Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Веселая сенсорика"

Дата публикации: 2021-01-20 07:58:47
Статью разместил(а):
Костина Ольга Викторовна

Проект "Веселая сенсорика"

Автор: Илашко Родика Григорьевна

МАДОУ «Колокольчик», г. Когалым

 

Актуальность. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - говорится в пункте 4.7 ФГОС. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная ступень приобретает статус полноценного уровня системы дошкольного образования. Новая образовательная программа исходит из того, что младший дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности.

Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности. Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Игры по сенсорному развитию способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира.

Цель: Повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Задачи:

- Совершенствовать предметно развивающую среду группы для сенсорного развития детей по образовательной области «Познание» в соответствии с ФГОС;

- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление)

- Формировать у детей сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

- Учить способам обследования предметов

- Формировать интерес к самостоятельным действиям с разнообразными предметами.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – ноябрь).

Участники: дети младшей группы, педагоги, родители.

 

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта:

I.  Подготовительный: 1 и 2 недели сентября.

Организационно-информационный:

- Изучение научной и методической литературы;

- Составление плана работы над проектом;

- Подбор наглядного материала: иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки,      подбор слайдов, презентаций для детей и родителей о цвете, форме, величине и т. д.

- Разработка диагностического инструментария по проекту.

- Первоначальная педагогическая диагностика;

- Разработка конспектов занятий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;

- Подготовка проекта мини-музея «Веселая сенсорика»;

- Планирование взаимодействия с родителям воспитанников.

II. Практический: 3 и 4 недели сентября, октябрь, 1 и 2 неделя ноября.

- Реализация плана проекта “ Мы познаём мир ”;   

- Различные формы работы с детьми;

- Взаимодействие с родителями по реализации проекта. 

III. Заключительный: 3 и 4 неделя ноября.

Мини-музей продуктов проекта «Веселая сенсорика».

Подведение итогов.

Заключительное мероприятие в рамках проекта.

 

Перспективный план работы с детьми 

Тема

 Задачи

НОД , игры, совместная и самостоятельная деятельность.

ЦВЕТ

Закреплять знание названий основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий определенному предмету.

 Вязанная д/и «Шапочки и шарфики»,

Д/и «Одень Машу» (вязанная одежда), Д/И «Найди свой цвет», Д/и «Капельки и зонтик», Д/и «Подбери колеса к машине»,   Цветное домино, 

ООД ««Привяжем к шарикам цветные ниточки», ООД ««Красивые лесенки»

(«Красивый полосатый коврик»),НОД ««Соберем бусы для куклы».

ФОРМА

Формировать умение детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение; учить называть геометрическую фигуру и описывать ее.

Д/и «Наряди штанишки Мишке»,

Познавательная игра – лото «Цвет и форма», Д/и «Заплати коврик»,

 Игры с вкладышами  «Геометрические фигуры» , Д/И «Покажи такую же»,   Разгадывание загадок про геометрические фигуры.

НОД «Геометрические фигуры» (презентация)

КОЛИЧЕСТВО

Формировать умение детей составлять группы из отдельных предметов и выделять один предмет; различать понятия "один" и "много"; учить сравнивать предметы, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство по количеству входящих предметов; подвести к пониманию отношений "один", "много", "ни одного"

Д/И «Один – много», Вязанная д/и «Шапочки и шарфики», Подвижная игра «Поезд» (Столько – сколько),

Подвижная игра «Кот и мыши» (сколько…столько, поровну),

Развивающая игра «Грибок»,

Подвижная игра «Птички» (столько… сколько, поровну),

Д/И «Сказочная страна» (презентация), ООД по ФЭМП.

ВЕЛИЧИНА

Формировать умение сравнивать два предмета по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше); учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения; при определении размера обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже; высокий - низкий, выше - ниже; большой - маленький, больше - меньше

Развивающая игра – лото «Три медведя», познавательная игра – лото «Большой, средний, маленький», Д/И «Собери пирамидку», Д/И «Построй Матрешек на зарядку», Д/И «Укрась бабочку», НОД «Большой, поменьше, маленький»(Презентация), работа с напольной ширмой по сказке «Три медведя».

Игры со звуком

Помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр.

Музыкально – дидактические

Игры  «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки», «Найди пару», «Кто поёт».

Дидактические игры на закрепление мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Развивать у детей мелкую моторику рук, внимания, ловкость рук и тактильное восприятие.

Совместная деятельность по развивающей мягкой книжке «Колобок», Д/И «Включи-выключи, открой – закрой», Д/И «Тактильные дощечки», игры с мозаикой, Д/И «Рисуем пуговицами».

Дидактические игры на закрепление мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Развивать у детей мелкую моторику рук, внимания, ловкость рук и тактильное восприятие.

Игра с крупами «Разложи по тарелочкам», игра с водой «Разноцветные капельки», Д/И «Собери картину»(пазлы), Игра с песком «Пишем и рисуем».

 Развлечение «Шарики воздушные – очень непослушные

Цель: Способствовать формированию   культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию  эстетического вкуса.

Задачи:

Речевое развитие:

1. Обеспечить развитие  речи у  детей, общей и мелкой моторики.

Познавательное развитие:

1. Систематизировать знания детей об  основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.

Физкультурное развитие:

1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.

Социально- коммуникативное развитие:

1Обеспечить развитие  коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.

Художественно - эстетическое развитие:

1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.

 

Перспективный план работы с родителями 

Форма работы

Тема

Цель

Анкетирование 

«Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста». 

Изучить уровень образования родителей в их отношении к развитию ребёнка.

Консультация

«Игровая деятельность детей раннего возраста»

Повысить уровень компетентности родителей в вопросе реализации  сенсорного воспитания дошкольников. 

Участие в педагогическом процессе

«Это интересно и забавно»

Помощь в изготовлении дидактического материала для сенсорного развития детей. 

Советы для заботливых родителей

«Хочу все знать»

Предложить родителям полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей

Семинар-практикум

«Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста»

Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях

Папка – передвижка

«Цветные паровозики»

Познакомить родителей с особенностями  развития сенсорной культуры детей раннего возраста

Семинар-практикум

«Развиваем пальчики»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Памятка для родителей

«Какие игры нужны ребенку раннего возраста для развития сенсорной культуры»

Продолжать знакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»

Практическое занятие

 

«Игры, направленные на развитие социально – эмоциональной сферы»

 

Обучение родителей взаимодействию с ребенком в целях развития его сенсорных способностей. Воспитывать чувство взаимовыручки у родителей и детей.

Круглый стол

«Презентация опыта семейного воспитания»

Подведение итогов работы над проектом

 

Перспективный план работы по организации ППРС 

Форма организации

Наименование материала

Подбор наглядного материала

Иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки,      подбор слайдов, презентаций для детей и родителей о цвете, форме, величине и т. д

Подготовка материалов для мини-музея «Веселая сенсорика»

Дидактические пособия и гры

Оформление мини-музея «Веселая сенсорика»

Презентация мини-музея «Весёлая сенсорика»

 

Прогнозируемые результата.

- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательной  деятельности в области сенсорного развития;

- Создана  предметно развивающая среда группы для сенсорного развития детей по образовательной области «Познание» в соответствии с ФГОС;

- Подготовлены конспекты занятий

- Сформированы или частично сформированы представления детей о форме, величине, цвете предметов;

-  Сформированы или частично сформированы навыки группировки  предметы по заданному признаку;

- Освоены или частично освоены  навыки действия с предметами,  определения их положения в пространстве;

- Развита мелкая моторика рук;

- Созданы продукты совместной деятельности детей, родителей, педагогов : дидактические игры, пособия, оборудования  по сенсорному развитию.

- Подготовлены презентации и слайды для детей и родителей 

- Родители  получили  необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего возраста.

- Создан мини-музей «Веселая сенсорика».

Перспективы развития проекта

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

 

Доказательная оценка эффективности реализации проекта. 

Для успешного сенсорного развития детей в своей группе я провела диагностику в младшей группе в начале года и в конце. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. В ходе реализации проекта  я отслеживала результаты усвоения сенсорных эталонов, тем самым я выстраивала работу с детьми: на занятиях, в совместной деятельности, индивидуальную работу с детьми. На конец реализации проекта были видимые результаты. Дети лучше всего усвоили цвет, но и восприятие формы и величины у детей с высоким уровнем стало на 17% больше к концу года, также детей с низким уровнем к концу года стало в 2 раза меньше.

Результат: Я добилась, чтобы дети усвоили 6 цветов спектра, их оттенки, умение устанавливать отношения между 5объектами величины, расширились знания детей о разновидностях геометрических фигур.

Система дидактических игр способствует усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины. А совместная работа с родителями позволила помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.

 

.  .  .