Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Чтение художественной литературы в средней группе детского сада

Дата публикации: 2021-06-14 23:29:13
Статью разместил(а):
Боброва Антонина Игоревна

Чтение художественной литературы в средней группе детского сада

Автор: Боброва Антонина Игоревна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района", Санкт-Петербург

 

Аннотация: Чтение — одно из лучших средств педагогического воздействия: оно не просто открывает для ребёнка возможность приобщиться к культуре и знаниям, но помогает научиться размышлять, понимать мотивы человеческого поведения, знакомит с духовными ценностями. Чтение художественной литературы в средней группе оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, памяти и эстетического вкуса. 

Ключевые слова: чтение, художественное произведение, литературный текст, художественная деятельность, детский сад.

 

На четвёртом году жизни восприятие ребёнком художественного произведения ещё поверхностно и базируется на личном опыте. Дети способны видеть лишь самые простые связи между последовательными событиями. В центре их внимания обычно находится один центральный персонаж и два-три второстепенных, причём оценку поступков они дают, не понимая пока мотивов и эмоций действующих лиц произведения.

На пятом году жизни, накопив некоторый жизненный и литературный опыт, дети по-иному воспринимают и переосмысливают художественный текст. Дошкольники начинают задумываться о причинах описываемых событий: кто и почему поступил именно так, что последовало за этим. Появляются первые попытки установить причинно-следственные связи.

В связи с вышеописанными возрастными изменениями значительно обогащается содержание деятельности детей в средней группе. Значительно расширяются горизонты чтения, теперь малышам интересны не только сказки и потешки в больших, богато и ярко иллюстрированных книгах, но и рассказы, авторские стихи и даже фрагменты повестей. У ребёнка появляются литературные предпочтения, любимые книги; он запоминает их, находит среди прочих, стремится пересматривать, воспроизводить по памяти отрывки произведений.

При этом дети пятого года жизни — самые непоседливые и эмоционально отзывчивые в детском саду. Их неуёмная энергия и потребность постоянно двигаться создают определённые трудности в организации занятий, на которых требуется усидчивость и повышенная концентрация внимания. Но в то же время этот возраст отличается зарождением познавательного интереса к окружающему миру, желанием устанавливать связи между событиями, узнавать «суть вещей». Пытливость, любознательность и склонность детей к эмпатии (сопереживанию) часто используют для мотивации к чтению литературы в этой группе. 

Задачи образовательной деятельности:

· Расширять опыт слушания литературных произведений за счёт разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

· Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

· Развивать умение воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, улавливать общее настроения произведения и т.д.

· Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.

· Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.

Эмоциональность восприятия также меняется. Дошкольники учатся сочувствию, пониманию настроения персонажа, мотивов его поведения, дают несложные оценочные характеристики героев. Появляется заинтересованность нравственной стороной описанных событий. Главная мысль и воспитательная ценность произведения детьми не устанавливается, но с помощью наводящих вопросов педагога они могут дать обобщённую моральную оценку: «Нужно быть честным, храбрым, добрым, как определённый положительный персонаж, а поступать как отрицательный персонаж нельзя, плохо и т.д.».

Воспитательные задачи:

· Формирование нравственных эталонов (норм поведения).

· Воспитание положительных моральных качеств (доброта, отзывчивость, честность, щедрость и т. д.).

· Формирование осуждения и неприятия отрицательных моделей поведения (ложь, жестокость, трусость).

Становятся доступными дошкольникам и новые способы передачи характера персонажей при пересказе услышанного: дети используют интонацию, силу голоса. Педагогу следует вести целенаправленную работу по обогащению словарного запаса малышей, указывая на средства языковой выразительности, которые встречаются в произведении. Иначе, увлёкшись сюжетом, дети их могут попросту не заметить. Однако со временем они поймут ценность эпитетов, сравнений, будут сами подмечать их и употреблять в речи.

Развивающие задачи:

· Дать детям представление о природе и предметном мире посредством художественного слова;

· Развивать речь малышей согласно нормам литературного русского языка;

· Дать ребёнку возможность практически осваивать грамматику родной речи в совокупности с лексикой до начала обучения в школе;

· Способствовать развитию эстетического вкуса (умению видеть прекрасное и стремиться к нему).

Работа с книгой в детском саду ведётся как в форме организованной образовательной деятельности, так и вне этих рамок. Художественное слово педагог использует при любом подходящем случае, в разные моменты дня, обогащая содержание деятельности детей эстетической составляющей.

Приёмы работы с художественными текстами делятся на словесные, наглядные, игровые и практические. 

Из словесных это может быть беседа, направленная на повышение внимания детей к восприятию произведения и выделение главной мысли, чтение отдельных эпизодов из книги или вспоминание подходящих случаю стихов или потешек. Также это словарная работа на пояснение незнакомых слов и оборотов речи.

Немаловажно отработать выразительность чтения. Воспитатель должен определиться, с какими интонациями будет прочитано произведение, где следует сделать паузы, а где, наоборот, ускорить темп или подчеркнуть важность эпизода логическим ударением.  

К наглядным приёмам относятся:

· Показ картин и иллюстраций;

· Демонстрация слайдов, мини-презентаций, фрагментов мультфильмов;

· Знакомство с портретами писателей;

· Изобразительная деятельность по результатам восприятия произведения;

· Выражение впечатлений с помощью движений, пластики, мимики.

Практические приёмы используют обычно при вторичном прочтении текста:

· Инсценировки;

· Драматизации;

· Театрализации;

· Обыгрывание ситуаций.

Игровые приёмы важны и необходимы, поскольку игра — основной вид деятельности ребёнка в данный возрастной период. Она поможет и лучшему усвоению нового материала, и закреплению уже изученного. Игра развивает ребёнка, даёт простор фантазии, позволяет сделать сложное простым и доступным.

Игровые приёмы при изучении литературных произведений:

· Дидактические игры;

· Пальчиковые игры;

· Подвижные игры на основе сказок;

· Викторины литературного содержания;

· Режиссёрские игры по прочитанному;

· Игры-фантазирования (импровизационные).

Проводя занятие по чтению, воспитатель должен обратить внимание на следующие моменты:

· После чтения произведения нельзя сразу переходить к беседе по содержанию. Детям необходимо дать время осмыслить и пережить услышанное, иногда на это уходит секунд 15–20, иногда больше.

· Как во вступительной, так и в заключительной итоговой беседе должно быть меньше вопросов, рассчитанных на заранее известный хоровой ответ. Например, спрашивать, понравилось ли детям стихотворение, бессмысленно, потому что они все закричат «да».

· Ведя беседу с детьми, следует избегать в речи фраз типа «Скажите мне», «Я хочу знать», поскольку это настраивает детей на роль второстепенных участников разговора. Лучше использовать выражения «Как вы думаете?», «Как вам кажется?», а если уж и обращаться с прямым вопросом, то от лица персонажа (того же мышонка или мишки). Их дети воспринимают на равных.

Разумеется, художественное слово должно звучать не только во время организованной деятельности. Уместным оно будет на прогулках и во время умывания, даже при проведении сюжетно-ролевой игры можно вспомнить знакомые стихотворения о строителях, поварах и т.д.

В каждой группе должен быть оборудован уголок книги, который постоянно обновляется в соответствии с сезоном и событиями общественной жизни. Необходимо также вести систематическую работу по пропаганде чтения в семье. Для этого в раздевалке размещают стенд с информацией о рекомендованной для данной возрастной группы литературе, советы по организации чтения дома, примеры бесед по произведениям и т.п.

Заключение. Продуманное, правильно спланированное и грамотно проведённое занятие по чтению в средней группе принесёт большую пользу, подготовит детей к восприятию более сложных текстов в старших группах и школе, послужит средством развития речи и эстетического восприятия, расширит кругозор ребёнка. 

 

Литература:

Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение для дошкольников. – Рн/Д: Феникс, 2012. 48 с.

 

.  .  .