Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Дата публикации: 2021-08-03 15:02:13
Статью разместил(а):
Долинина Каролина Владимировна

Нравственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Автор: Долинина Каролина Владимировна

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены общие понятия нравственного воспитания детей в детском саду. Какими формами художественной литературы лучше пользоваться для нравственного воспитания детей, и какие методы использовать педагогу для ознакомления детей с детской художественной литературой.

Ключевые слова: художественная литература, нравственное воспитание, развитие детей, познавательные и этические функции, детский сад.

 

В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость, эмоционально обогащать, будить человечность вызывая самые разнообразные чувства и эмоции, способствуя формированию у него нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления - все это делает книга. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Она направлена на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

2. Приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Важно в дошкольном детстве формировать в ребенке будущего читателя. Сегодня этим занимается детский сад (воспитатели) и семья. Именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы. Здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.).

Стоит особо тщательно выбирать и покупать детскую литературу, которая не просто займёт ребёнка на какое-то время, но и поможет ему осознать моральные принципы, законы жизни и эталоны поведения. Многие же современные книги для детей создают ситуацию затруднённого различения добра и зла из-за относительности оценок поступков героев, излишней реалистичности описываемых событий, погружения ребёнка в атмосферу темы, ещё недоступной его пониманию, но искажающей его представление о «плохом» и «хорошем».

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Например, из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», или «Федорино горе» К. Чуковского. Старшие дошкольники очень любят сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне» и Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», «Снежная королева» веселые стихи С. Маршака. В таких замечательных произведениях художественное слово настолько воздействует на детей, что возбуждает колоссальные чувства, например, любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, вызывает чувство непринятия лжи и корыстных действий других людей. Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или детские размышления о каком-то поступке сверстников, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения.

При чтении ребенок становится эмоциональным соучастником: общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. В этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя.

Осуществляя нравственное воспитание в детских дошкольных образовательных учреждениях, педагоги создают условия положительного нравственного опыта, приобретенного на основе прочтения подобранных по определенной тематике книг. В старших группах педагог уже значительно шире использует метод объективной оценки, к которой привлекается часто весь детский коллектив после прочтения рассказа, стихотворения или сказки. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях, расширяя, таким образом, их знания и представления.

Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства. Существует и предварительная работа, в которую входит подготовка детей. Подготовка, прежде всего, к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания. Проведение такого занятия потребует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа о книге или, например, о детстве писателя этой книги, может быть, о каком-то случае из обычной жизни, всё это будет подготавливать детей к восприятию определенного произведения, связывая и их опыт, и текущие события с темой произведения. Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмыслили за некоторое время до прочтения и рисунки к ней, тогда легче будет восприниматься текст произведения в образовательной деятельности. Необходимо отметить, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если:

1. Организовать чтение с детьми различных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы).

2. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств.

Рассмотрим функции художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Выделяют такие функции, как познавательно-нравственная и этическая.

Познавательно-нравственная функция предполагает развитие и активизацию воображения, образного мышления, восприятие мира, освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Эстетическая функция включает в себя приобщение детей старшего дошкольного возраста к словесному искусству в его различных формах и развитие разговорной речи, а также воспитание культуры чувств и переживаний.

Реализация этих функций осуществляется за счет наполняемости и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие слушающим авторской позиции или позиции персонажей художественных произведений. Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующие:

1. Выставки книг («центр речевого развития»), создание библиотеки в группе. Форма работы, улучшающая восприятие детьми литературных произведений. Занятия по рассматриванию и обсуждению книг, разбору книг и их систематизации, а также рассматриванию иллюстрации и починке книжек может происходить на групповой выставке книг, подготовленной заранее, например, ко Дню рождения писателя, сказочника или поэта. В старшей группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Книги для выставки выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, времен года. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

2. Чтение воспитателя детям на занятии (от тематики недели). Этот метод включает чтение литературных произведений по книге или наизусть. Воспитатель, передает оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства детей. Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его пережить. Этим же целям способствует и такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения заключается в его эмоциональной насыщенности. 

3. Рассказывание воспитателя. Этот метод - относительно свободная передача текста на занятии, поэтому возможны перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей и усвоения ими нравственных представлений. План рассказа это 2-3 основных пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами.

4. Инсценирование. Эта форма работы применяется на занятии или вне занятия, она является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением, средством закрепления нравственных представлений, формирования чувств. В некоторых детских садах воспитателями применяется чтение и рассказывании с использованием настольного театра, игрушек «Би-ба-бо» и другого.

5. Заучивание наизусть. Этот метод представляет из себя выбор способа передачи произведения на занятии - чтение воспитателя или рассказывание (стихотворения или отрывка рассказа) и зависит от жанра произведения и возраста детей. Это ещё и работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. 

6. Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ. Беседа строится в основном по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей событиям и героям «Кто вам больше понравился? Почему? Кто самый главный герой? Нравится тебе этот герой или нет?», вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведение близко к тексту.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.

Нравственные чувства и моральные отношения у детей не возникают только при соблюдении педагогических принципов, они органично вплетены в деятельность педагога и детей и всегда будут обуславливаются этой деятельностью. Поэтому, включая детей в деятельность познания детской художественной литературы путем многочисленных методов и приемов, существующих в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности для формирования у детей указанных нравственных чувств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вераксы Н.Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования\ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровай, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. –М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2020. 368 с.

2. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 2003.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

     

.  .  .