Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Связь мелкой моторики рук с формированием правильного звукопроизношения у дошкольников

Дата публикации: 2021-11-22 23:43:49
Статью разместил(а):
Гарагуля Ольга Викторовна

Связь мелкой моторики рук с формированием правильного звукопроизношения у дошкольников

Автор: Гарагуля Ольга Викторовна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье рассмотрена связь мелкой моторики рук и координации пальцев с развитием речи детей дошкольного возраста. Проанализирована физиологическая связь движения рук и активации процессов в коре головного мозга. Представлен перечень упражнений и игр, которые могут применяться педагогами и родителями для развития моторики. Сделан вывод о положительном влиянии развития мелкой моторики на речь ребенка.

Ключевые слова: мелкая моторика, звукопроизношение, мышление, дошкольники.

 

В том, что движение пальцев тесно связано с речью, было известно давно. В народе было принято, играя с маленькими еще не говорящими детьми, сопровождать слова песни движениями пальцев. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона, «сорока белобока» и др.

В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука—это инструмент всех инструментов», - сказал Аристотель. Для неговорящих людей движение рук заменяет речь.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Существует взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизацией их работы. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

В процессе интенсивного развития мелкой моторики рук ребёнка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседний речевой центр. В результате развития речи ребёнка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Простые упражнения на развитие мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы.

Дошкольник с низким уровнем развития мелкой моторики подвержен быстрому утомлению. Письменные задания, например штриховка или обведение фигуры по контуру, для него трудновыполнимы. Он не способен полноценно сконцентрироваться, быстро отвлекается, внимание рассеивается, что негативно сказывается на результатах занятия. В дальнейшем это может затруднить усвоение материала и привести к отставанию в учебе. Это определяет актуальность развития мелкой моторики и координации пальцев рук дошкольников.

Поэтому одновременно с работой по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, необходимо как педагогу, так и родителям практиковать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Далее приведен перечень упражнений и игр, позволяющих развить моторику рук.

1. Ежедневный массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Необходимы мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы). Изготовление поделок и аппликаций из бумаги. 

4. Теневой пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом.

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование, работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок, шнуровка.  

10. Использование Су-джок стимуляторов–массажеров. 

При подборе и выполнении игровых упражнений необходимо руководствоваться следующими принципами:

– игровые упражнения должны радовать ребенка, отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;

– обязательно хвалить ребенка за успешное выполнение упражнений, а случае затруднений ненавязчиво помогать;

– постепенное усложнение игрового материала, переходить от простого к сложному;

– занятия должны быть систематическими.

Использование предложенных упражнений регулярно позволяет ребенку значительно быстрее прогрессировать в речевом развитии, повышает концентрацию внимания, подготавливает руку к письму.

Таким образом, одним из важнейших средств способствующих формированию правильной речи у ребенка, являются упражнения и  игры развивающие моторику.

 

Список литературы: 

1. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с. 

2. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с. 

3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с. 

4. Соковых С.В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. / С.В. Соковых // Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.

5. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 59 с.

 

.  .  .