Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка по экологическому воспитанию с использованием квест-технологии «День птиц»

Дата публикации: 2020-12-17 07:53:26
Статью разместил(а):
Склярова Ирина Васильевна

Методическая разработка по экологическому воспитанию с использованием квест-технологии «День птиц»

Автор: Склярова Ирина Васильевна

МАДОУ "Детский сад № 50", г. Томск

 

Цель: Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.

Задачи:

1. Образовательные: способствовать активизации и расширению словаря по теме: перелётные, вестники весны, демисезонная одежда и т.д.

2. Развивающие:

- развивать технические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, зрительное восприятие, внимание;

- развивать моторику и координацию движений;

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей, образного мышления.

3. Воспитательные:

- воспитывать чувства любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде;

- способствовать формированию у детей основ экологически грамотного поведения.

Форма проведения занятия: игра-занятие, с использованием квест-технологий.

Методы и приёмы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, проведение малоподвижной игры, технических средств.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулки;

- чтение стихов, сказок и рассказов о птицах (В. Бианки «Кто, чем поёт?», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» и др.), чтение энциклопедий о птицах, об интересных фактах из их жизни;

- беседы на тему: «перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «интересные факты о жизни птиц»;

- рассматривание иллюстраций и предметных картинок с различными видами птиц;

- просмотр научно-документального фильма о птицах;

-разучивание подвижной игры «Кукушка», «Гнёзда птиц»;

- подготовка (совместно с родителями) о птицах нашего края;

- прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»;

- подготовка выставки поделок и рисунков, книг о птицах;

Материалы и оборудование: Фланелеграф, мольберт, столы, аудиозаписи: песенка из мультфильма про птичек; с голосами птиц (воробья, вороны, синицы, сороки, дятла). Игры-задания: «Улетают. Не улетают»; «Угадай птицу по голосу»; «отвечай быстро»; «Найди, чей домик?», «Что хорошо, что плохо?». Медали «Знаток природы». Карточки с изображением птичьих следов; птиц; частей тела разных животных. Маска кукушки для м\подвижной игры. Карандаши, клей.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро! Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей.

Звучит отрывок песни из мультфильма «надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться. Скажите, ребята, о ком эта песня?

Дети: О птицах.

Воспитатель: Вы правы, это песня про птиц, а какое время года сейчас?

Дети: Весна.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Назовите, пожалуйста по одному признаку весны. (Тает снег, стало теплее, на деревьях набухают почки, люди стали одеваться легче, в демисезонную одежду, светит солнышко и пригревает).

Ребята, а вы знаете, что 1 апреля во многих странах отмечают международный экологический праздник «День птиц». Для чего был создан этот день?

Дети: Для охраны птиц и заботы о них. В это время ждут возвращения птиц домой, готовятся к их встрече.

Воспитатель: Правильно, а также его цель сохранение видового образования и численности птиц. Уже более 100 лет его отмечают в разных странах.  Он совпадает с перелётом птиц на родину. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

Раздаётся стук в дверь. (Попросить ребёнка забрать письмо и прочитать кому адресовано).

Ребята, к нам вахту почтальон принёс письмо и прочитать, интересно от кого оно может быть? Узнаем?

Текст письма: «Здравствуйте! Нам сказали, что в вашем детском саду самые добрые ребята, юные экологи! Поэтому обращаемся именно к вам. У нас случилась беда.  Мы сбились с курса и не знаем как вернуться домой. Карта, по которой мы определяли маршрут распалась на части и разлетелась в разные стороны. Помогите нам. Посылаем вам основу, которая поможет собрать части карты. Найдите нашу карту! Ваши перелётные птицы.».

Воспитатель: Ну, что поможем птицам? Зачем им помогать, может без птиц можно обойтись?

Ответы детей. (Птицы приносят пользу, защищают от вредных насекомых, радуют своим пением).

Воспитатель: Значение птиц в природе и жизни человека очень велико. Подавляющее большинство их питается насекомыми. При большом количестве потребляемой пищи птицы истребляют бесчисленное множество вредных насекомых. Действительно без птиц будет очень плохо.

Ребята, скажите, а вред птицы могут наносить?

Ответы детей: Могут уничтожить целые посевы, склёвывать ягоду, во время гнездовий ломать маленькие побеги саженцев, разносчики разных болезней.

Воспитатель: А что же делать в этом случае?

Ответы детей: Люди придумали приборы, которые отпугивают птиц с помощью звука и запаха, на дачах можно натянуть сетку.

Воспитатель: Какие, вы молодцы, так много знаете! Как же мы можем помочь нашим друзьям? Посмотрите, что это тут? (Следы) Что это за следы? (Птичьи следы) Может они нам подскажут, что делать? Пойдёмте по следам.

Следы приводят к конверту с заданием. (Один ребёнок самостоятельно перед каждым заданием берёт конверт и читает название задания)

Начало игры:

1 задание: «Угадай по голосу».

Детям предлагается угадать пять птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Угадавший правильно ребёнок открывает картинку с птицей по порядку на фланелеграфе.

Воспитатель: Ребята, да вы просто знатоки птиц! Посмотрите одну часть карты мы уже нашли. А сколько птиц, вы угадали? ( 5 птиц.)

Воспитатель: Может нам надо найти эту цифру? Как, вы думаете? Может цифра нам подскажет, что делать дальше? (После каждого задания один ребёнок прикрепляет часть карты на основу).

Дети находят цифру 5. Под ней конверт со следующим заданием.

2 задание: «Улетают, не улетают».

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные), а которые остаются зимовать? (Зимующие)

 На мольберте висят листы с условным обозначением «жарких». Куда улетают перелётные птицы и «холодных» стран, где птицы остаются зимовать. Также выдаются наборы карточек с изображением перелётных и зимующих птиц.

Задание: разделить птиц на зимующих и перелётных. (Каждый ребёнок берёт по одной картинке и размещает соответственно заданию, затем дети проверяют правильно ли выполнено задание)

Воспитатель: Назовите ещё какие перелётные и зимующие птицы, вы знаете? Чтобы вас было слышно поднимаем руку. Молодцы, ребята, ещё одна часть карты найдена! Что же делать дальше? (В конверте находится загадка, читает ребёнок)

Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан (Берёза)

Воспитатель: А вот и следующая подсказка.

Дети подходят к берёзе, а под ней конверт со следующим заданием.

3 задание: «Отвечай быстро».

Ребятам предлагается ответить на вопросы:

- чем рулит птица? (Хвостом);

- как зовут детёныша птицы? (Птенец);

- от куда появляются птенцы? (Из яйца);

- как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные);

- какая птица подбрасывает свои яйца чужие гнёзда? (Кукушка);

- чем покрыто тело птицы? (Перьями);

- из чего строят гнёзда? (Веточек, глины, травинок);

- какую птицу называют лесным доктором, санитаром леса? (Дятел)

Воспитатель: Умнички! Это задание оказалось вам по силам. Найдена очередная часть карты. Чтобы узнать следующее задание надо найти конверт с изображением лучшего певца из всех птиц. (Соловей).

Игра малой подвижности «Горячо, холодно». Дети на ветке находят конверт с картинкой соловья.

4 задание: «Найди чей домик?» по карточкам. (Садятся за столы).

Ребятам предлагается на карточке соединить домики с соответствующими птицами.

Воспитатель: Теперь, ребята поменяйтесь карточками и проверьте, правильно товарищ выполнил задание. (Дети меняются карточками и проверяют задание товарища).

Воспитатель: Проверили, всё правильно нашли? Сколько домиков? (Четыре). Сколько птиц? (Пять). Какая птица осталась без жилища? (Кукушка).

Воспитатель: Почему кукушка осталась без домика? (Она не вьёт гнезда). У нас в руках ещё одна часть карты. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Кукушка». Хороводная игра. В центре водящий с закрытыми глазами, на голове маска кукушки. Дети идут под музыку по кругу и поют:

«К нам кукушка в огород

Прилетела и поёт

Ты, кукушка, не зевай,

Кто кукует отгадай.»

Воспитатель указывает на любого ребёнка в кругу. Ребёнок говорит: «Ку-ку». (Игра повторяется 2-3 раза).

Ребята кукушка подбросила нам конверт со следующим заданием.

5 задание: «Собери части тела птицы». Обратить внимание детей на карточки, лежащие на столе лицевой стороне вниз. Каждый ребёнок берёт по одной карточке, называет часть тела и кладёт на основную карту с изображением птицы.

Воспитатель: скажите, чем птицы отличаются от зверей? (Тело птиц покрыто перьями и у них две ноги). Молодцы, вы справились с заданием и нашлась часть карты. Нам осталось совсем немного пройти, чтобы найти последнюю часть. Ребята, скажите, пожалуйста для того, чтобы перейти улицу, что нужно знать? (Правила дорожного движения). Откроем последнее задание и узнаем какие правила есть у природы.

6 задание: «Что хорошо, что плохо?». Детям предлагаются карточки-значки по правилам поведения на природе.

Воспитатель: Друзья! Скажите, что это за знаки? (Знаки, что можно делать на природе, что нельзя). Ребята выбирают по карточке и объясняют её содержание.

Воспитатель: Правильно, умницы! Найдена последняя часть карты. Ребята, а кому мы можем рассказать всё, что мы знаем о правилах поведения на природе. (Детям соседней группы, друзьям, родителям). Давайте сделаем памятку и поместим в нашей приёмной.

Молодцы! Вы настоящие экологи, защитники природы! Вы смогли пройти все этапы, выполнить задания. Это говорит о том, что вы знаете много интересного о птицах и можете получить знак «Юный эколог». (Детям вручаются знаки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите вся карта найдена! Сейчас мы отправим её нашим друзьям. Скажите, давно когда ещё не было машин, самолётов, поездов, электронной почты, как можно было отправить письмо? (С помощью почтовых голубей. Голубиная почта). У нас тоже есть почтовый голубь, который доставит карту перелётным птицам.

Рефлексия: какому празднику была сегодня посвящена игра-квест? Что делают взрослые и дети ожидая прилёта птиц? Ребята, вам понравилась игра?

 

.  .  .