Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Логоритмика как составная часть работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ТНР

Дата публикации: 2021-03-13 10:14:31
Статью разместил(а):
Сморчкова Елена Ивановна

Логопедическая ритмика как составная часть коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ТНР

Автор: Сморчкова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида», г. Казань

 

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Логоритмика (от греч» logos – слово, rhythmikos – размеренный) – одна из форм своеобразной активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логопедической ритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Задачи логопедической ритмики:

- оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений;

- познавательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений; способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей;

- воспитательные:

  - развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

  - развитие способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом; критически относится к своим движениям и речи;

  - воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности и др.

- коррекционные: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Методы и приемы обучения в логопедической ритмике.

В коррекционном обучении и воспитании используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Приемы:

- наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);

- тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Тактильно-мышечная наглядность выражается и в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

- наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

Приемы:

- краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления детей;

- пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

- указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

- беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;

- вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

- команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

- образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ;

- словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Игровой – близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.

Соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.

Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия, демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, выступает в роли судьи, капитана команды и др. Педагог делит группу и предлагает действовать самостоятельно, стимулирует к творческому поиску: дает такие задания, как изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать новые.

Средства логопедической ритмики.

Средствами логопедической ритмики являются:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

4. Упражнения, активизирующие внимание.

5. Счетные упражнения.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра.

8. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа.

9. Ритмические упражнения.

10. Пение.

11. Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

12. Самостоятельная музыкальная деятельность.

13. Игровая деятельность.

14. Упражнения для развития творческой инициативы.

15. Заключительные упражнения.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, лого-ритмических и музыкально-ритмических упражнений, и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Музыкально-двигательные и двигательно-речевые средства логоритмики.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Ходьба – используется на каждом занятии, как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы.

Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

У детей с нарушениями речи отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Педагог с первых же занятий начинает формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для этого используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т.п. Тренировка устойчивости позволяет более направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни.

На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:

- по дорожке, обозначенной двумя канатами;

- группой под бубен к противоположной стене зала;

- группой вдоль зала;

- «стайкой» вдоль каната, выложенного по кругу;

- группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат, положенный поперек зала;

- друг за другом, держась левой рукой за веревку;

- друг за другом, держась за руки;

- по доске, положенной на пол;

- с перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол;

- боком, приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки;

- друг за другом по кругу с остановками;

- на носках;

- друг за другом с флажками в руках;

- друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления;

- по доске с приподнятым краем;

- с перешагиванием через кубики;

- по скамейке, держа руки в стороны;

- по канату друг за другом боком, приставными шагами;

- ходьба друг за другом между;

- друг за другом «змейкой»;

- на носках и на пятках с изменением положения рук;

- друг за другом с высоко поднятыми коленками;

- ходьба с остановкой на каждом шаге;

- ходьба на внутренней и внешней стороне ступни;

- ходьба на носках, на пятках

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Регуляция мышечного тонуса – это способность напрягать или расслаблять мышцы. Такие упражнения используются после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук.

По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастической стенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку.

Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.  

Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся как музыкальном материале, так и под речевое сопровождение.

4. Упражнения, активизирующие внимание.

Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия.

Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест.

На логоритмическом занятии проводится обычно одно – два упражнения на активизацию внимания. Педагог продумывает, следует ли выбирать подвижное задание, связанное с бегом или маршировкой, или задание статического характера. Этот выбор зависит от психомоторного напряжения предыдущего и последующего упражнений по схеме занятия.

- упражнение на переключаемость движений;

- упражнение на устойчивость внимания (импровизация);

- упражнение на распределение внимания;

- упражнение с мячом;

- упражнения на развитие слухового внимания.

Полезно использовать игры-драматизации стихотворного или прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

5. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.

Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. В дальнейшем дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом,

6. Упражнения на развитие фонационного дыхания.

Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

7. Упражнения на развитие голоса.

Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо.

8. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.

Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

9. Упражнения на развитие координации движений и речи.

Такие задания можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время ООД, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Движения не должны быть механическими. Стихотворный материал должен иметь:

- разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи; для развития словаря; для автоматизации звукопроизношения и т.д.;

- определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

- сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;

- кроме того, стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности детей.

10. Упражнения на развитие речевого внимания.

Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

11. Счетные упражнения.

Эти упражнения используются для организации поведения детей при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

Вначале упражнения включаются в организационный момент: дети считают, сколько детей пришло на занятие. Затем занимающиеся пересчитываются по порядку, рассчитываются на первый и второй, первый, второй и третий и т.д., в зависимости от цели упражнения. Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т.д. Счетные упражнения включаются в зарядку, проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения.

12. Заключительные упражнения.

Цель этих упражнений – успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Эти упражнения могут проводиться в различной форме: обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения или последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она пробудила.

Спокойная или знакомая музыка вызывает чувство спокойствия и упорядоченности, а координированные, целенаправленные экономные движения - чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что у ребенка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения.

Упражнения логопедической ритмики можно использовать: 

1. Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий (с использованием аудиозаписей маршей, музыки для бега, поскоков, прыжков).

2. В образовательной деятельности в виде физкультминутки.

3. В упражнениях для дыхания, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

4. Элементы логоритмики могут быть использованы как часть ООД.

5. На прогулке.

6. Во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены игры с пением.

7. Материал, изучаемый на логоритмике может закрепляться в самостоятельной деятельности детей (в свободное время).

Заключение.

Использование логоритмических приемов в моей повседневной работе позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Любая непосредственно образовательная деятельность с элементами логоритмики, на мой взгляд, стала продуктивнее, проходит на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут с радостью, активно включаясь в игровые действия речевых упражнений. 

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей улучшилась координация движений, заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки. Родители также отметили, что дети стали более активными и инициативными.

Наиболее оптимальным считаю игровую форму подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с дошкольниками в весёлую обучающую игру, которая способствует развитию общей и мелкой моторики, творческих способностей, а в итоге коррекции речевых нарушений. 

В дальнейшем планирую продолжать использование логоритмических упражнений в своей работе.

 

.  .  .