Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры

Дата публикации: 2020-11-07 12:01:12
Статью разместил(а):
Овчаренко Юлия Александровна

Приобщение дошкольников к истокам  народной культуры

Авторы: Звыкова Елена Леонидовна

и Овчаренко Юлия Александровна

МАДОУ "Детский сад № 18", г. Армавир

 

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых «идеалов»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры.

Сейчас, когда к нам постепенно возвращается национальная память, мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое  ценное из своих культурных достижений. Дети должны знать традиции русского народа, историю народной культуры, проникнутся чувством понимания древности величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Учеными доказано, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче попять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом и  освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры. В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира. Сензитивным периодом для развития такого интереса является старший  дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности  произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе, развитие творческих способностей.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные  знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности. Также необходимо освоение детьми богатого художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в разнообразных играх.

Детское творчество предполагает создание детьми субъективно нового продукта, придумывание к известному новых ранее использованных деталей, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми протекает в три этапа:

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Процесс создания изображения (способы, средства выразительности).

3. Анализ результатов.

Содержание художественно-творческой деятельности с детьми, направленной на приобщение к истокам народной культуры, определяется требованиями программы «Детство", «Радость творчества» О.А. Соломенниковой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой.

Основной идеей опыта является системное развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса к народной культуре.

Опыт работы показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества, где впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Вес эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.  Кроме того, организация творческой деятельности детей в рамках кружковой работы расширяет возможности подачи информации посредством игры, моделирования и проектирований детьми под руководством взрослого экспонатов народных костюмов и их презентации.

В работе с детьми используются разные виды моделирования: предметное (занимает ведущую позицию), выражается в формировании объемно-пространственном представлении об оригинале и исполняется в различных материалах. Охватывает этапы работы от первичного наброска-представления в уме, последующих эскизных предложений до окончательного проекта. В процессе работы дети учатся осуществлять и графическое моделирование, в котором создаются рисунки, схемы, наброски отражающие состояние объекта на различных стадиях проектирования

В процессе ознакомления с народной культурой широко используются произведения  декоративно-прикладного искусства русского и армянского народов. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию, аппликации дети, оформляют народным орнаментом свои работы, а на занятиях по художественному труду учатся самостоятельно изготавливать народные костюмы. На все эти занятия приходит  в гости кукла в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитатель помогает дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Широко используется устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа.

Приобщение детей к народной культуре осуществляется на основании соблюдения ряда принципов:

1. Принцип целенаправленности: достижение цели деятельности возможно только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития художественно - творческих способностей.

2. Принцип систематичности и последовательности: работа по развитию художественного творчества должна вестись в определённой системе, последовательности:

1. Этап - накопление впечатлений.

2. Этап - спонтанное выражение творческого начала.

3. Этап - поиск творческих решений.

4. Этап - самостоятельность.

5. Этап - индивидуальное и коллективное творчество.

3. Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей, потребностей, интересов и уровней подготовленности детей.

4. Принцип наглядности обучения требует тщательного продумывания дидактической цели использования наглядности, методики показа, количества наглядности, последовательности демонстрации и сочетания определённых видов наглядности.

5. Принцип интегрированного подхода реализуется в использовании различных форм и методов в работе с детьми, проведения интегрированных занятий.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения предполагает определение ведущих целей обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

7. Принцип адаптивности. Методы развития художественно-творческих способностей детей применяются в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

8. Принцип прочности предполагает эффективную реализацию вышеперечисленных принципов, повторения и закрепления полученных знаний, формирования умений и навыков, применения их на практике.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой приобщения детей к истокам народной культуры. Для эффективности процесса развития художественно-творческих способностей создаётся комфортная среда продуктивного, творческого общения в моделях «ребенок-педагог-группа», «занятие-творчество-продукт», воспитатель или руководитель кружка в соответствии с особенностями и уровнем развития старших дошкольников корректирует задания на основе их образовательных запросов, выбирает уровень сложности задания, метода освоения нового материала.

Развивая ребенка в поликультурной среде, необходимо делать акцент на приобщении его одновременно к красоте и добру, на желании видеть неповторимость национальной культуры.

 

.  .  .