Информационно-творческий проект "Байкал - жемчужина Сибири"
Информационно-творческий проект "Байкал - жемчужина Сибири"
Автор: Вродливец Анна Михайловна
МБДОУ города Иркутска "Детский сад № 41"
Актуальность проекта:
Воспитание любви к природе, к природе родного края - одна из главных задач нашего дошкольного учреждения. Природа способствует, гармоничному развитию личности ребенка. Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды. Редкая чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Уникальность озера Байкал признана на международном уровне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе реализации проекта дети закрепят знания о том: где находится Байкал, кто живет и что растет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес.
В 1996 году Байкал включён ЮНЕСКО в список участков мирового природного наследия. Правительства многих стран взяли на себя обязательства сохранить это сотворённое природой чудо для будущих поколений.
В 1999году был учреждён День Байкала, он отмечается ежегодно в четвёртое воскресенье августа. Праздник получил общероссийское и общемировое признание, стал важной датой в нашем календаре.
Проблема: Озеро Байкал, в представлении детей, место отдыха и развлечения. Представления детей о флоре и фауне в Байкале и около него поверхностны, часто ошибочны.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего и подготовительного возраста, родители, воспитатели группы.
Цель: Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу, о его экосистеме. Продолжать знакомство детей с растительным и животным миром Прибайкалья
Задачи проекта:
Для детей:
1. Продолжать знакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, с многообразием животного и растительного мира.
2. Расширить знания о том, что большинство видов животных и растений эндемичны, т. е. больше в мире нигде не встречаются (нерпа, голомянка, омуль и т. д.)
3. Формировать представления о подводном мире Байкала, о его «этажах».
4. Прививать основы экологической культуры, понимание важности сохранения и охраны озера.
5. Закреплять и углублять представления об охране животного и растительного мира. Познакомить с Красной книгой.
6. Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе и ко всему живому, воспитать чувство гордости за то, что мы живем рядом с озером мирового значения.
Для родителей:
1. Познакомить родителей с работой группы по данной теме.
2. Повысить компетентность по охране озера Байкал и о том, что чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.
3. Оказание детям помощи в сборе информации.
4. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Планируемые результаты реализации проекта:
1. Расширение знаний детей и родителей о родном крае, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
2. Дети будут проявлять устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологии. Смогут увидеть негативные воздействия человека на окружающую среду. Будут проявлять чувства гордости и восхищения Байкалом, малой Родиной.
3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
• Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
• Консультации для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к охране озера Байкал, а также животного и растительного мира Прибайкалья.
• Подбор песен, музыкальных композиций, презентаций, связанных с тематикой проекта.
Основной этап:
Формы работы по реализации проекта:
• наблюдения и экологические беседы, ситуативные разговоры;
• просмотр видеофильмов, презентаций, слайд шоу о Байкале, «Нерпа», «Рыбы Байкала», «Кто живет в Прибайкалье»;
• познавательное чтение;
• конкуры, викторины;
• продуктивная деятельность родителей с детьми: изготовление альбомов, плакатов, макетов;
• познавательно-экспериментальная деятельность (опыты и эксперименты);
• выпуск экологической газеты;
• экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры –
· путешествие;
· экскурсии в музей.
Перспективный план работы
Сентябрь
Тема: «Байкал – уникальное озеро Сибири»
Задачи:
1. Дать представление о местонахождении озера. Отметить его уникальность (величина, глубина, чистота воды).
2. Развить познавательный интерес к изучению озера Байкал и всего, что связано с ним.
3. Воспитание чувства гордости, что мы живем рядом с уникальным озером.
Мероприятия с детьми:
1. Рассматривание глобуса, карты России, карты Иркутской области.
Вопросы:
- Как называется этот предмет? (Глобус)
- Что есть на планете Земля? (ответы детей)
- Кто знает об этом голубом «месяце» на карте? (ответы детей).
2. Рассказ «Все о Байкале» (величина, глубина, чистота воды).
3. Чтение легенды «Откуда взялось название Байкал», стихотворений М. Сергеева «Байкал», «Здравствуй, Байкал» и В. Дрюккер «Байкал».
4. Рассматривание альбомов и открыток на тему «Байкал».
5. Дидактические игры: «Соедини точки и узнай, что получится», «Скажи наоборот», «Назови ласково».
Итоговый продукт:
1. Фотоколлаж «Я на Байкале».
2. Изготовление альбома «Легенды и стихи о Байкале».
3. Рисование красками «Вода Байкала».
Октябрь
Тема: «Происхождение Байкала и его достопримечательности»
Задачи:
1. Закрепить знания о местоположении Байкала.
2. Дать доступные сведения о возникновении озера.
3. Познакомить с достопримечательностями озера Байкал и его окрестностями.
4. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
Мероприятия с детьми:
1. Чтение легенд и сказок о происхождении Байкала.
2. Изучение научной информации о происхождении озера, доступной детям. Рассматривание камней, вулканических пород.
3. Чтение и рассматривание альбома «Чудеса озера Байкал».
4. Отгадывание загадок о Байкале.
5. Просмотр презентации.
6. Рисование на тему «Мой Байкал».
7. Викторина «Что я знаю о Байкале»
Вопросы викторины:
1. Что означает слово «Байкал
— Богатое озеро;
— Синее озеро;
— Глубокое озеро.
2. Назовите возраст озера Байкал.
— 500 тысяч лет;
— миллион лет;
— 25 миллионов лет.
3. Сколько химических элементов содержится в воде Байкала?
— более 40 элементов;
— 155 элементов;
— 12 элементов.
4. Назовите самых древних обитателей Байкала?
— олигохеты;
— губки;
— брюхоногие моллюски.
5. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?
— на дне;
— на поверхности;
— везде.
6. Когда озеро Байкал замерзает?
— рано осенью;
— в декабре;
— никогда.
7. Назовите самую многочисленную рыбу Байкала.
— карась;
— щука;
— голомянка.
8. Могут ли байкальские рыбы изменять свой цвет?
- да;
- нет.
9. Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (3 балла.)
- белый медведь;
- морж;
- нерпа.
10. Когда озеро окрашивается в бурый цвет? (10 баллов.)
— весной, когда цветут водоросли;
— при попадании в озеро молнии;
— в шторм.
Итоговый продукт:
1. Альбом «Чудеса озера Байкал».
2. Альбом загадок о Байкале.
Ноябрь
Тема: «Эндемики Байкала»
Задачи:
1. Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
2. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
3. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Мероприятия с детьми:
1. Дидактическая игра “Собери разрезные картинки”.
2. Составление описательных рассказов о нерпе.
3. Логические задачи – лабиринты: «Помоги нерпе доплыть до рыбки».
4. Ситуативные разговоры и проблемные ситуации:
«Как помочь нерпе», «Если у нерпы поврежден какой-либо орган»,
«Нерпе нужен воздух как и тебе? »
5. Лепка: «Омуль, голомянка»
6. Рисование: «Ластоногий символ Байкала»; «Байкал – жемчужина Сибири»
7. Аппликация: «Нерпа нежится на солнышке»
8. Конструирование: оригами нерпа
9. Чтение стихотворений, сказок о нерпе.
Итоговый продукт:
1. Макет «Нерпы на Ушканьих островах».
2. Оригами: нерпа.
3. Альбом «Эндемики Байкала».
4. Детские работы по теме.
5. Лэпбук «Нерпа».
Декабрь-Январь
Тема: «Растительный и животный мир Байкала».
Задачи:
1. Познакомить с флорой и фауной озера. Дать знания о некоторых водорослях и их назначении. Познакомить с санитарами-чистильщиками озера Байкал.
2. Уточнить и расширить знания о многообразии растительного мира Прибайкалья, о приспособлении растений к среде обитания.
3. Закрепить и расширить знания о многообразии животного мира Прибайкалья.
4. Уточнить знания об эндемиках озера Байкал.
Мероприятия с детьми:
1. Прослушивание аудиозаписи (шум леса, голоса птиц)
2. Знакомство с «Красной книгой».
3. Чтение произведений М. Сергеева «Олень – зеленые рога», «Тайга», «Листвянка». Чтение сказок красной книги,
4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Байкалу».
5. Дидактические игры «С какого дерева листок», «Деревья, цветы, ягоды, грибы», «Угадай по описанию», «Лечебные свойства растений Байкала».
6. Знакомство с лесом, с его обитателями, растительным миром и экосистемой
7. Рисование на темы: «Животные леса», «Растения Прибайкалья».
8. Аппликация на тему «Лес».
Итоговый продукт:
1. Макет «Лес».
2. Сборник сказок Марка Сергеева.
3. Магнитный макет для дидактической игры «Деревья, цветы, ягоды, грибы».
Февраль
Тема: «Рыбы Байкала. Уникальная экосистема Байкала»
Задачи:
1. Знать и называть рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки.
2. Закрепить знания об эндемике и загадке Байкала – голомянке. Повторить ее отличия от других рыб. Формировать представления о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.
3. Способствовать стремлению изучать богатство рыбного мира озера Байкал. Расширить знания о приспособлении рыб к среде обитания с помощью органов.
4. Углублять и систематизировать знания о растительном и животном мире Байкала. С помощью наглядной модели показать взаимосвязь растений и животных (пищевые цепи). Приобщать дошкольников к экологической культуре.
Мероприятия с детьми:
1. Рассказ о промысловых рыбах Байкала с показом иллюстраций.
2. Чтение рассказа Марка Сергеева «Стеклянная рыбка Байкала», чтение стихотворений о рыбах.
3. Дидактические игры «Рыбаки», «Нарисуй по точкам», «Раскрась по образцу», «Узнай по описанию».
4. Отгадывание и составление загадок о рыбах и Байкале.
5. Рисование, лепка, аппликация по теме «Рыбы».
6. Работа с моделью «Этажи Байкала»: расположение рыб на «этажах озера».
7. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, открыток о рыбах Байкала.
Итоговый продукт:
1. Альбом «Рыбы Байкала».
2. Модель «Этажи Байкала».
3. Детские работы по теме.
4. Альбом «Подводный мир Байкала».
Март
Тема: «Ветры Байкала. Острова Байкала».
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями климата Байкала в разное время года.
2. Познакомить детей с ветрами Байкала (Сарма, Верховик, Баргузин), их особенностями, значении для человека и окружающего мира.
3. Дать доступные сведения об островах Байкала. Помочь запомнить несколько названий островов и их достопримечательности.
4. Формировать умение самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы и играх.
Мероприятия с детьми:
1. Рассматривание альбомов.
2. Чтение литературы по теме, доступной детям.
3. Изготовление вертушек.
4. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой, с воздухом, с песком.
5. Словесно-дидактическая игра «Угадай, какой ветер?».
6. Отгадывание загадок.
Апрель
Тема: «Красота природы озера Байкал. Дары леса».
Задачи:
1. Обобщить знания детей о деревьях и ягодах наших лесов.
2.Продолжаем расширять представления о растительном мире Прибайкалья, о растениях смешанного сибирского леса: сосна обыкновенная, сосна сибирская, кедр, береза, рябина, купальница (жарок).
3. Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о лекарственных растениях. Раскрыть связи растений со средой обитания.
4. Воспитывать бережное, безопасное отношение к растениям в природе.
Мероприятия с детьми:
1. Творческие рассказы детей о растениях и животных Байкала.
2. Работа с энциклопедией на закрепление полученных знаний.
3. Разгадывание кроссвордов.
4. Рисование на тему «Путешествие по Байкалу», «Дары леса».
5. Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал».
Итоговый продукт:
1. Подборка открыток и альбомы по теме «Необыкновенный Байкал».
2. Мини-выставка «Сувениры озера Байкал».
Май
Тема: «Мы защитим Байкал»
Задачи:
1. Систематизировать и обобщить знания об озере Байкал, полученные за время проекта.
2. Продолжать развивать основы экологической культуры, экологической воспитанности.
3. Воспитывать желание защищать и охранять озеро.
4. Формировать умение прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал.
Мероприятия с детьми:
1. Изготовление плаката «Мы защитим Байкал».
2. Акция «За небо, за воду, за родную природу!» (выход в город, зона ближайшего окружения)
3. Экскурсия в музей природы.
4. Викторина «Что я теперь знаю о Байкале».
5. Беседа «Не губите Байкал»
6. Ситуативная беседа «Жалобная книга Байкала».
Заключительный этап:
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Презентация проекта детьми для детей других групп.
3. Презентация проекта педагогам на педсовете.