Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Информационно-творческий проект "Байкал - жемчужина Сибири"

Дата публикации: 2022-04-11 13:04:42
Статью разместил(а):
Вродливец Анна Михайловна

Информационно-творческий проект "Байкал - жемчужина Сибири"

Автор: Вродливец Анна Михайловна

МБДОУ города Иркутска "Детский сад № 41"

 

Актуальность проекта:

Воспитание любви к природе, к природе родного края - одна из главных задач нашего дошкольного учреждения. Природа способствует, гармоничному развитию личности ребенка. Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды. Редкая чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Уникальность озера Байкал признана на международном уровне.  Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе реализации проекта дети закрепят знания о том: где находится Байкал, кто живет и что растет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес.

В 1996 году Байкал включён ЮНЕСКО в список участков мирового природного наследия. Правительства многих стран взяли на себя обязательства сохранить это сотворённое природой чудо для будущих поколений.

В 1999году был учреждён День Байкала, он отмечается ежегодно в четвёртое воскресенье августа. Праздник получил общероссийское и общемировое признание, стал важной датой в нашем календаре.

Проблема: Озеро Байкал, в представлении детей, место отдыха и развлечения.  Представления детей о флоре и фауне в Байкале и около него поверхностны, часто ошибочны.

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего и подготовительного возраста, родители, воспитатели группы.

Цель: Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу, о его экосистеме.   Продолжать знакомство детей с растительным и животным миром Прибайкалья

Задачи проекта:

Для детей:

1. Продолжать знакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, с многообразием животного и растительного мира.    

2. Расширить знания о том, что большинство видов животных и растений эндемичны, т. е. больше в мире нигде не встречаются (нерпа, голомянка, омуль и т. д.) 

3. Формировать представления о подводном мире Байкала, о его «этажах».

4. Прививать основы экологической культуры, понимание важности сохранения и охраны озера.

5. Закреплять и углублять представления об охране животного и растительного мира. Познакомить с Красной книгой.

6.  Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе и ко всему живому, воспитать чувство гордости за то, что мы живем рядом с озером мирового значения.

Для родителей:

1. Познакомить родителей с работой группы по данной теме.

2. Повысить компетентность по охране озера Байкал и о том, что чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.

3. Оказание детям помощи в сборе информации.

4. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Планируемые результаты реализации проекта:

1. Расширение знаний детей и родителей о родном крае, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

2. Дети будут проявлять устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологии. Смогут увидеть негативные воздействия человека на окружающую среду. Будут проявлять чувства гордости и восхищения Байкалом, малой Родиной.

3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

• Составление плана совместной работы с детьми и родителями.

• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

• Консультации для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к охране озера Байкал, а также животного и растительного мира Прибайкалья.

• Подбор песен, музыкальных композиций, презентаций, связанных с тематикой проекта.

Основной этап:

Формы работы по реализации проекта:

•     наблюдения и экологические беседы, ситуативные разговоры;

•     просмотр видеофильмов, презентаций, слайд шоу о Байкале, «Нерпа», «Рыбы Байкала», «Кто живет в Прибайкалье»;

•     познавательное чтение;

•     конкуры, викторины;

•     продуктивная деятельность родителей с детьми: изготовление альбомов, плакатов, макетов;

•     познавательно-экспериментальная деятельность (опыты и эксперименты);

•     выпуск экологической газеты;

•     экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры –

·     путешествие;

·     экскурсии в музей.

Перспективный план работы

Сентябрь

Тема: «Байкал – уникальное озеро Сибири»    

Задачи:

1. Дать представление о местонахождении озера. Отметить его уникальность (величина, глубина, чистота воды).

2. Развить познавательный интерес к изучению озера Байкал и всего, что связано с ним.

3. Воспитание чувства гордости, что мы живем рядом с уникальным озером.      

Мероприятия  с детьми:

1. Рассматривание глобуса, карты России, карты Иркутской области.  

Вопросы:

- Как называется этот предмет? (Глобус)

- Что есть на планете Земля? (ответы детей)

- Кто знает об этом голубом «месяце» на карте? (ответы детей).

2. Рассказ «Все о Байкале» (величина, глубина, чистота воды).

3. Чтение легенды «Откуда взялось название Байкал», стихотворений М. Сергеева «Байкал», «Здравствуй, Байкал» и В. Дрюккер «Байкал».

4. Рассматривание альбомов и открыток на тему «Байкал».

5. Дидактические игры: «Соедини точки и узнай, что получится», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Итоговый продукт:

1. Фотоколлаж «Я на Байкале».

2. Изготовление альбома «Легенды и стихи о Байкале».

3. Рисование красками «Вода Байкала».

Октябрь

Тема: «Происхождение Байкала и его достопримечательности»

Задачи:

1. Закрепить знания о местоположении Байкала.

2. Дать доступные сведения о возникновении озера.

3. Познакомить с достопримечательностями озера Байкал и его окрестностями.

4. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Мероприятия с детьми:

1. Чтение легенд и сказок о происхождении Байкала.

2. Изучение научной информации о происхождении озера, доступной детям. Рассматривание камней, вулканических пород.

3. Чтение и рассматривание альбома «Чудеса озера Байкал».

4. Отгадывание загадок о Байкале.

5. Просмотр презентации.

6. Рисование на тему «Мой Байкал».

7. Викторина «Что я знаю о Байкале»

Вопросы викторины:

1. Что означает слово «Байкал

— Богатое озеро;

— Синее озеро;

— Глубокое озеро.

2.  Назовите возраст озера Байкал.

— 500 тысяч лет;

— миллион лет;

— 25 миллионов лет.

3. Сколько химических элементов содержится в воде Байкала?

— более 40 элементов;

— 155 элементов;

— 12 элементов.

4. Назовите самых древних обитателей Байкала?

— олигохеты;

— губки;

— брюхоногие моллюски.

5. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?

— на дне;

— на поверхности;

— везде.

6. Когда озеро Байкал замерзает?

— рано осенью;

— в декабре;

— никогда.

7. Назовите самую многочисленную рыбу Байкала.

— карась;

— щука;

— голомянка.

8. Могут ли байкальские рыбы изменять свой цвет?

- да;

- нет.

9. Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (3 балла.)

- белый медведь;

- морж;

- нерпа.

10. Когда озеро окрашивается в бурый цвет? (10 баллов.)

— весной, когда цветут водоросли;

— при попадании в озеро молнии;

— в шторм.

Итоговый продукт:

1. Альбом «Чудеса озера Байкал».

2. Альбом загадок о Байкале.

Ноябрь

Тема: «Эндемики Байкала»

Задачи:

1. Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.

2. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.

3. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Мероприятия с детьми:

1. Дидактическая игра “Собери разрезные картинки”.

2. Составление описательных рассказов о нерпе.

3. Логические задачи – лабиринты: «Помоги нерпе доплыть до рыбки».

4. Ситуативные разговоры и проблемные ситуации:

«Как помочь нерпе», «Если у нерпы поврежден какой-либо орган»,

«Нерпе нужен воздух как и тебе? »

5. Лепка:  «Омуль, голомянка»

6. Рисование: «Ластоногий символ Байкала»;  «Байкал – жемчужина Сибири»

7. Аппликация:  «Нерпа нежится на солнышке»

8. Конструирование: оригами нерпа

9. Чтение стихотворений, сказок о нерпе.

Итоговый продукт:

1. Макет «Нерпы на Ушканьих островах».

2. Оригами: нерпа.

3. Альбом «Эндемики Байкала».

4. Детские работы по теме.

5. Лэпбук «Нерпа».

Декабрь-Январь

Тема: «Растительный и животный мир Байкала».

Задачи:

1. Познакомить с флорой и фауной озера. Дать знания о некоторых водорослях и их назначении. Познакомить с санитарами-чистильщиками озера Байкал.

2. Уточнить и расширить знания о многообразии растительного мира Прибайкалья, о приспособлении растений к среде обитания.

3. Закрепить и расширить знания о многообразии животного мира Прибайкалья.

4. Уточнить знания об эндемиках озера Байкал.

Мероприятия с детьми:

1. Прослушивание аудиозаписи (шум леса, голоса птиц)

2. Знакомство с «Красной книгой».

3. Чтение произведений М. Сергеева «Олень – зеленые рога», «Тайга», «Листвянка». Чтение сказок красной книги,

4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Байкалу».

5. Дидактические игры «С какого дерева листок», «Деревья, цветы, ягоды, грибы», «Угадай по описанию», «Лечебные свойства растений Байкала».

6. Знакомство с лесом, с его обитателями, растительным миром и экосистемой

7. Рисование на темы: «Животные леса», «Растения Прибайкалья».

8. Аппликация на тему «Лес».

Итоговый продукт:

1. Макет «Лес».

2. Сборник сказок Марка Сергеева.

3. Магнитный макет для дидактической игры «Деревья, цветы, ягоды, грибы».

Февраль

Тема: «Рыбы Байкала. Уникальная экосистема Байкала»

Задачи:

1. Знать и называть рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки.

2. Закрепить знания об эндемике и загадке Байкала – голомянке. Повторить ее отличия от других рыб.  Формировать представления о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

3. Способствовать стремлению изучать богатство рыбного мира озера Байкал. Расширить знания о приспособлении рыб к среде обитания с помощью органов.

4. Углублять и систематизировать знания о растительном и животном мире Байкала. С помощью наглядной модели показать взаимосвязь растений и животных (пищевые цепи).  Приобщать дошкольников к экологической культуре.

Мероприятия с детьми:

1. Рассказ о промысловых рыбах Байкала с показом иллюстраций.

2. Чтение рассказа Марка Сергеева «Стеклянная рыбка Байкала», чтение стихотворений о рыбах.

3. Дидактические игры «Рыбаки», «Нарисуй по точкам», «Раскрась по образцу», «Узнай по описанию».

4. Отгадывание и составление загадок о рыбах и Байкале.

5. Рисование, лепка, аппликация по теме «Рыбы».

6. Работа с моделью «Этажи Байкала»: расположение рыб на «этажах озера».

7. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, открыток о рыбах Байкала.

Итоговый продукт:

1. Альбом «Рыбы Байкала».

2. Модель «Этажи Байкала».

3. Детские работы по теме.

4. Альбом «Подводный мир Байкала».

Март

Тема: «Ветры Байкала.  Острова Байкала».

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями климата Байкала в разное время года.

2. Познакомить детей с ветрами Байкала (Сарма, Верховик, Баргузин), их особенностями, значении для человека и окружающего мира.

3. Дать доступные сведения об островах Байкала. Помочь запомнить несколько названий островов и их достопримечательности.

4. Формировать умение самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы и играх.

Мероприятия с детьми:

1. Рассматривание альбомов.

2. Чтение литературы по теме, доступной детям.

3. Изготовление вертушек.

4. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой, с воздухом, с песком.

5. Словесно-дидактическая игра «Угадай, какой ветер?».

6. Отгадывание загадок.

Апрель

Тема: «Красота природы озера Байкал. Дары леса».

Задачи:

1. Обобщить знания детей о деревьях и ягодах наших лесов.

2.Продолжаем расширять представления о растительном мире Прибайкалья, о растениях смешанного сибирского леса: сосна обыкновенная, сосна сибирская, кедр, береза, рябина, купальница (жарок).

3. Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о лекарственных растениях. Раскрыть связи растений со средой обитания.

4. Воспитывать бережное, безопасное отношение к растениям в природе.

Мероприятия с детьми:

1. Творческие рассказы детей о растениях и животных Байкала.

2. Работа с энциклопедией на закрепление полученных знаний.

3. Разгадывание кроссвордов.

4. Рисование на тему «Путешествие по Байкалу», «Дары леса».

5. Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал».

Итоговый продукт:

1. Подборка открыток и альбомы по теме «Необыкновенный Байкал».

2. Мини-выставка «Сувениры озера Байкал».

Май

Тема: «Мы защитим Байкал»

Задачи:

1. Систематизировать и обобщить знания об озере Байкал, полученные за время проекта.

2. Продолжать развивать основы экологической культуры, экологической воспитанности.

3. Воспитывать желание защищать и охранять озеро.

4. Формировать умение прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал.

Мероприятия с детьми:

1. Изготовление плаката «Мы защитим Байкал».

2. Акция «За небо, за воду, за родную природу!» (выход в город, зона ближайшего окружения)

3. Экскурсия в музей природы.

4. Викторина «Что я теперь знаю о Байкале».

5.  Беседа «Не губите Байкал»

6. Ситуативная беседа «Жалобная книга Байкала».

Заключительный этап: 

1. Обработка и оформление материалов проекта.

2. Презентация  проекта детьми для детей других групп.

3. Презентация проекта педагогам на педсовете.

 

.  .  .