Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Взаимодействие детского сада с семьей

Дата публикации: 2021-09-12 16:01:45
Статью разместил(а):
Ходжаева Хосият Каримбаевна

Взаимодействие детского сада с семьёй

Автор: Ходжаева Хосият Каримбаевна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: На современном этапе к детским садам предъявляются высокие требования. С одной стороны Федеральным государственным стандартом и законом об образовании, с другой стороны родителями. Если ФГОС требуют высокой компетентности педагогов и создание условий для  укрепления физического и психического здоровья и гармоничного развития детей, то родители зачастую предъявляют необоснованные требования, не всегда осознавая цели и задачи воспитания.

Ключевые слова: детский сад, взаимодействие ДОУ с семьей, развитие личности, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование.

 

Часто родители полностью перекладывают воспитание детей на детский сад. Они оказываются, недостаточно информированы об особенностях жизни ребенка в дошкольном учреждении. Когда забирают ребенка из детского сада, самый часто задаваемый вопрос родителями: «Что ты сегодня ел?», а не «Что было сегодня интересного? Чем занимались?» и т.д. Несмотря на то, что семья выступает заказчиком, сама она не готова включаться в деятельность образовательного учреждения [5].

В этой связи, особенно важным представляется психолого-педагогическое сопровождение семьи. Л.М. Шипицына с коллегами рассматривает сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуация жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающаяся система (психолого-педагогическая система). Авторы отмечают также что, сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.

Сопровождать развитие семьи – это не значит решать проблему за нее. Это означает решать их вместе с семьей. В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Партнерство – определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

- равноправие партнеров при принятии решений;

- выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

- уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

- заинтересованность сторон в сотрудничестве;

- добровольность принятия взаимных обязательств;

- равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств [2].

Под сопровождением в психологии и педагогике понимается не только сумма разнообразных методов профилактической, коррекционно-развивающей, реабилитационной, оздоравливающей и защитно-правовой работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития и социализации несовершеннолетних.

Социальная ситуация развития ребенка в период дошкольного детства, в большей степени определяется его семейным окружением.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. И от окружающих взрослых во многом зависит, какой именно она будет. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности [7].

На разных этапах развития дошкольного образования в России отношения образовательной организации с семьей имело свои особенности. Так как в дореволюционный период преобладало домашнее образование, за исключением специального образования. То есть, отношения государства с родителями, как таковых не было. После революции, когда дошкольная педагогика начала активно развиваться и стали появляться детские комбинаты, государство взяло на себя воспитание гражданина, минимизировав отношения с семьей. В дальнейшем, роль семьи в формировании и развитии человека приобретало все большее значение, но до сравнительно недавнего времени, семья по-прежнему получала образовательную услугу как пассивный заказчик, оставаясь при этом в стороне образовательного процесса.

Современное государство определяет семье главную роль в воспитании ребенка. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.44 п.1 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся  имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Ст.44 п.2 говорит о том, что «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [6].

Воспитание ребенка сложная и ответственная работа и успешное осуществление этой работы невозможно в отрыве дошкольной организации от семьи. Главным в работе любой дошкольной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности  педагогического процесса в дошкольной организации большое значение имеет работа с родителями воспитанников. В этой связи меняется и позиция дошкольной организации в работе с семьей [4].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и дошкольной организации широко обсуждается педагогами и психологами-практиками. Исследования, проведенные Т.А. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии дошкольной организации с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [3]. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников дошкольного образовательного учреждения в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [1].

Тема выстраивания партнерских отношений дошкольной организации с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, необходимо было разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Все это позволяет педагогам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности дошкольной образовательной организации на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и выстраивание партнерских отношений на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая роль – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим методом воспитания в детском саду и семье, а также, с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье [3].

Подводя итог вышесказанному, в нашем детском саду был разработан проект «Семья года», целью которого является привлечение родителей к активному участию в жизни ДОУ. В рамках проекта ежемесячно проводятся разные мероприятия: музыкальный тематический досуг в группе, «гость группы» с участием пап, мам, бабушек и дедушек, выставки и конкурсы и т.п. Подобные мероприятия позволяет родителям проявить свои способности, а детям дарят положительные эмоции, хорошие воспоминания. Такая форма работы позволяет  оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.

 

Список литературы:

1. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007 -167с.

2. Логинова Е.В., Шиврина Е.В., Александрова И.А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015г). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. –с.79-84.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352с.

4. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 -147с.

5. Сягина Н.В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. – 2016. -№23. –с. 518-521.

6. Хабибулина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. -70с.

 

.  .  .