Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи в педагогической системе М. Монтессори

Дата публикации: 2021-10-11 18:15:09
Статью разместил(а):
Закирова Татьяна Юрьевна

Развитие речи в педагогической системе М. Монтессори

Авторы: Закирова Татьяна Юрьевна

и Епанова Татьяна Алексеевна

МАДОУ «Детский сад № 369», г. Пермь

 

Ребенок сталкивается с человеческой речью с первых минут своей жизни. Он начинает улыбаться, когда слышит знакомый голос и даже чувствует его интонацию. Постепенно, по мере взросления, ребенок впитывает ту манеру речи и общения, которая непосредственно его окружает. Без внешних контактов с миром и окружающими людьми развитие речи было бы абсолютно невозможно. Таким образом, развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития.

Главные цели обучения родному языку заключается в том, чтобы расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. При этом это не только цели родителей и педагогов, но, в первую очередь, потребность ребенка в сенситивный период восприятия языка. Речь способствует организации познавательной деятельности и понятийного мышления. Ребенку для полноценного общения и обогащения представлений об окружающем мире необходимо овладеть речью, именно она в определенной мере является регулятором его поведения, помогает спланировать участие в коллективной деятельности.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки).

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Рассматривая влияние метода на речевое развитие, отметим, что его достоинством является возможность в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки).

Актуальность работы по данной теме обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями, дефекты часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В связи с этим специалистам приходится пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, искать новые формы и методы работы по развитию речи детей.

Использование педагогической системы Марии Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности ребенка, максимально учитывая его индивидуальные особенности.

В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

Сущность и особенности педагогической системы М. Монтессори.

Мария Монтессори - известный итальянский педагог, в честь которой было назван  о целое педагогическое направление - Монтессори-педагогика.

Свою первую школу она открыла в 1907 году. В этой школе педагогами проводились занятия с умственно отсталыми детьми. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих и систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу.

Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. На протяжении почти 100 лет её успешно применяют в  практической работе с  детьми  воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг.

В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю.И. Фаусек.

С 1991 г. происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори - детских садов и ряд экспериментальных начальных школ.

Монтессори также наметила пути применения своего метода к воспитанию и обучению детей от 0 до 3 лет и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако большинство Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет.

Важно указать, что в педагогике М. Монтессори ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам.

Отметим, что метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к cамообучению, к саморазвитию.

Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого — наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются.

Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных  Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон:

1. Зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое).

2. Зона сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов, и, конечно же, развить мускульную память.

3. Зона математического развития, которая  содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет.

4. Зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. «Космическая» зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать  целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

В свою очередь, дидактические Монтессори-материалы - это и учебные пособия, и развивающие игры, которые изготовлены из натуральных материалов. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении.

Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Педагог не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется наказаниями. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Для того чтобы, деятельность ребенка была продуктивной и полезной педагог дает ребенку урок на 2- 3 минуты. На нем демонстрируется, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

М. Монтессори никогда не отрицала важной роли игры в процессе развития ребенка. Она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно с игрушками. Монтессори была противницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково “впитывают” и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре.

Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражнения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Здесь применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.

Развитие речи детей по методике М. Монтессори.

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори.

Согласно вышеуказанной методике, существуют периоды благоприятного развития какой-либо психической функции, те периоды наивысшей чувствительности к определенному роду воздействия (сензитивные периоды):

0-1 года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;

1-3 года (раннее детство) – речь;

3-5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;

5-7 лет (старший дошкольный возраст) – память.

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что изучает язык. Это происходит каждый день его жизни - он ведь всегда слышит человеческую речь. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет.

На втором году жизни ребенок произносит первые слова. С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины.

Согласно мнению Марии Монтессори, это происходит примерно в три, три с половиной года. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями, это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности.

В 3-4 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы.

Третий год жизни характеризуется значительным расширением речевых возможностей малыша, которому теперь необходимо научиться общаться не только с взрослыми, но и со своими сверстниками. Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (память, внимание), мышление ребенка. Маленький почемучка задает один вопрос за другим, выслушивает ответы и заодно совершенствует свою способность применять в собственной речи новые слова, словосочетания и фразы. Развивать речевые возможности ребенка по-прежнему следует во всех направлениях. К 4,5-5 годам ребенок готов не только без принуждения, но и самостоятельно учиться читать.

К 7 годам завершается процесс овладения речью. Язык – это не только средство общения, но и мышления. Это предмет сознательного изучения, те ребенок готовится к поступлению в школу. Она начинается обучаться чтению, письму, развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу 7-го года завершается процесс фонематического строя речи, интенсивно растет словарный запас. В 3 года ребёнка знает примерно 1500 слов, в 6 лет – от 2500 до 3000 слов. Развивается грамматический строй речи, дети усваивают строение слова. Построение фразы. Они обладают самостоятельным словотворчеством, иногда очень оригинальным (у лысого голова босяком).

На границе 7-8 лет ребенок переходит к контекстной речи, те содержание речи раскрывается в контексте. Она присутствует при пересказе фильма, рассказа, сказки, описывании картины. Выделяется эгоцентрическая речь про себя и для себя (внутренний монолог). Эта речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Таким образом, расширяются способы общения ребенка и это важный фактор его развития. Продолжается общение с взрослыми, для ребенка они – эрудиты (знающие все). Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы и попутно рассуждать по этому поводу (куда летит дым?)

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Все это заставляет воспитателей и педагогов Монтессори-групп обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремится выплеснуть. Рождается спонтанное письмо.

Очень важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения. Письмо и чтение стоят близко друг от друга, но, по мнению Монтессори, это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

В связи с этим в Монтессори-группе ребенок сначала учится писать, а потом читать. Процесс чтения, согласно мнению Марии Монтессори, интеллектуально более сложен для ребенка. Чтобы уметь писать, надо научиться слышать отдельные звуки в слове; знать, какой буквой, какой звук обозначается; суметь выстроить из букв слово; а затем его надо записать. Здесь нет смысловых трудностей: когда мы пишем, мы заранее знаем, что именно мы хотим написать.

Чтение - процесс сложный с интеллектуальной точки зрения. Ведь здесь происходит обратный процесс: озвучить написанные буквы, собрать их вместе, а потом - наполнить смыслом, понять получившееся слово. Именно это оказывается очень сложным для детей.

Поскольку Монтессори-метод несет в себе антропологические основания, то есть глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет «методом самопроизвольного письма». Предоставив возможность ребенку развивать свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), педагогам остается обеспечить ему возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно.

Ю.И. Фаусек называет самопроизвольное детское письмо «моторным переводом слышимых звуков». На основании этих наблюдений и был составлен специальный дидактический материал, позволяющий малышам легко овладеть техникой письма. Он состоит из трех основных групп и многочисленных последующих упражнений:

- материал для рисования, штриховки;

- карточки с шершавыми буквами;

- подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописи и шрифтовых карточек.

В подготовительной среде детского сада, работающего на основе Монтессори-метода, есть много специальных материалов, помогающих ребенку самостоятельно освоить процесс письма. Но косвенно дети уже готовы к этой работе, потому что ранее упражнялись с другими материалами, прямая цель которых иная: готовить ребенка к практической жизни или развивать чувства, математические способности. Когда дети пересыпают зерно из одной чашечки в другую или завязывают шнурки, они тренируют точное движение и глазомер. Когда они отличают шершавую дощечку от гладкой - развивают свое тактильное чувство, позже оно поможет ощутить очертание букв. Когда ребенок берется тремя пальчиками за кнопки цилиндров или вкладышей геометрического комода, он учится правильно держать карандаш.

Материалы для самостоятельного письма предъявляются ребенку в определенной последовательности. Введение каждого нового материала происходит, после того как хотя бы один ребенок в группе готов к работе с ним.

Кроме материалов по обучению письму в Монтессори - группах используется дидактический материал для обучения чтению, который состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого - к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

В целом все материалы, располагающиеся в речевой зоне дошкольной Монтессори-группы можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. Здесь представлены небольшие предметы, мелкие фигурки.

Ко второй группе относятся материалы по обучению письму.

К третьей группе относятся материалы по обучению чтению.

К четвертой группе относятся материалы по введению в грамматику.

Одной из самых распространенных форм занятий по развитию речи является «беседа в кругу». Темы для обсуждения в основном возникают из событий, происходящих вокруг ребенка.

Развитие речи происходит также во время работы, направленной на знакомство ребенка с правилами поведения в обществе, которая проводится обычно в кругу.

Расширение словарного запаса ребенка происходит при выполнении упражнений в зоне практической жизни. Сенсорный материал знакомит ребенка со свойствами предметов, впечатления, полученные посредством органов чувств, находят вербальное выражение. В математике ребенок знакомится с целым рядом абстрактных понятий: названиями чисел, арифметическими действиями, геометрическими фигурами и телами.

Обогащение словарного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребенком новой информации. В речевой зоне Монтессори-материала для этого предлагаются наборы карт с изображением различных предметов или живых существ – по одному на карте и карта для обобщающего понятия, где нарисованы все предметы вместе. Обобщающие понятия делятся на 3 группы: животные, растения, человек. В соответствии с вышесказанным, наборы карт имеют желтый, зеленый или красный кант, что позволяет проводить самостоятельный контроль и легче ориентироваться как ребенку, так и педагогу.

Работая с детьми, автор методики постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка.

Как было отмечено, большое значение в методике М. Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Подведя итог, заключим, что данная методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности ребенка, дающая ему свободу выбора. В таких группах ребенок научится читать и писать грамотно и в соответствии с темпами своего индивидуального развития. Выпускники Монтессори-групп владеют беглым чтением текстов разной сложности, разобрать слово по составу, найти члены предложения, с удовольствием изучают энциклопедии, умеют подготовить небольшой доклад к занятию, написать его самостоятельно. Учиться читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от чтения человек должен получать удовольствие, этому и способствует методика М. Монтессори.

Заключение.

В современной жизни у детей наряду с передовыми возможностями интеллектуального развития, встала серьезная проблема овладения средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Ребенок, с легкостью разбирающийся в компьютерах и других современных гаджетах, зачастую не владеет элементарными видами общения, такими как, диалогическая речь, конструктивные виды взаимодействия с детьми и взрослыми. Но данная проблема решаема благодаря использованию методики известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

В методике Монтессори уделяется большое внимание тренировке мелкой моторике и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренная физическая нагрузка положительно влияют на развитие речи и умственные способности.

При этом задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить, что дети - другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

  

.  .  .