Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания

Дата публикации: 2021-06-13 21:08:17
Статью разместил(а):
Дворянчикова Татьяна Алексеевна

Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания

Автор: Дворянчикова Татьяна Алексеевна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района", Санкт-Петербург

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Формирование и развитие личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Известно, что основой духовно-нравственного развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

«Культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, развитие. Духовная культура представлена идеями, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как ориентир на все времена. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.

Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности. 

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс формирования у ребёнка нравственных чувств - совести, патриотизма, долга, веры;
- нравственного облика - терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
- нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Понятие «духовность» — это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; «нравственность» — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Слово "религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь, по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане - к апокалипсису.

Основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины Я.А. Коменский в воспитании благочестия выделяет три составляющих:

1) формирование основ религиозных представлений о бытии Бога, мудрости Творца и Промыслителя мира;

2) воспитание чуткости и благодарности детского сердца;

3) развитие стремления жить духовной жизнью, исполнять заповеди Божии.

Задачи нравственного воспитания маленьких детей связываются с развитием добродетелей, основы которых закладываются именно в дошкольном возрасте. Среди этих добродетелей: умеренность, почтительность, послушание, правдивость, справедливость, любовь и благотворительность, трудолюбие, молчание, терпение, приветливость, скромность. «Воспитание сердца» и направление воли ребенка к добру и правде с самого раннего детства, по мнению Я.А. Коменского, является профилактикой развития пороков (своеволия, упрямства, дерзости, гордости, гнева, безрассудства, праздности и малодушия). Самым достойным украшением человека Я.А. Коменский называет приобретенную с детства привычку «охотно и с радостью заботиться о других». Приучение дошкольников к деятельному добру не представляется Коменскому особенно сложным: он предлагает опираться на естественную склонность ребенка к активности, которую следует лишь направлять, чтобы дети «делали все разумно».

В методическом арсенале духовно-нравственного воспитания, по Коменскому, пять основных пунктов:

1) необходимость для взрослых быть для детей постоянным образцом добродетели и благочестия;

2) ограждение детей от всего порочного;

3) своевременное и осторожное наставление;

4) умеренная дисциплина;

5) упражнение в делах благочестия, добром поведении, любви и благотворительности.

Большую пользу нравственному развитию дошкольника, по мнению Коменского, может доставить опыт преодоления своих капризов, эгоистических желаний при проживании ситуаций, предполагающих нравственный выбор. В такие моменты очень важна мудрая позиция взрослого, дающего ребенку возможность самостоятельно совершить нравственное усилие и понять нравственный смысл происходящего. Коменский отмечает, что для одних детей (в зависимости от особенностей семьи и детской индивидуальности) добродетель оказывается, как бы прирожденной, других же нужно более активно наставлять, привлекая к различной деятельности, давая всевозможные поручения, насколько позволяет возраст и сообразительность ребенка.

Главными условиями духовно- нравственного воспитания, по мнению Я.А. Коменского, являются:
— вера, праведная жизнь родителей и других окружающих ребенка взрослых, полнота духовной жизни семьи, 
— не только житейское, но и духовное попечение о ребенке, 
— наполненность детской жизни любовью, радостью и благими впечатлениями;
— целенаправленное духовное и нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни.

Автор «Материнской школы» подчеркивает, что от самого человека его духовное становление тоже во многом зависит, предполагая проявление активности ума, сердца и воли. Основой такой активности у маленького ребенка может стать развитие желаний и навыков «познания Бога в Его дивных делах» и «овладения умением рассудительно управлять самим собой, своими мыслями, чувствами и поведением». Главным средством нравственного и духовного воспитания маленького ребенка этот педагог называет силу и преданность материнской любви. Любовь призвана «постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни», а затем возвысить дитя к «чистым чувствам истинной христианской веры и истинной христианской любви ... с самой колыбели, строя на человеческой основе нравственную и религиозную жизнь ребенка».

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальные принципы педагогики.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.  Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. 

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.  

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: 

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству.  

Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство.

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям. забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.  Это базовые ценности, которые должны лежать в основе уклада жизни и определять деятельность детей.

Вывод: духовно-нравственное развитие и воспитание – это целостный, научно-обоснованный, специально организованный процесс взаимодействия субъектов (воспитывающих взрослых и детей), направленный на создание условий для формирования нравственной воспитанности личности, личностного образования, включающего в себя систему нравственных представлений, общественно принятых и личностно значимых нравственных норм, ценностей и идеалов.

 

.  .  .