Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие читательского интереса у детей четвертого года жизни

Дата публикации: 2022-01-19 14:42:11
Статью разместил(а):
Шурмина Анна Александровна

Развитие читательского интереса у детей четвертого года жизни

Автор: Шурмина Анна Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье рассматривается процесс развития читательского интереса к художественной литературе и фольклору у дошкольников, а также предлагаются приёмы и методы, направленные на развитие этого интереса у детей 3-4 лет.

Ключевые слова: читательский интерес, условия развития интереса детей, словесное рисование, заучивание стихов, выразительное чтение, доступность текста.

 

Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. В работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.С. Ушаковой и художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта своего народа.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из приоритетных направлений является развитие речи у дошкольников. Одна из задач речевого развития – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (п. 2.6 ФГОС ДО). 

Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического развития и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы, фольклора, стимулирование переживания персонажам художественных произведений (п.2.6 ФГОС ДО). 

В словарях разных типов для понятия «читательский интерес» отдельного толкования не существует. К более широкому понятию «интерес», как правило, можно найти ряд синонимов: увлечение, внимание, любопытство. Все они, так или иначе, имеют отношение к процессу чтения и общения с книгой. 

Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности. 

Интерес – понятие, связанное с возрастом читателя и проявляющееся в зависимости от возраста. Возрастные особенности проявления интереса заметны в выборе вида литературы, жанра. Интерес к книге у детей дошкольного возраста может быть ограничен кругом тем, связанных с опытом их жизни, широтой представления о мире, с потребностями познания, с изменением его психологического состояния.  

Интерес к чтению проявляется по-разному. Это может быть интерес к произведению, к тексту. Необходимо возбуждать детское любопытство, способствовать активности восприятия, воображения, вырабатывать чувство текста, реакцию на слово, поступок, действие героя. Интерес к чтению вызывают книжные иллюстрации. У одних детей - монохромные, черно-белые, у других – только полихромные. В данном случае к интересу ведет эстетическое удовлетворение от внешнего вида книги. 

Условия, способствующие развитию читательского интереса.

Для формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия: 

Психологические: 

1. Учет возрастных особенностей детей.

Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

2. Учет особенностей восприятия детей.

Восприятие художественного произведения – это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слушающего). Ребенок дошкольник глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращает внимания на описания, детали текста. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труднее прозу. Его восприятию свойственна наивность. Он не любит плохого конца в произведениях, изменяет его или, предчувствуя плохой конец, просит не читать дальше.

Понравившаяся ребенку книга оказывает на него сильное эмоциональное воздействие. Степень этого воздействия иногда такова, что маленький человек до мелочей представляет происходящее, включается в ход событий, живет ими, использует сюжет произведения в своих играх.

Восприятие — это процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно-действенным (1 - 3 года) и наглядно-образным (4- 5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании малыша.

На первом этапе восприятия произведения ведущим психическим процессом является воображение. На стадии обдумывающего восприятия — мышление. Оно углубляет первоначальное эмоциональное постижение текста, преобразует его в интеллектуальное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представляя, воображая и обдумывая происходящее в книге, читатель преобразует текст относительно себя самого, становится соавтором, сотворцом художественного мира книги.

Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания грамотного читателя, необходимо знать: литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи, выбирать надо те произведения, языковая основа которых будет доступна маленькому слушателю, а содержание — интересным.

Педагогические: доступность; наглядность; занимательность; динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений.

Доступность.

Содержание произведения будет доступно ребенку тогда, когда прежде всего доступными будут язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития ребенка и в то же время будет несколько опережать этот уровень. Одним из показателей доступности книги для малыша будет интерес к ней и желание слушать ее чтение. 

Наглядность.

Обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст. Книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание.

Требования, которые предъявляются к книжной наглядности, — ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие. Иллюстрация должна быть цветной, а цветовая гамма — соответствовать реальности. В младшем дошкольном возрасте наглядность играет очень важную роль в развитии читательского интереса.

Занимательность сюжета. 

Это один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность.

Динамичность.

Дошкольник пока еще не обладает способностью долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некоей тайной, напряженностью повествования. Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, неинтересен дошкольникам.

Воспитательная ценность произведений.

Под воспитательной ценностью произведений понимаются их идейная направленность, позитивное воздействие на ребенка при формировании нравственных качеств личности, наличие дидактики в художественном тексте.

Приемы и методы при работе с художественной литературой.

Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. В период общения с книгой ребенок становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно своему восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение узнали другие.

Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Нужно научить дошкольника отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Для разного возраста существуют разные типы вопросов. От 1-3 трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те, которые малыш слышал в народных песенках и потешках («Кисонька – Мурысонька, где была?», «Заинька, где ты был – побывал?»). В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений.

На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать.

Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы «где и почему?», «кто и где?», чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее.

Подготовительная (вводная) беседа подготавливает детей к восприятию текста, настраивает их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография писателя, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого. Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем.

Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.

Выразительное чтение воспитателя.

Цель – донести до слушателя авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. 

Рассказывание – особый вид общения с детьми всего периода дошкольного детства, который повышает уровень умственного развития детей, дает работу мысли, развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции, способствует развитию эстетических чувств. Рассказывание сказки – рассказывание происходит от первого лица, так, как будто бы рассказчик сам был участником происходящего. Прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе сказочные картины, что оживит рассказ и сделает его ярким, впечатляющим. Рассказывание произведений других жанров – имеет ограниченное право в изменении авторского текста: можно заменить отдельные слова, конкретизировать какое-то понятие или действие героя, сохраняя при этом те художественные находки которые есть у автора, голосом, интонацией подчеркивая их особенность и неповторимость. Поэтому рассказчик должен обладать хорошим знанием текста произведения, соблюдать его логику, владеть красивой образной, правильной речью. 

Среди приемов, которые можно использовать в работе с дошкольниками, следует назвать словесное рисование – это устное изображение недостающего в произведении. Оно способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка. Этот прием учит вчитываться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представлением о том, что может быть. Задача педагога при использовании этого приема – умело руководить коллективом фантазеров, не подавлять их желания выдумывать.

Заучивание стихов.

Смысл каждого слова в стихотворении должен быть понятен и отчетливо услышан детьми, содержание стихотворения должно быть интересным малышу по тематике, по мироощущению. Это должна быть поэзия, открывающая ребенку мир, поражающая своей красотой, эмоциональной наполненностью. Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни – кричалки, дразнилки, заклички. В последнее время широко используется методика по обучению детей с помощью мнемотаблицы.

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность ребёнка связана с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности.

Для формирования читательского интереса в каждой групповой комнате всех возрастов необходимо наличие книжного уголка. Он должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

Таким образом, чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

 

Список литературы:

1. Гербова В.В., Ильчук Н.П. и др. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 3-4 лет. – М., Мозаика -Синтез, 2018.- 421с.

2. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста. // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №6. - С. 6-

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 224с.

  

.  .  .