Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-03-20 11:11:24
Статью разместил(а):
Долинина Каролина Владимировна

Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор: Долинина Каролина Владимировна

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные аспекты физического развития детей среднего дошкольного возраста. А также что такое «физическая культура», ее основные задачи и принципы.

Ключевые слова: физическое развитие детей, средней дошкольный возраст, состояние здоровья детей, воспитание волевых качеств, физическая культура и ее задачи.

 

Одним из важных показателей состояния здоровья детей является физическое развитие. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. В последние десятилетия среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений отмечается тенденция к увеличению числа часто болеющих детей, отставанию в физическом развитии, распространенности хронической патологии и др. Поэтому особую актуальность приобретает направление физического развития детей 4-5 лет.

В современных дошкольных учреждениях педагоги уделяют особое внимание данному направлению, так как здоровье ребенка является основой полноценного развития. «Физическая культура» - это развитие особенных физических качеств ребенка (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) но и укрепление его здоровья, а как же важный компонент накопления и обогащения двигательного опыта у детей, формирование у них потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Но и важный и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков физического развития.

Для наиболее эффективного достижения данной цели педагоги дошкольных учреждений регулярно проводят специальные занятия с детьми по физической культуре. Педагог, деятельность которого направлена на физическое развитие детей, должен правильно организовать свою работу для эффективного решения следующих задач:

• воспитание физических способностей ребенка (координационных, скоростных, выносливости), укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшению обменных процессов в организме;

• формирование интереса к занятиям физической культурой;

• воспитание волевых качеств (смелости, настойчивости, решительности).

Таким образом, правильное физическое воспитание является фундаментом для всестороннего развития ребенка, развивается его двигательная активность, крепнет здоровье, интеллектуальное развитие идет быстрым темпом, определяются черты характера, формируется личность.

К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук. У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д. Это возраст «граций» — малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичные и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде.

В основе физического развития детей среднего возраста входит;

1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и его задачах:

- Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).

- Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

- Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

- Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).

- Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

- Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

2. Физическая культура и его задачи:

- Формировать правильную осанку.

- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей (развивать активность детей в играх с мячами), умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

- Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног (развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку). Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

- Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

- Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

- Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

- Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

- Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры (воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр).

- Приучать к выполнению действий по сигналу. организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Для того что бы физическое развитие детей среднего возраста, развивалось в полной мере, необходимо придерживается трех определённых принципов физического развития;

1. Дидактические: систематичность и последовательность, развивающее обучение, доступность, воспитывающее обучение, учет индивидуальных и возрастных особенностей, сознательность и активность ребенка, наглядность.

2. Специальные: непрерывность, последовательность наращивания тренирующих воздействий, цикличность.

3. Гигиенические: сбалансированность нагрузок, рациональность чередования деятельности и отдыха, возрастная адекватность, оздоровительная направленность всего образовательного процесса, осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 4 до 5 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию в средней группе составляет — 20 мин. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода). При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы — постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам. Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей средней группы — 25—30 мин. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс движения. Двигательная активность – это естественная потребность детей. В процессе развития движения становятся более координированными и носят целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей организации жизненного пространства, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Известно, что движения оказывают значительное влияние на организм. Поддерживая у детей мотивационную потребность в движении с ранних лет, закладываются прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое воспитание детей. В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека.

 

Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Авдеева П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста // Физическая культура. 2005. № 10.

 3. Айзман Р.И., Рубинович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособие. Новосибирск, 2009.

4. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгород. М., 1993.

5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. 3-е изд., исп. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с. (Развитие и воспитание).

 

.  .  .