Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа для детей 6-7лет "Детский сад - Дом Радости"

Дата публикации: 2020-11-19 00:30:07
Статью разместил(а):
Вознюк Анна Михайловна

Рабочая программа для детей 6-7лет "Детский сад - Дом Радости"

Автор: Вознюк Анна Михайловна

МКДОУ "Детский сад № 13 «Берёзка», г. Бодайбо

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа ориентирована на достижение и превышение дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с ООП ДО МКДОУ разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой для детей дошкольного возраста,Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с учётом комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В. Гербовой) для детей раннего дошкольного возраста, а также авторской региональной программы «Мир Бодайбинского района», автором которой является Азимова Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории и Программой физкультурно-оздоровительной направленности «Будь здоров!», разработанной творческой группой педагогов МКДОУ.

 

1.1.1. Цели и задачи по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель: создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства/в соответствии с п. 1.5. ФГОС ДО ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155/.

Деятельность МКДОУ направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Построена воспитательно - образовательная работа на основе медико-психолого-педагогической диагностики с учетом склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.

Задачи реализации рабочей программы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,            индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, которые предполагают:

  • полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования;
  •  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста это:

-      игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия
  • поддержка педагогами родителей воспитанников в вопросах воспитания детей, охраны и укрепления их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей.

Данный раздел Программы соответствует разделу Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад-Дом радости», автор Н.М. Крылова (ООО ТЦ «Сфера», 2015 г.):

Подготовительная группа (6-7 лет) 

Возрастная характеристика детей 6-7 лет

Физическое развитие

К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).

Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Социально-личностное развитие.

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

В сюжетно-ролевых играх  дети 7-го  года  жизни  начинают  осваивать  сложные  взаимодействия  людей, отражающих характерные  значимые  жизненные  ситуации,  например, свадьбу,  болезнь и т.п.  Игровые  действия  становятся  более  сложными,  обретают  особый  смысл,  который не всегда  открывается  взрослому.  Игровое  пространство  усложняется. В  нем  может  быть  несколько  центров,  каждый из  которых  поддерживает  свою  сюжетную  линию.  При  этом  дети  способны  отслеживать  поведение  партнеров  по  всему  игровому  пространству  и  менять  свое  поведение  в  зависимости  от  места  в  нем (например,  ребенок обращается  к  продавцу  не  просто как покупатель,  а  как  покупатель-мама). Если логика игры требует появления  новой роли, то ребенок может по ходу  игры  взять  на  себя  новую  роль,  сохранив при этом роль, взятую  ранее. Семилетний  ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Познавательное и речевое развитие.

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на  работе, живо  интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них  дети и т.п. 

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая  сторона,  грамматический  строй,  лексика. Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как  расширяющийся  словарь,  так  и  характер  обобщений,  формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают активно употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы,  антонимы,  прилагательные  и  т.д. Познавательные  процессы  претерпевают  качественные  изменения;  развивается  произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают  развиваться   навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает  развиваться  воображение,  однако  часто  приходится  констатировать  снижение развития  воображения  в  этом  возрасте  в  сравнении  со  старшей  группой.  Это  можно  объяснить  различными  влияниями,  в  том  числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности   детских  образов.    Внимание  становится  произвольным,  в  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30  минут.  У  детей  появляется  особы  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.К  7  годам  дети  в  значительной  степени  освоили  конструирование  из  строительного  материала. Они  свободно  владеют  обобщенными  способами  анализа  как  изображений,  так  и  построек.  Свободные  постройки  становятся  симметричными и  пропорциональными.  Дети  точно  представляют  себе  последовательность,  в  которой  будет  осуществляться  постройка.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  освоить  сложные  формы  сложения  из  листа  бумаги  и  придумывать  собственные.  Усложняется  конструирование  из  природного  материала.

Художественно-эстетическое развитие.

В изобразительной деятельности  детей  6-7 лет  рисунки  приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма.  Более  явными  становятся  различия  между  рисунками  мальчиков  и девочек. Мальчики  охотно  изображают  технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:  принцесс,  балерин,  и  т.д.  Часто встречаются  бытовые  сюжеты: мама  и  дочка,  комната  и  т.п.   При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие  способности  в  изобразительной  деятельности.   Изображение  человека  становится еще  более  детализированным  и  пропорциональным.  Появляются  пальцы  на  руках,  глаза,  рот,  нос,  брови,  подбородок. Одежда может  быть  украшена  различными  деталями.   Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение,  по-разному расположены  в  пространстве.  Вместе  с  тем  могут  к  7-ми  годам  передать  конкретные  свойства  предмета  с  натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок  определяет  к  какому  жанру  принадлежит  прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник  может  самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение. 

1.2. Планируемые результаты освоения детьми основной  образовательной программы.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область «Физическое развитие»

-    Основные показатели физического развития семилетнего дошкольника (рост, вес, окружность грудной клетки) гармоничны и соотносятся с возрастными показателями на уровне выше средних.

-    Резерв анатомо-физиологических возможностей организма достаточно высок, о чем свидетельствуют снижение заболеваемости, быстрое выздоровление при простудах, оптимальное состояние всех систем организма и их функционирование.

-    Двигательная активность составляет не менее 11-7 тыс. шагов в сутки, а общая продолжительность в пределах 70% по отношению к периоду бодрствования. При этом его двигательная деятельность характеризуется целенаправленностью, избирательностью, навыками самоуправления.

-       Двигательные умения ребенка отличаются разнообразием, количественными и качественными показателями не ниже средних возрастных;

-   Выпускник детского сада владеет элементарными навыками оценки и самооценки движений; понимает их значимость для собственного здоровья и развития; сложился определенный стиль двигательной деятельности, заметен избирательный интерес к определенным видам физических упражнений;

-   Сформированы некоторые организаторские умения (например, умеют вовлечь в игру сверстников, руководить подвижной игрой без помощи взрослых).

-    Движения характеризуются определенной культурой: ловкостью, быстротой, техничностью, умением выбирать нужный способ движения в определенных ситуациях.

-      Оптимальная двигательная активность и хорошее развитие движений создают предпосылки для достаточно высокой умственной работоспособности, умения выдерживать статические нагрузки (заниматься сидя за столом).

-     Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (умывание, чистка зубов, культура еды, пользование носовым платком), знает основные правила здорового образа жизни.

-  В поведении преобладает ровное, активное состояние, положительный эмоциональный тонус, доброжелательность по отношению к окружающим людям.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

-   Умеет вступать в деловое сотрудничество со сверстниками в разных формах коллективной деятельности, проявляет организаторские способности, демонстрирует дружественные, добрые отношения со сверстниками, пытается противостоять эгоизму, злобе, несправедливости.

- Владеет адекватной самооценкой полученного результата (продукта) осуществленной деятельности.

- Знает правила сохранения и укрепления собственного здоровья, с удовольствием выполняет правила личной гигиены.

- Знает правила безопасного поведения в быту, умеет пользоваться бытовыми приборами.

-  Знает правила безопасного поведения, если в доме пожар.

- Демонстрирует способы безопасного поведения пешеходов: дорогу переходит по сигналу светофора, пешеходному переходу.

- Умеет обратиться за помощью к взрослым.

- Знает элементарные правила оказания первой медицинской помощи.

- Умеет правильно вести себя в общественных местах: в магазине, театре, транспорте.

- Умеет разговаривать по телефону - здоровается, представляется, высказывает то, что нужно.

- Называет себя, членов своей семьи и ближайших родственников (бабушки, дедушки и т.д.) по имени, фамилии, полу.

- Имеет представления о профессии родителей, об особенностях мужского и женского поведения.

- Знает название родного города, государства, основную символику (флаг, герб, гимн).

- Проявляет интерес к жизни народов других стран и континентов, специфике их климата, природы, обусловливающих особенности быта, труда, национальной культуры людей (игры, сказки, песни).

- Знает название родного города, государства, основную символику (флаг, герб, гимн).

- Проявляет интерес и уважение к жизни народов других стран и континентов, специфике их климата, природы, обусловливающих особенности быта, труда, национальной культуры людей (игры, сказки, песни).

- Владеет каждым видом игр как деятельностью на уровне самостоятельности.

- Умеет организовывать совместную деятельность, не мешать сверстникам, занятым своими делами (играющим в одиночку и т.п.), бережно относиться к продуктам деятельности сверстников (не разрушать постройки), противостоять эгоизму, злобе, несправедливости.

- Проявляет многовариативные игровые интересы, при этом может отдавать предпочтение определенному виду игр (выбор может быть обусловлен интересом к определенному партнеру).

- Владеет совместной сюжетно-ролевой игрой, проявляет активность в ролевом взаимодействии.

- Умеет согласовывать индивидуальный творческий замысел с партнерами-сверстниками.

- Может оценить исполнение роли как своей, так и соучастников с точки зрения нравственной направленности ролевого поведения.

- В игре демонстрирует коммуникативные, организаторские способности, самостоятельность, инициативу, творчество.

- Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла (использовать готовые игрушки, предметы-заместители и игровые атрибуты).

- Может оценивать исполнение роли как своей, так и соучастников с точки зрения нравственной направленности ролевого поведения.

- В игре демонстрирует коммуникативные, организаторские способности, самостоятельность, инициативу, творчество.

- Применяет системные знания о трудовом процессе на уровне графического моделирования, переносит их как способ познания на другие виды деятельности.

- Овладел разными видами труда на уровне самостоятельности, способен адекватно оценивать полученный им результат.

- По собственной инициативе включается в разные формы трудовой деятельности (поручение, дежурство, коллективный труд, бригадный труд) и сам находит партнеров для исполнения их совместно. Стремится научиться быть «менеджером-бригадиром» бригады в совместном труде и овладевает умением подчиняться задачам, которые ставит сверстник «бригадир».

- Владеет рефлексией и адекватной самооценкой полученного результата (продукта) осуществленной деятельности.

- Знает правила сохранения и укрепления собственного здоровья, с удовольствием выполняет правила личной гигиены.

- Знает правила безопасного поведения в быту, умеет пользоваться бытовыми приборами.

- Знает правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях, знает номера телефонов службы МЧС, пожарной, медицинской помощи.

- Демонстрирует способы безопасного поведения пешеходов: дорогу переходит по сигналу светофора, пешеходному переходу.

- Знает, как и умеет оказать элементарную медицинскую помощь при укусах насекомых, ушибах, носовом кровотечении, тепловом или солнечном ударе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Владеет разными способами осуществления практико-познавательной деятельности: экспериментированием, моделированием, философствованием.

- Проявляет творчество в процессе практического познания: высказывает догадки, выдвигает гипотезы, некоторые из них пытается проверить; включается в обсуждение результатов познавательно-практической деятельности, умеет делать умозаключения; уверенно пользуется некоторыми специальными приборами (весы, градусник, линейка, лупа и т.п.) для решения исследовательской задачи.

- Проявляет познавательный интерес к окружающему миру, себе, выражающийся в постановке познавательных вопросов и попытках найти ответы на них путем самостоятельного поиска интересующей информации.

- Демонстрирует потребность в общении со взрослым как носителем знаний, источником интересных сведений, объяснений; как руководителем и организатором открытия новых каналов и способов познания.

- Проявляет устойчивый интерес к знаниям в области ряда наук и имеет элементарные представления о математике, географии, астрономии, биологии, физике, химии, психологии, экономике и др.

- Владеет элементарными представлениями о Вселенной, первых шагах человека в изучении космического пространства.

- Владеет конструированием как самодеятельностью: проявляет самостоятельность и творчество в реализации собственных замыслов конструирования из разных материалов, умеет находить простые технические решения, адекватно оценивать собственную конструктивную продукцию и свои умения в разных видах конструирования.

- Умеет строить по заданной схеме и создавать схему будущей конструкции как индивидуально, так и в коллективной строительной игре; конструировать по условиям, задаваемым взрослым, ребенком- архитектором, сюжетом игры.

- Проявляет устойчивый интерес к совместной коллективной конструктивной деятельности, переходящей в строительные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

- Умеет самостоятельно составлять, читать простейшие планы, схемы: улицы, набережная, площади.

- Умеет определять время на календаре (называть дни недели, месяцы); на часах (с точностью до получаса).

- Умеет считать до 20 и более в прямом и обратном порядке (про себя, на ощупь, на слух); знает правила счета; умеет обозначать числа цифрами; различает знаки; знает, что они обозначают; использует их адекватно поставленной задаче.

- Составляет разнородные и однородные множества до 20; знает состав числа из двух меньших чисел в пределах 20. Умеет измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела условной меркой.

- Знает геометрические фигуры (угольные и округлые), умеет дать характеристику углам, называя их словами: острый, тупой, прямой; из стационарного набора геометрических фигур умеет выложить изображение по образцу, условию (по правилу), замыслу.

- Умеет определять на листе бумаги местоположение девяти точек для ориентировки (углы: правый и левый

- верхние, правый и левый - нижние; стороны: правая, левая, нижняя, верхняя; центр листа);

- Знаком с планом, схемой, самостоятельно или с помощью взрослого составляет простейшие планы, схемы; умеет рисовать по клеточкам.

- Владеет обобщенными представлениями о свойствах предметов, умением выделять самостоятельно основания классификации, замечать и выражать в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин; сравнивать два предмета, явления, учитывая сразу 2 признака; строить из таких предметов сериационные ряды, количество элементов в которых ограничено рамками счета; описывать отношения между элементами в ряду.

- Умеет решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие; знает, что в задаче есть условие и вопрос, числовые данные; умеет «записать» задачу и ее решение, пользуясь готовыми карточками с цифрами и знаками; знает и может объяснить, чем задача отличается от рассказа и загадки.

-  Знает и различает действующие денежные знаки, открывает в сюжетных играх экономические представления (о зарплате, о банке, о вкладе, о ссуде, о процентах и др.).

- Владеет представлениями о разных видах техники и ее назначении. Умеет пользоваться бытовой техникой, технической игрушкой, измерительными приборами (компас, часы и др.).

- Владеет представлениями о взаимосвязях неживой и живой природы. Знает, что животные и растения живут в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); знает их обитателей.

- Знает о растениях и животных из Красной книги и о необходимости охраны исчезающих видов растений и животных.

- Знает основные признаки живого, умеет устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.

- Проявляет устойчивый интерес к тому, как устроен его собственный организм, осознает необходимость укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

- Демонстрирует бережное, гуманное отношение к природе, нетерпимость к нарушениям правил поведения в природе, готовность оказать помощь в случае необходимости.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Сочиняет речевые тексты - монологи (сказок, пересказов от лица героя, рассказов на темы, описательных рассказов, загадок и т.д.).

- Овладев моделью структуры рассказа, может для придания индивидуальности текста, менять его последовательность, сохраняя линию сюжета и все компоненты плана, но может и сократить какие-то компоненты, считая их для рассказываемой истории (например, из личного опыта) не значимыми; понимает композицию сказки, рассказа (повествовательного, описательного), стремится (с помощью взрослого) отражать характерные особенности жанра.

- Придумывая сказки, использует свойственные жанру средства выразительности и знания об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.).

- Ему доступно придумывание разных видов творческих рассказов (придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели).

- Наряду с развитием разных видов речи (повествования, описания, доказательства), особую роль начинает во взаимоотношениях между детьми играть самый сложный вид речи - объяснение.

- Опыт, приобретенный через разные каналы познания, передает другим.

- С удовольствием обучает сверстника новой настольно-печатной игре, правилам подвижной игры, соответствующим словесным дидактическим и народным играм.

- Овладевает разговором как средством развития речевого общения в форме: «посиделки», «философские игры». Они протекают как проблемные ситуации с развивающейся интригой, беседы как специальный метод формирования нравственного сознания и связной доказательной речи на заданные взрослым темы, беседы с небольшими подгруппами детей на темы как личностного, так и познавательного характера (мой лучший друг; доволен ли я тем, как исполнил роль в игре сам и мое впечатление об игре других; правила безопасности на воде и т.п.).

- Он открывает выразительные средства речи, придающие тексту неповторимость авторского сочинения, учится пользоваться и неречевыми средствами коммуникации - жестами, мимикой, движениями.

- Обогащается словарного запаса ребенка на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, формирования и дифференциации понятий (транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; гужевой и машинный; машины и инструменты; одежда зимняя, летняя, демисезонная и др.).

- Знакомится с тем, что слово имеет значение, смысл, убеждается, что в разговоре необходимо употреблять слова в соответствии с их значением, иначе получится неправильное, непонятное, даже смешное высказывание.

- У него возникает интерес к значению слова, особенно мотивированного. (Почему это растение называется «вьюнок». Почему ягоды называются «черникой», «голубикой», «земляникой»?)

- У ребенка возникает понимание таких языковых явлений, как антонимия (сладкий-кислый), синонимия (сладкий-сахарный), многозначность слова (коса, розетка), учится активно использовать их в речи.

- Учится употреблять в высказываниях различные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью); у него развивается осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.

- Овладевает способами словообразования глаголов, существительных, прилагательных (хочу пить - пей; хочу петь - пой; продает - продавец; ездит на лыжах - лыжник; шкатулка из дерева -деревянная шкатулка; лодочка из бумаги - бумажная лодочка).

- Экспериментирует со словом, его звуковой оболочкой (у лисы - лисенок, а у жирафа, носорога?; для хлеба

- хлебница, а для пирожков, помидоров?).

- Открывает звуковую культуру речи взаимосвязано с открытием языковой действительности; различает обозначаемое и обозначение, осознает звук как знак, играет со словами, звуками, рифмами.

- Любит юмористические стихи, сказки-перевертыши.

- Читает наизусть произведения для детей младшего возраста, но слышит их совсем по-другому (Маршака, Чуковского, Тувима, Остера, Драгунского и т.п.).

- Раскрывает способ игры со словом, звуком («С ним и тетка-трулялетка, и дочурка-трулялюрка, и собачка- трулялячка…»),

- Подмечает общее и различное в звучании слов, может различить близкие в артикуляционном или акустическом отношении звуки (С-Ш, С-З) подметить звук, встречающийся в 4 - словах в потешке,скороговорке, чистоговорке (Вы слыхали про покупки, про какие про покупки? Про покупки! Про покупки? Про покупочки мои!).

- По собственной инициативе способен многократно упражняться в четком произнесении чистоговорок, скороговорок, содержащих смешиваемые звуки (На дворе трава, на траве дрова). Интересуется вновь играми, многократно сыгранными в предыдущих группах, но с новыми задачами (говорить слова, выделяя звук С, или говорить в медленном темпе первый куплет, а потом все быстрее, говорить сначала шепотом, а потом громче, еще громче и совсем громко, с разной интонацией и т.п.)

- Учится фонематическому анализу слов, учится различать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении звуки - согласные свистящие, шипящие,

сонорные (с – з, ш – ж, с – ш, л – р и др.), твердые и мягкие (р - рь, л - ль, с - сь), звонкие и глухие (д – т, б – п и др.).

- Совершенствуется интонационная выразительность речи, фонематическое восприятие. - Сохраняется интерес к звучащему слову, что проявляется в детском словотворчестве, играх со звуками и рифмами, в вопросах о звучании и значении слов, толковании их смысла.

- Продолжается углубленное ознакомление ребенка с речевой действительностью: формирование у него представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения, а также он упражняется в умении подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию.

- Открыл деятельность чтения и письма (перевод звуковой формы слова в графическую модель).

- Стремится читать или упражняться в прописи отдельных фигур, подготавливающих руку к письму.

Но успешность овладения этой деятельностью нуждается в индивидуальной поддержке. Фронтальных занятий по обучению грамоте или письму данная Программа не предусматривает.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Проявляет постоянный и устойчивый интерес к окружающей действительности (эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений;

- Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну) и произведениям искусства; испытывает удовольствие и радость от встречи с прекрасным;

- Отличает высокохудожественное произведение от дидактической картинки, обычной вещи; может достаточно грамотно описать его, так как знает средства выразительности, которыми пользуются мастер живописи, скульптор, гончар и т.д.

- Проявляет желание посещать музеи изобразительного искусства, с интересом рассматривает их экспозиции;

- Понимает, что художественный музей - это собрание произведений искусства;

- Способен эмоционально воспринимать экспонаты и понимать художественное содержание доступных ему произведений; может интерпретировать воспринимаемые произведения и воплощать свои впечатления в изобразительной деятельности.

- Знает различные виды (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн) и жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет), видит их особенности; знает, что такое художественный стиль, каковы функции архитектуры, дизайна.

- В своей речи использует некоторые художественные термины; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда; помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения; может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета, сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.

В рисовании:

- Умеет по собственному замыслу рисовать в детском саду и дома карандашами, гуашью, акварелью (по сухой и влажной поверхности), тушью, свечой, сангиной, угольным карандашом;

- Может создавать рисунки в технике (монотипии, кляксо- и ниткографии);

- Владеет конструктивным, дужковым и обобщенным способами рисования, а также способом создания изображения с помощью цветового пятна;

- Знает правила построения композиции на разных по величине и форме поверхностях и старается соблюдать их;

- С удовольствием занимается экспериментированием (смешивание красок, получение новых; окрашивание воды, ткани, соломки и т.п.);

- нает все цвета спектра, их оттенки: теплые, холодные и нейтральные цвета; образные названия цвета; другие средства выразительности (линия, форма, величина, пропорции, динамика, детализация, элементы перспективы); способы смешивания красок (осуществляет это в своей практической деятельности).

В лепке:

- Достаточно хорошо владеет конструктивным, скульптурным, смешанным способами создания образных фигур; гончарным и ленточным способами лепки посуды;

- Пользуется стеками и другими подсобными материалами по назначению; способами украшения лепного изделия (рельеф, налеп, роспись);

- Знает средства выразительности объемных фигур и использует их в лепке; умеет правильно передать пропорции, движение, настроение, характер образа человека, животных.

С удовольствием включается в коллективную творческую работу по созданию многофигурных предметных и сюжетных композиций.

В аппликации:

- Хорошо знает материалы, которые можно использовать (разная бумага, ткань, разнообразный природный материал);

- Владеет приемами (прямо- и криволинейное) и способами (симметричное, парносимметричное, силуэтное) вырезания, способом обрыва;

- Значительно усовершенствовались его изобразительно-практические умения (подбирает цвет для создания своих аппликационных работ;

- Правильно выкладывает и наклеивает все части, из которых состоит отдельный образ или сюжет, пользуется дополнительным инструментарием (иголка, пинцет, ножницы с одним острым концом)

- Строит композицию на различных по формату и форме поверхностях).

- Освоил элементы полуобъемной аппликации;

- Заинтересованно занимается флористикой (совместная деятельность: воспитатель - ребенок; коллективная деятельность).

- Эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно говорит о ней;

- Имеет представление о народной, классической, современной музыке, использует в речи музыкальные термины (вокальная, инструментальная музыка; солист, дирижер, композитор, исполнитель; народный, духовой оркестр; мелодия, ритм, темп; балет, опера, концерт и др.);

- Слышит комплекс средств музыкальной выразительности, характеризующих содержание музыки;

- Может услышать процесс развития музыкального образа; умеет дифференцированно воспринимать музыку, сравнивать высоту звуков, их длительность, метроритм, темп, тембр, динамику, выделяет тембр инструментов симфонического оркестра, ведущий в характеристике музыкального образа; определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш; вальс, русская плясовая, полька; сюита, симфония);

- Определяет форму музыкального произведения (1-, 2-, 3-частная).

- Владеет резонансным звучанием голоса в пределах примерной октавы;

- Выразительно, звонко исполняет несложные песни в удобном диапазоне; чисто интонирует с аккомпанементом отдельные отрезки мелодии песен или мелодию в целом;

- Музыкально и с удовольствием поет в хоре;

- Овладел элементарными певческими навыками (распределяет дыхание, достаточно четко артикулирует, пропевает длинные звуки и др.).

- Музыкально-ритмические движения выполняет выразительно, ритмично, легко, с правильной координацией рук и ног;

- Обогатился «арсенал» его танцевальных движений,

- Овладел элементами хореографии; чувствует себя в музыкальном движении достаточно уверенно, откликается на музыку разного характера выразительными естественными движениями всего тела и может воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики;

- Основные движения исполняет выразительно, ритмично и легко, с правильной координацией рук и ног;

- Владеет определенным объемом танцевальных движений и исполняет их достаточно точно; умеет танцевать русскую народную пляску, польку, вальс;

- Самостоятельно придумывает небольшие танцевальные композиции.

- Владеет основами техники игры на различных детских музыкальных инструментах;

- Слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении;

- Самостоятельно подбирает инструменты, соответствующие характеру музыкальной пьесы, ее частей;

- Умеет вычленить и воспроизвести ритмический рисунок пьесы;

- Подбирает по слуху несложные мелодии на различных детских музыкальных инструментах;

- Умеет сотрудничать в коллективном музыкальном творчестве:

- Может эмоционально и выразительно исполнить музыкальные произведения в ансамбле и оркестре;

- Определяет форму музыкального произведения (1-, 2-, 3-частную, форму вариаций);

- Пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах;

- Может самостоятельно дирижировать оркестром или ансамблем детских музыкальных инструментов (на 2/4 и 3/4).

- Способен участвовать в достаточно сложной, развернутой во времени музыкальной игре-драматизации с танцами, пением, речевыми диалогами и игрой на музыкальных инструментах;

- Владеет различными видами музыкального движения, выразительно поет, убедительно играет свои роли как в малогрупповом, так и сольном варианте;

- Осознанно взаимодействует в коллективе, подчиняется замыслу режиссера;

- С большим желанием выполняет творческие задания.

- Проявляет творческую активность как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома.

1.2.1.  Система оценки результатов освоения программы

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности и позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установленияи поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной   деятельности (как   идет   развитие   детских   способностей, познавательной активности);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и корректировать свои действия.

Приоритетный метод мониторингового исследования - метод включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, беседах оценивает динамику развития ребенка.

При необходимости может использоваться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят только квалифицированный специалист (педагог-психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с письменного согласия его родителей (законных представителей).

Промежуточный мониторинг проводится воспитателями группы каждые 3 месяца (сентябрь, декабрь, апрель). В ходе наблюдения, общения с ребенком, анализа продуктов его деятельности, педагог заполняет индивидуальную карту ребенка.

Проверка физической подготовленности детей проводится инструктором по физической культуре.

 

.  .  .