения

Дата публикации: 2022-06-06 22:14:30
Статью разместил(а):
Юдина Екатерина Викторовна

Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения

Автор: Юдина Екатерина Викторовна

МАОУ "Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина", дошкольное отделение - детский сад № 11, г. Одинцово

Аннотация: В данной статье автор описывают систему взаимоотношений специалиста детского сада с родителями. О необходимости сотрудничества и партнерских отношений для эффективной коррекционной работы и для достижения максимального результата в работе учителя-логопеда.

Ключевые слова: дошкольники, родители, учитель-логопед, сотрудничество.

Тема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало, только в некоторых методических разработках даны подобные отдельные рекомендации, но их явно недостаточно, особенно для начинающих специалистов. Поэтому обратимся не к учебным пособиям, а к  специалистам, которые много лет работают в детских учреждениях и занимаются коррекционной работой с детьми.

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Раньше  имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ.  Сейчас ситуация в корне изменилась. Открылось много частных и полукоммерческих детских садов, школ, различных центров, в которых наряду с другими специалистами работают и логопеды, и в обычных государственных учреждениях контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности. Другим стало отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону. Стало важнее научить ребенка читать и считать в младшем дошкольном возрасте, когда речевое развитие уходит на второй план. Обесценивается работа специалистов в бюджетных, государственных учреждениях. Считается, то что бесплатно, не может быть качественным. Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:

Родные (чаще всего  бабушки) хотят дать своему ребенку, чего не могли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они считают, теперь позволяет сделать это. Не обращая внимания на речевые и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные детский центры. В таких заведениях малыш зачастую получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи и проблемы своевременно не решаются. Таким образом, к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в первом классе ребенок становится отстающим учеником со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: «Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда». Опытные логопеды считают этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных дома ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон.

Родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать - одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще – папы, интересуются методической и популярной психологической и педагогической литературой, много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка. Они нередко приходят к логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь молодых родителей специалист - чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями.

Родители, составляющие основную массу (хотя их стало все же меньше), которые недостаточно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных напоминаний такие родители иногда будут выполнять задания и рекомендации логопеда, ходить на консультации к специалисту. Объяснения у них обычные, и вроде бы объективные (нехватка времени, зарабатывание денег, проблемы со здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10 минут в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничегонеделания.

Родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов оказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родственников.

Есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцы, неполные, многодетные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

Как же логопед обычного муниципального детского сада должен построить свою работу? С чего начать?

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

Но, предположим, логопед молодой, только начинает работать. Все родители хотят, чтобы их детьми занимался опытный специалист. Как в этом случае быть? Вот здесь и пригодятся знания психологии. При первой же встречи с родителями, которая бывает на родительском собрании, необходимо представить себя в наиболее выгодном свете. Не надо изображать чрезмерную компетентность, это будет выглядеть фальшиво. Не следует трястись от страха, показывая свое волнение: можно добиться обратного эффекта. Просто подумайте сами, какому молодому логопеду вы доверили бы своего ребенка? Конечно же, спокойному, открытому для контакта, уверенному в своих знаниях и возможностях, не скрывающему отсутствия большого опыта (если его совсем нет, об этом лучше не говорить), готовому сделать для ребенка все, что в его силах, постоянно самообразовывающемуся и призывающего к этому других.

На первом собрании необходимо расположить к себе родителей (тут, кстати, важен и внешний вид). Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности.

Еще один совет опытных специалистов: никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела». «Сделаем все, что возможно». «Думаю, что он справится». «Будет нелегко, но надо стараться» - вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

Первые две недели логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям вопросник, чтобы на первой встрече уже был предмет для обсуждения.

В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. Затем, в течение учебного года, проводится как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой. Кроме того, опытные логопеды 1-2 раза в месяц устраивают общие консультации по проблемам детей, которые проходят по типу родительской школы.

Также не менее двух раз в месяц, а в тяжелых случаях – 1 раз в неделю необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. По этой же причине не надо бояться устраивать для родителей открытые фронтальные занятия, приглашать их на индивидуальные занятия. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители иногда по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Особый разговор о домашних занятиях, которые логопед будет давать детям. С самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим занятиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. На первом же собрании надо объяснить родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это делала мама, когда он спал. Лучше не делать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

Нужно чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь, а родители попустительствовали в этом им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители - без их участия и поддержки результат работы будет минимальным.

 

.  .  .