Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Народная педагогика в воспитании дошкольников

Дата публикации: 2021-11-16 16:30:06
Статью разместил(а):
Шурмина Анна Александровна

Народная педагогика в воспитании дошкольников

Автор: Шурмина Анна Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные тенденция и направления использования приёмов народной педагогики для развития детей дошкольного возраста. Проанализированы особенности фольклора и его значение при формировании знаний, умений, навыков у детей. 

Ключевые слова: фольклор, колыбельная, потешка, пестушка, загадка, считалка, закличка, скороговорка, пословица, поговорка, сказка. 

 

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.

Народная педагогика – это проверенная жизнью воспитательная практика, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания. Это - родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является - фольклор.

Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не дозволено.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский: «Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.». К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». Благодаря тому, что традиции воспитания детей в России формировались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, накопился целый пласт детской культуры, включающий в себя потешки, прибаутки, песни, сказки, игры и многое другое. Всё это – детский фольклор.

Детский фольклор – это часть народной педагогики и элемент устного народного творчества, жанры его интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Малые фольклорные жанры - средства народной педагогики в детском саду. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его, настроить ребёнка на отдых. Само название «колыбельная» произошло от глагола «колыбать» — колыхать, колебать, качать, зыбать. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания — колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными.

Колыбельная играла роль оберега, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. Главные мотивы колыбельных песен — пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Пестушки, потешки, прибаутки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения.

Согласно народной педагогике для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

В древности детей не воспитывали, а пестовали. Пестование (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать). Вот если, учить «дитятю» мыть руки, умываться, нужно произносить пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком:

«Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Массаж, повороты головы, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с помощью воспитателя  – все это не только физически оздоровляет ребёнка, но и доставляет ему массу удовольствия. У ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать с взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой воспитатель чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны ребёнка.

Прислушиваясь к подобному речитативу воспитателя, дети предвосхищают игровые движения, смеются и уже подставляют головку, протягивают ручки, вытягивают ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» детей.

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Для детей младшего возраста подбираются потешки, которые, не только понятны ребёнку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п.

Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого и др.

Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах, то есть познает окружающий его мир и проявляет активность к его пониманию.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Заклички – это один из древнейших жанров фольклора, закликательные песни языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.

Закличка рождает в ребенке веру в значимость слова.  Ребёнок, проговаривая закличку, как бы произносит заклинание, что все будет хорошо. Например, если попала вода в ухо при купании, то нужно попрыгать на одной ножке и прокричать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!». Когда у ребёнка шатается молочный зуб, он приговаривает:

Мышка, мышка,

Возьми плохой зуб,

А дай мне хороший.

Излюбленной словесной игрой детей старшего дошкольного возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

Молчанка — это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Загадки - одно из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.

Пословицы и поговорки раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи. Пословицы являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Сказка в воспитании дошкольников.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь, с присущими ей злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

Роль детских сказок - развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.

Сказка не дает прямых наставлений детям - «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь.

 

Список литературы:

1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. – 138 с.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2011. – 400с.

3. Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства.

 

.  .  .