Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника

Дата публикации: 2017-10-10 16:01:23
Статью разместил(а):
Ирина Викторовна Толкачева

КВЕСТ-ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Авторы: Вилкова Надежда Васильевна, музыкальный руководитель,

Додонова Любовь Александровна, инструктор по физической культуре,

Толкачева Ирина Викторовна, учитель-логопед

(МДОУ «Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»)

 

 Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его физического и психического здоровья. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в формате КВЕСТ замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать деятельность в детском саду.                      

В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета-путешествия персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности, встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.

Выполнение квеста на свежем воздухе с использованием игрового оборудования, ландшафта, обеспечивает режим высокой двигательной активности детей при позитивном эмоциональном фоне, позволяет им закреплять и совершенствовать знакомые движения, осваивать новые, требующие сосредоточенности, четкости, ловкости, координации и особенно важно, что такие квесты позволяют задействовать каждого ребенка. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

– создание мотивации к здоровому образу жизни, положительного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

– действовать в команде, а не поодиночке;

– помощь и взаимовыручка;

– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– внимательность и смелость;

        – обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

     Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, мы придерживались следующих принципов и условий:

- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

         Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

      Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

        Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

      Роль педагога в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

         Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. В своей работе мы используем линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

     В 2016-2017 учебном году в МОУ «Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда» педагоги активно внедряли в практическую деятельность квест-технологию. Были разработаны и проведены следующие квесты:

    Спортивный квест ко Дню здоровья «Пиратская вечеринка», в ходе которого дети нашли бутылку с письмом капитана Моргана, им предлагалось найти карту клада, по частям спрятанную  в потайных местах детского сада, в каждой записке было задание – выполнить нужное движение – пройти через болото, пролезть через гигантскую паутину, перепрыгнуть через глубокий ров и т.д. В процессе игры дети отгадывали загадки, решали ребусы, посещали кабинеты старшего воспитателя, медицинской сестры, где  участвовали в викторинах о правильном питании, о здоровом образе жизни. В итоге встретили Джека Воробья, собрали карту  и нашли клад – новые мячи для физкультурных занятий.

Квест – игра «Школа Алфеи». Сюжет этой игры выдержан в стиле, так любимого детьми, мультфильма о феях Винкс. Для того чтобы найти сокровища добрых фей детям было необходимо выполнить различные спортивные задания, соревноваться в эстафетах,  справиться с различными чудовищами, решить головоломки, отгадать загадки. Квест проводился на участке детского сада, итогом игры было торжественное вручение медалей, посвящение в волшебники.

Квест - игра «Школа детективов» проводилась в помещениях детского сада. В группу пришло письмо от Шерлока Холмса, который пригласил детей пройти обучение в школе детективов, так как ему нужны умные, сильные и ловкие помощники. Но для этого дети проходили предложенные испытания. Дети в ходе игры, решали логические задачи, собирали слова, выполняли спортивные здания. В результате получают дипломы юного сыщика.

В летний оздоровительный период был организован квест «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада, искали приметы лета (картинки, природные элементы), а затем составляли коллаж.  

    Квест - игра на 1 сентября - «В поисках новых знаний», где коварный Карабас - Барабас  спрятал ключ от детского сада, и дети, в поисках ключа, выполняли различные задания, передвигаясь  по всем участкам детского сада.

   Исходя, из проделанной работы мы сделали вывод, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует не только физическому развитию, формированию здорового образа жизни, так как дети получают яркие положительные эмоции при выполнении движений, но и сплочению только детского коллектива и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

   Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

Список литературы:

 1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"

3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

5. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii.

.  .  .