Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Творческие проявления детей в раннем возрасте

Дата публикации: 2021-11-18 14:31:16
Статью разместил(а):
Беккер Наталья Алексеевна

Творческие проявления детей в раннем возрасте

Автор: Беккер Наталья Алексеевна

 

Аннотация: статья посвящена теме творческих проявлений детей в игре, о том каким образом возникают игровые замещения и как помочь ребенку открыть простор для фантазии и творчества. Важную роль на начальном этапе приобщения детей к игре, конечно, занимает взрослый, который вовлекает ребенка в процесс совместной игры с ним, передавая ребенку способы замещения одних предметов другими. Только играя вместе с кем-либо, ребенок открывает для себя возможность превращать одни предметы в другие и приобретает внутреннюю свободу творить свой воображаемый мир. 

Ключевые слова: детское творчество, игра, игровые замещения, игровые имена, предметы-заместители, эмоциональная вовлеченность.

 

К концу раннего возраста ребенок становится всё более самостоятельным не только в своих действиях, но и в высказываниях и в замыслах. Первые элементы творчества появляются как раз на рубеже раннего и дошкольного возраста. Обычно творчество рассматривается как создание новых материальных и духовных ценностей, порождение чего-то нового, социально значимого и ранее не существовавшего. Однако с точки зрения детской психологии творчество проявляется везде, где человек создает хоть крупицу нового для себя: воображает, изменяет, отступает от стереотипа. С этой точки зрения в раннем детстве можно и нужно говорить о творческих проявлениях.

Уже в полтора-два года малыш придумывает новые слова и речевые обороты, которые удивляют и забавляют взрослых. Например: «Дождь налужил», «Животик больнул», «Кашу нужно высолить» и так далее. Все эти высказывания малыши не могли слышать от взрослых. Они придумали их сами. При этом в основе этих придумок лежит интуитивное следование законам языка, правил употребления суффиксов и приставок. Эти детские изобретения несомненно можно рассматривать как проявления творчества. Есть даже такой термин: «Детское словотворчество». Но это явление временное, преходящее, связанное с освоением речи.

Настоящие проявления детского творчества появляются в игре детей и связаны с возникновением этой действительно творческой детской деятельности.

Игра детей второго года жизни имеет в основном воспроизводящий, подражательный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и тем, что показывает взрослый. Дети играют только с реалистическими игрушками (посуда, мебель, одежда), ничего не придумывая и ни в кого не превращаясь. Малыш использует только те предметы, которые у него под рукой по их прямому назначению, и воспроизводит только те действия, которые ему уже известны.

На третьем году жизни, если ребенок умеет играть, тип его поведения резко меняется. Ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, карандаш может стать ракетой, или ружьем, или волшебной палочкой. Носовой платок может стать одеялом или шляпой для куклы. Одни предметы начинают превращаться для ребенка в другие и замещать недостающие. Предметы становятся как бы символами других, поэтому такие игровые замещения называют символическими.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии и творчества ребенка в дальнейшем.

Исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и создать мнимую ситуацию. Все это может свидетельствовать о  том, что истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Без специального обучения игра и игровые замещения не возникают.

Как же возможно обучить игре? Ведь она является самостоятельной, творческой деятельностью детей и никак не сводится к усвоению каких-либо определенных навыков. Поэтому более уместно говорить не об обучении игре, а о приобщении к ней. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребенку способ замещения одних предметов другими. Только играя вместе с кем-либо, ребенок может открыть для себя возможность превращения одних предметов в другие, а, следовательно, преодолевать давление ситуации и приобретать внутреннюю свободу, позволяющую творить.

Однако происходит это не сразу. Сначала ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого, но постепенно обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и начинает подражать им – использует те же предметы и точно так же действует с ними. Ему безразлично, с какими предметами совершать то или иное действие, он легко принимает и воспроизводит любые действия взрослого с любыми предметами, это замещение не является значимым для малыша.

Постепенно малыши демонстрируют привязанность к определенным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их воспроизводят.

Впоследствии в поведении детей наряду с подражательными, появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Не выходя за рамки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны. Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения присутствуют только в движениях, но не в сознании ребенка. Реальная и игровая функция предметов в таких замещениях оказываются равнозначными. Сначала ребенок производит действия с предметом-заместителем, не называя его игровым именем. На ранних стадиях развития игры ребенок не может назвать предмет новым именем до того, как он произведет с ним соответствующее действие.

Другим важным условием переименования предмета в игре является эмоциональная вовлеченность ребенка в игру  в действия взрослого. Дети принимают и повторяют новое, игровое название предмета, только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой и если ребенок «заражается» этой увлеченностью. Если же взрослый просто демонстрирует новые действия с предметами и комментирует их, дети ограничиваются подражанием, но никогда не называют предметы новыми именами и не переходят к самостоятельным замещениям.

Название предмета собственным новым игровым именем носит характер открытия и меняет характер действий ребенка. Зафиксированное в слове новое значение предмета как бы оживляет этот предмет, рождает яркий образ всей ситуации его использования.

Как можно видеть, переименование предмета – была пирамидка, стало яичко – преобразует весь смысл ситуации и действий ребенка. Они становятся более эмоциональными, целенаправленными и соответствующими воображаемой ситуации. После первого игрового переименования предмета, которое часто является принятием (а не просто повторением) переименования взрослого, происходит как бы открытие нового, условного способа действия с предметами. Ребенок начинает вводить в игру собственные, подчас оригинальные замещения.

Переименование предметов перемещается к началу игрового действия, становится более осознанным. В игру детей прочно входят замещения. Большинство детей конца третьего года жизни без труда могут превратить одни предметы в другие и сами дают им соответствующие названия. Эти замещения часто бывают достаточно оригинальными собственными изобретениями детей. Они-то и являются первыми «продуктами» детского творчества.

Ребенок начинает ясно видеть сходство и различие между обозначающим и обозначаемым предметом; выбор предмета-заместителя перестает быть случайным: малыш сначала ищет подходящий предмет, и только потом дает ему новое название.  Кубик может превратиться в машинку, шарик стать колобком, а карандаш – ножом или градусником. Все зависит от того, какое название дать предмету. Осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий детей позволяет рассматривать их как проявления детского воображения и творчества. Появившаяся свобода в оперировании образами предметов и их обозначениями (словами) позволяет ребенку переструктурировать наглядную ситуацию в целом, вырваться за ее пределы и создать свой собственный сюжет игры.

Когда ребенок играет без опоры на реалистические игрушки, свободно замещая один предмет другим, такая игра уже выступает как совершенно самостоятельная, независимая от взрослого деятельность, в которой ребенок свободен от наглядной ситуации и творит свой собственный воображаемый мир.

 

Список литературы:

1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с. 

2. Головей Н. А.  Развитие личности ребенка от года до трёх – 3-е изд. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 510 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника. - М.: Юрайт, 2010. - 288 с. 

4. Новоселова С.Л. Игра и развитие личности дошкольника / НИИ дошкольного воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2003. - 152с. 

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – Эксмо-пресс, 2000.- 464 с.

 

.  .  .