Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Как подготовить ребенка к школе: рекомендации родителям

Дата публикации: 2020-11-18 16:06:17
Статью разместил(а):
Пономаренко Олеся Анатольевна

Как подготовить ребенка к школе: рекомендации родителям

Автор: Пономаренко Олеся Анатольевна

 

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

· к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

· он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

· ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

· должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

· ребенок должен быть коммуникабельным, то есть должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

· толерантность, это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

· нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

· ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

· понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

· наличие интереса к учению и получению новых знаний;

· способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

· усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

- Внимание:

·  Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

·  Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

·  Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

·  Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

- Математика:

·  Цифры от 0 до 9.

·  Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.

·  Арифметические знаки  « > », « < », « = ».

·  Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

·  Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

- Память:

·  Запоминание 10-12 картинок.

·  Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

·  Пересказывание текста из 4-5 предложений.

- Мышление.

·  Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей …»,  «Суп горячий, а компот …» и т. п.

·  Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

·  Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.

·  Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

·  Складывать пазлы без помощи взрослого.

·  Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

- Мелкая моторика.

·  Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

·  Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

·  Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

·  Выполнять аппликации.

- Речь.

·  Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

·  Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.

·  Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.

·  Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.

·  Различать в словах звуки.

- Окружающий мир.

·  Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

·  Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.

Тренируем руку ребенка.

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Рекомендации родителям дошкольника.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

·  Не будьте слишком требовательны к ребенку.

·  Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

·  Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

·  Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

·  Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

·  Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

·  Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

·  Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

·  Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

·  Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

·  Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

·  Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

·  Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

·  Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

·  Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. 

 

.  .  .