Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование идеалов мужественности и женственности у старших дошкольников

Дата публикации: 2020-10-18 23:08:31
Статью разместил(а):
Бахирева Елена Александровна

Формирование идеалов мужественности и женственности у старших дошкольников

Автор: Бахирева Елена Александровна

 

Аннотация: Проблема гендерной социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им, в том числе,  и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Ключевые слова: гендерная социализация, старший дошкольник, образ мужчины, образ женщины.

 

В современной дошкольной педагогике одной из актуальных тем является  нравственно-половое воспитание детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает свою принадлежность к определенному полу. Исходя из этого, воспитатели и родители должны целенаправленно вести работу по формированию представления у девочек и мальчиков о женственности  и мужественности в процессе ознакомления с художественной литературой. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по гендерному воспитанию дошкольников,  я пришла к выводу, что работу по данной проблеме можно реализовывать, используя  художественную литературу. Художественная литература заставляет ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы. Таким образом, мной были выбраны литературные произведения, в содержании которых отражается необходимая информация о формировании идеалов мужественности и женственности у дошкольников.

На мой взгляд, работа по каждому произведению должна осуществляться в соответствии с методикой ознакомления детей с литературными произведениями с учетом особенностей усвоения знаний детьми старшего дошкольного возраста и включать в себя несколько этапов работы: ознакомительный, основной и творческий. На первом этапе дети знакомятся с произведением, и в ходе беседы воспитатель выявляет понимание детьми содержания произведения. На втором этапе дети вместе с воспитателем повторно читают и обсуждают только те фрагменты, которые способствуют формированию знаний по обозначенной проблеме. И, наконец, на третьем (творческом) этапе дети закрепляют полученные знания в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Я считаю, что результатом такого поэтапного подхода будет более глубокое понимание дошкольниками мира человеческих чувств и взаимоотношений и формирования правильных гендерных установок у мальчиков и девочек.

Говоря о художественной литературе, как об одном из источников в решении проблемы гендерной социализации и формировании эталонов мужественности и женственности, следует отметить, что не все жанры возможно использовать в полной мере в работе с дошкольниками, поэтому необходимо отбирать наиболее доступные для детей этого возраста.  Одним из таких жанров являются русские былины, такие как  «Алеша Попович и Тугарин Змей», былина «Добрыня и змей Горыныч», былина «Илья Муромец и Калин-Царь». 

 

Формирование идеалов мужественности в русских былинах

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Мужчина – защитник Родины: защищает город Киев и киевский народ от «незваного гостя, Тугарина Змея»; защищает старого и беззащитного князя («одолел Тугарин, старого князя, нет сил у Владимира, сразится с гостем незваным»)

Личностные качества мужчины: храбрость («Не так силен, как два его друга – Илья Муромец и Добрыня Никитич, но он был храбр»); отвага («врагов на Руси побеждал не столько силой, сколько отвагой и хитростью»); справедливость (Тугарин вёл себя у князя, как хозяин, Алеша Попович решил ему возразить); смелость (возразил «высокому ростом, широкому в плечах» Тугарину, который может превратиться в змея); бесстрашие («Тугарин пугал своим криком страшным, заслонил солнце крыльями, но Алеша не испугался»); ловкий («тот готов был к нападению и ловко увернулся»).

Внешний вид мужчины (образ): уверенный в себе («почувствовал свою силу, схватил левой рукой копье, ударил изо всех сил Тугарина»); собранный («надел он кольчугу, взял копьё и саблю …»).

Былина «Добрыня и змей Горыныч»

Мужчина – защитник Родины: вызволял русских людей из плена («Горыныч людей в плену держит»); заступился, освободил из плена девушку («схватил Змей племянницу князя Забаву и спрятал девушку в глубокой норе и тяжелым камнем завалил вход», «сразил Добрыня Горыныча, отварил камень от его змеиной норы и выпустил красавицу Забаву»)

Личностные качества мужчины: сила («Добрыня Никитич обладал немалой силой»); ловкость и ум («побед в делах добивался благодаря своей ловкости и уму»); меткость («метко стрелял из лука»); решительность («решил подвиг совершить, отговаривала его матушка, но не стал менять своего решения Добрыня»); сообразительность («набрал в шапку песку, чтоб змею в глаза пустить песок и тот ослеп»).

Внешний вид мужчины (образ): уверенность («почувствовал в себе силушку богатырскую»)

Былина «Илья Муромец и Калин-Царь»

Мужчина – защитник Родины: защищает свой город и народ;  защищает старого князя; защищает женщину («Калин-царь, собирается захватить Киев … повырубит всех жителей, спалит все церкви божеские, а самого князя с женой в плен возьмет»; «готов постоять я за христианскую веру, за землю Русскую, за детей, вдов и сирот …»).

Личностные качества мужчины: отвага («отправился богатырь к войску вражескому в одиночестве»); верность своему государству («не надобно мне драгоценной одежды и золота, я и впредь буду верой и правдой защищать и оборонять Русь Великую, стоять за стольный Киев-град, за свой народ да за князя Владимира»).

Внешний вид мужчины (образ): богатырские доспехи; уверенный в своей силе; могучий вид.

Формирование идеалов женственности в русских былинах.

Женские образы в русских былинах отображены не настолько ярко, как мужские, но, тем не менее, они являются ярким примером правильного гендерного поведения в воспитании девочек. Жены былинных богатырей не только статны и красивы, они обладают набором жизненно важных  женских качеств, таких как мудрость, справедливость, доброта и внутренняя духовная сила. Их мужья много времени проводят на полях боя, поэтому женщинам приходится быть физически сильными, чтобы выполнять всю работу по хозяйству, а также заботиться о детях и оберегать семейный очаг.

Помимо русского былинного жанра различные элементы фольклора могут быть использованы в качестве источника полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, например, пословицы и поговорки.  История существования пословиц и их непрерывного развития тесно связана с формированием человеческого общества. В простой мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д. Пословицы хвалят положительные свойства человека, порицают недостатки, высмеивают их меткими сатирическими образами, на века вынося им приговор: «Больше верь делам, нежели словам», «Сперва подумай, потом говори». 

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Мужик хлопочет – себе добра хочет». 

От хозяйки же ждут домовитости, трудолюбия, аккуратности и бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Путная хозяйка каждую курочку знает». В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей. 

Влияние сказки на формирование личности ребенка так же немаловажно. Ценность сказки в том, что «она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков. А с точки зрения К.И. Чуковского, «... до семи-восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб». 

Постичь направление и содержание женственности и мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Золушка», «Крошечка-Хаврошечка»), в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но, не применяя физической силы. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».  

Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества. 

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. 

Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Слушая сказки в детстве, человек накапливает бессознательно символический «банк» жизненных ситуаций и правил жизни в обществе. Этот «банк» может быть активизирован в случае возникновения проблемных жизненных ситуаций. В процессе познания смыслового, ценностного содержания сказки мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его «сказочному банку жизненных ситуаций».

Хотелось бы акцентировать внимание на этом важном моменте гендерного воспитания дошкольников и привести наглядные примеры из сказок. Самыми популярными «детскими» «мужскими» сказками являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника и предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить мальчику стратегии борьбы, выделить факторы, приводящие к успеху.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине.  Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной. 

Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации: 

- терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

- силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей; 

- любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи; 

- проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций. 

Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать. Особое значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники: Мальчик-с-пальчик, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец Иванушка, т.е. те персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость. 

В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов: хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они показаны  в образах Кощея Бессмертного и Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги, доброй падчерицы и злой мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков. Кстати сказать, существует мнение, будто волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок – воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви. 

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.  

Еще один жанр, который нельзя оставить без внимания в изучении данной проблемы – это рассказы отечественных авторов. Например, из рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Ярким примером формирования таких качеств, как храбрость, справедливость и стойкость духа являются произведения Н. Носова «Живая шляпа» и В. Драгунского «Денискины рассказы». Смелость и  мужское благородство демонстрирует рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».

Что касается формирования женских идеалов, то нельзя оставить без внимания повесть Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек», которая демонстрирует небывалую стойкость, терпение и смелость девочки, которая преодолевает нелегкий путь к своей мечте.  О почтительной любви внучки к бабушкам и дедушкам, о верной детской дружбе и чутком отношении к природе и животным можно узнать из цикла повестей Л. Воронковой «Солнечный денек».

Подводя итог вышеприведённому исследованию и анализу детской отечественной литературы по проблеме гендерного воспитания старших дошкольников, можно сделать вывод, что, выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов. Девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам необходим положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, мальчика с родителями и родственниками. 

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы. 

 

Список литературы: 

1. Л.В. Климина. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 3,2012г.- с.7 

2. С.И. Курбатова. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе.// Дошкольная педагогика- № 2,2012г.- с. 39 

3. Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с. 

4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей./ авт.-сост. С.Д. Томилова - М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с. 

5. С.Е. Соколова. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14 

 

.  .  .