Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интерактивные игры как средство взаимодействия с семьёй в детском саду

Дата публикации: 2022-01-16 18:01:51
Статью разместил(а):
Закирова Татьяна Юрьевна

Интерактивные игры как средство взаимодействия с семьёй в детском саду

Авторы: Епанова Татьяна Алексеевна

и Закирова Татьяна Юрьевна

 

Семья и детский сад составляют для ребёнка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.

Главная задача взаимодействия педагогов с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу  общности интересов и воспитательных усилий.

В современном образовании  всё больше используются инновационные технологии, которые позволяют более доступно и в интересной форме сблизить педагогов, детей и родителей.

Интерактивные игры - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивная игра-это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с  определённой учебной целью.

Термин «интерактивные игры» подчёркивает два основных признака:  игровой характер и возможность взаимодействия. Интерактивные игры побуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

- В зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю эту интерактивную игру?», «Какие цели при этом преследуют?»

- От количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие – работу в парах, в тройках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является ещё одним важным классифицирующим критерием.

Ещё одно основание для классификации игр – средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры,  в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела».

Существуют и другие средства самовыражения – рисунки, шумы и звуки, изготовление трёхмерных объектов, письмо и т.п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств  взаимодействия, в процессе работы, оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

Четыре шага в работе с интерактивными играми.

Шаг 1. Анализ групповой ситуации.

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников.

После того, как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно нужно делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

- Информацию о целях проведения игры. После этого он кратко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

- Чёткие инструкции в процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

- Уверенное поведение педагога.

- Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг 3. Проведение игры. На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и даёт дальнейшие инструкции, следит за соблюдением временных рамок и правил, наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов. Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным опытом и поведением в повседневной жизни.

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Обучение с использованием интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, только рассказывают своим детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные  внутренние процессы, общаться  с другими вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения;

- обратная связь – участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определённым образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае такая связь полезна для обучения;

- открытые результаты – никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных и неправильных решений. Уважается реальность,  а вопрос о целесообразности определённого способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников;

- учёт естественных потребностей – во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию;

- соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр.

1. Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

2. Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего родительского потенциала.

3. Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

4. Интерактивные игры помогают родителям увидеть особенности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

5. Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте.

6. Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

7. Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

8. Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению интерактивных игр способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями.

В результате проведения интерактивных игр создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей  с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к дошкольному учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

 

.  .  .