Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Детская художественная литература как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Дата публикации: 2020-11-18 23:52:57
Статью разместил(а):
Бахирева Елена Александровна

Детская художественная литература как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Автор: Бахирева Елена Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В данной статье проведен анализ детской отечественной литературы по экологическому образованию дошкольников, рассмотрена роль художественных произведений о природе в экологическом образовании детей, затронута и раскрыта проблема экологического воспитания и образования как одна из самых актуальных проблем современной дошкольной педагогики. Посредством практического опыта и анализа произведений детской художественной  литературы была поставлена задача продемонстрировать комплексный подход к изучению данной проблемы, используя методы наблюдения, экологического труда, экспериментирования. Эти методы способствуют более глубокому пониманию детьми взаимосвязи природы и человека, вызывают чувство эмпатии к окружающей живой и неживой природе.

Ключевые слова: экологическое  воспитание, дети дошкольного возраста, детская художественная  литература, природа и человек.

 

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Незнание тесной взаимосвязи между человеком и экологической средой часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи Ручейку и Березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы. Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. При отборе художественной литературы я  руководствовалась  следующими принципами: доступность произведений детскому пониманию и восприятию; реалистичность (важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.); привлекательность для детей (следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами). Чтение художественных произведений необходимо сочетать с беседой, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывают загадки, решают логические задачи, слушают рассказы, рассматривают иллюстрации и плакаты на экологическую тематику.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Воспитатель использует в процессе образовательной деятельности детские книги о природе как источник большой познавательной ценности. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книги можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева, Берестова и др. При использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основоположниками детской природоведческой литературы является В.В. Бианки. Книги В.В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Основным лейтмотивом его творчества является непрекращающаяся в природе борьба за существование. Писателем были разработаны  практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Сказки у В.В. Бианки  особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано как по настоящему и по разному живут и действуют её герои. Уже названия произведений ставят перед детьми вопрос, на который они ищут ответ: "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты". Я использовала произведения В.В. Бианки и для того, чтобы показать детям, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В.В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Как муравьишка домой спешил», «Мастера без топора», «Синичкин календарь» «Теремок», «Лис и мышонок», дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, о жизни растений и разных представителей животного мира.

Из рассказа В.В.Бианки «Сова» дети могут понять, что нельзя нарушать связей, сложившихся в природе. Исключение одного из звеньев лесной цепочки ведет к гибели многих животных, растений,  природы, частью которой является человек. Поэтому, чтобы изменить что-то в природе, надо дать оценку своему отношению к экологической обстановке, так как нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же, привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок»). Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием антропоморфизма. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством М.М. Пришвина.

М.М. Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки», «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М.М. Пришвина очеловечена, ведь недаром, обращаясь к юным читателям,  он отмечал: «Умей наблюдать и ты сделаешь открытие!».  Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка».

У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе – «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая стойка», «Кладовая солнца». М. М. Пришвин -  непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях.  Небольшие рассказы М. М. Пришвина - это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года. В произведениях писателя всегда прослеживаются два контекста, два плана: познавательный и  философский, который заставляет глубже задуматься над  смыслом произведения, поразмышлять и судьбе героев.

Близок по своему творчеству к В.В. Бианки и М.М. Пришвину Е.И. Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Сейчас мы знаем Е.И. Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Е.И.Чарушин  позаимствовал от В.В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от В.В. Бианки, Е.А.Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с М.М. Пришвиным.

При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Е.А. Чарушина, как «Военная собака», «Верный Трой», «Томка»; кошка описана в таких произведениях, как «Кот Епифан», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська»; образ медведя в рассказах «Медведь-рыбак», «Медвежата», «Медвежонок». О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах «Олешки», «Лесной котенок», «Про зайчат», «Волчишко», «Друзья», сборник «Про больших и маленьких» («Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят»), о птицах – «Хитрая мама», «Четыре утки», «Пунька и птицы», «Сорока», «Яшка». Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.

Иллюстрации автора к его произведениями передают настроение повествования, выделяют главное в ситуации, помогают детям осмыслить повествование, выполняют познавательные, дополняющие и эстетические функции.  Наряду с текстом  они формируют систему знаний и представлений детей об окружающем их мире. Эти иллюстрации связаны с замыслом писателя, помогают ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказывают, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста. 

Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека, передал в своих работах К.Д. Ушинский. Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе «Лиса Патрикеевна» дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, «любимые» кушания. А рассказ «Как рубашка в поле выросла» можно назвать краткой энциклопедией, в которой описан весь путь льна от зернышка до рубахи. Хорошо известны так же его рассказы: «Бишка», «Васька», «Гадюка», «Плутишка-кот», «Орел», «Петух да собачка», «Орел и ворона», «Лиса и козел», «Ученый медведь», «Жалобы зайки», «Ласточка», «Дятел», «Кукушечка», «История одной яблоньки», «Утренние лучи», «Курица и утята», «Капустная бабочка», «Гуси и журавли», «Не ладно скроен, да крепко сшит». 

Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский Л.Н. Толстой большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою «Азбуку» он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни. Одной из задач «Новой азбуки» было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Л.Н. Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы.

«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».

Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».

«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила» (Л.Н. Толстой).

Явления природы писатель изображает поэтически («Какая бывает роса на траве», «Отчего в морозы трещат деревья», «Тепло», «Сырость», «Пришла весна»). Свое место в творчестве Л.Н. Толстого занимают и рассказы о животных – «Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька», «Пожарные собаки», «У Розки были щенки», «Хотела галка пить», в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.

Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер («Филипок», «Акула», «Корова»).

Научно-художественный характер имеют произведения Б.С. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. В своих произведениях писатель выступает перед нами тонким психологом, способным понять и раскрыть все грани детской души. Одним из его циклов для маленьких детей является цикл «Про животных», «Про волка», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка», «Мангуста», «Про слона». Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах К.Г. Паустовского. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг,  перенося читателя в живой мир русской природы.

Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского: «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Летние дни», «Барсучий нос».

Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н.М. Павловой. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, можно прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н.М. Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью полезно познакомить детей с  произведениями  Н.М. Павловой "Под кустом" (о гусином луке) и "Как облачко" (о подмареннике). Произведение Н.М. Павловой «Земляничка» рекомендовано детям первой младшей группы. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть — птичка, мышка, лягушка, змея. Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка — на дерево, мышка — в норку, лягушка — под листок, змея — под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому полезно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.Н. Толстой, И.З. Суриков. Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых  можно использовать в работе с детьми при ознакомлении их с природой: «Мороз Воевода» (формирует  у ребят бережное отношение к природе, заботу о ней;  "Дедушка Мазай и зайцы" (помощь человека животным, попавшим в беду). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: "Перед дождем", "На ручей, рябой и пестрый …"

Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в свое неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы». Его поэзия посвящена красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. В детском саду можно познакомить ребят с такими произведениями А.А. Фета – «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Рад я дождю», «Кот поет …», «Мама! Глянь-ка …». 

Говоря о природоведческой литературе, которую можно  использовать в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф.И. Тютчеве. Его стихотворения «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» считаются подлинными шедеврами русской поэзии. Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. В дошкольном учреждении я рекомендую использовать такие стихотворения, как «Зима недаром злится …», «Чародейкою зимой», «Пусть сосны и ели …», «Ещё земли печален вид», «В небе тают облака …».  

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение «Травка зеленеет» с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы – «Старик», «Птичка», «Дети и птичка», даже стихотворение «Осень» не наводит грусти.

С.А. Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы природы переданы в детских стихотворениях Есенина «Береза», «Поет зима, аукает», «Нивы сжаты», «Черемуха».

В работе по ознакомлению дошкольников с окружающим можно использовать стихотворения:

- И.З. Сурикова «Детство» и «Зима». Стихотворение «Зима» реалистично описывает данную пору года, в нем отмечаются ее характерные черты: «стали дни коротки, солнце светит мало…».

- И.А. Бунина «Под открытым небом», «Детство», «Помню - долгий зимний вечер», «Из окна», «Листопад», «Все темней», «На пруде». В его стихах возникают картины времен года, передается красота родной природы.

- А.А. Блока «На лугу», «Ворона», «Зайчик», «Снег да снег», «Ветхая избушка». Стихотворения Блока для детей доступны детскому восприятию и являются прекрасным средством развития эстетического вкуса.

Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется. Поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, и в этом нам помогают произведения художественной литературы. Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественные произведения природоведческой направленности помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира, сочувствовать, сопереживать, помогать и не оставаться безучастным к судьбе объектов живой и неживой природы.

Но важно помнить, что решение задач по экологическому воспитанию дошкольников необходимо реализовывать через интеграцию образовательных областей, которые связаны между собой, воздействуют на развитие речи, памяти, внимания, интеллекта, воображения. Литературные произведения  дополняют, уточняют и закрепляют знания ребенка, открывают мир чувств: радость, сопереживание, восхищение. Все вместе это формирует у ребенка осознание своей принадлежности к природному миру и необходимости беречь его.

 

Список литературы: 

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: Т.Ц. Сфера, 2011.

2. Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. — М.: Амрита-Русь, 2008. 

3. Лучич М.В.  Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада-2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1989.

4. Новиков Ю.В. Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.

5. Паустовский К.Г., Повесть о лесах / К.Г. Паустовский.  – Москва: Детская литература, 1982.

 

.  .  .