Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект интегрированного занятия "Весёлая ярмарка"

Дата публикации: 2020-10-11 19:05:49
Статью разместил(а):
Шушарина Любовь Геннадьевна

Конспект интегрированного занятия "Весёлая ярмарка" 

Автор: Шушарина Любовь Геннадьевна

МДОУ "Детский сад № 150", г. Люберцы Московской области

 

 

Цель: формировать художественно-эстетическое развитие детей.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели, Хохломы, Дымковской, Филимоновской, Богородской игрушек, народной игрушки матрешки. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями.

Развивающие: развивать познавательный интерес к народно-прикладному искусству, связную речь детей, умение выразительно читать специально подобранные стихи; декламировать сценку. 

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к фольклору, восхищаться красотой и талантом народных мастеров.

Оборудование: предметы народно-прикладного искусства (оригинал); поделки детей, выполненные по мотивам народного промысла; народные костюмы и их детали; аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: знакомство детей с русскими традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством Дымки, Гжели, Хохломы; Филимоновской и Богородской игрушками, с народной игрушкой матрешкой (беседы, организованные занятия по изобразительной деятельности), изготовление поделок из глины, с последующей росписью; силуэты матрешек, досок, расписанных по мотивам народного промысла; заучивание специальных стихов, сценки, распределение ролей; работа с родителями по приобретению костюмов.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие","Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

 

Ход ООД

Дети в русских народных костюмах под народную музыку входят парами в зал, ставят свой "товар" на выставку, расходятся в две шеренги (по обе стороны зала), присаживаются на лавочки.

Входит Хозяйка ярмарки (воспитатель).

Хозяйка:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать на нашу ярмарку!

Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: Это старинный русский праздник.

1 ребенок:

Двести лет тому назад

Или триста,

Лесом темным да густым,

Полем чистым.

2 ребенок:

Как при сказочном царе,

При Горохе

Шли на ярмарку гурьбой

Скоморохи.

3 ребенок:

Первый всегда зазывала идет,

Громко кричит,

Созывает народ.

4 ребенок:

Эй, вы, люди добрые!

Слушайте, слушайте, слушайте:

Как у нас было на святой Руси.

А то не соколы солеталися,

А то мастера соезжалися.

5 ребенок:

"Стук-бряк" - катят груженые подводы

Вдоль извилистых берегов рек.

"Стук-бряк"- везут товары на ярмарку.

Хозяйка: Ребята, я вижу, что вы тоже не с пустыми руками приехали на ярмарку.

Расскажите, откуда вы, и что за товар у вас?

(Выходят 4 детей).

1 ребенок:

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое

"Дымково" назвали.

2 ребенок:

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

3 ребенок:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

4 ребенок:

Посмотри, как хороша

Эта девица - краса,

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Выходят еще 4 детей:

Люди добрые, не проходите мимо ...

1 ребенок:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Индюк сказочно красив.

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная - индюк.

2 ребенок:

У меня индя- индя- индючок,

Он похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

3 ребенок:

Я для ярмарки сделал лошадку,

Не простую, дымковскую, расписную.

4 ребенок:

А это утка - Марфутка.

Бережком идет,

Своих уточек- Марфуточек

Купаться ведет.

Хозяйка: Спасибо, ребята. Вы - настоящие умельцы!                  

(Слышится игра на балалайке).

Хозяйка: Ребята, к нам еще кто-то на ярмарку идет.

(Входят Фома и Ерема).

Сценка.

Фома: Здравствуй, брат Ерема.

Ерема: Здравствуй, брат Фома.

Фома: Куда путь держишь?

Ерема: На ярмарку иду.

Фома: Как на ярмарку - наперед первых,

На работу - так позади последних.

А кто же тебе про ярмарку сказал?

Ерема: Кума сказала.

Фома: А кума откуда знает?

Ерема: Кума все знает, что на свете делается.

Другой раз дело еще не сделалось,

А кума куме уже о том на ухо шепчет.

А ты бывал ли , брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал...

Ерема: Велика?

Фома: Не мерял.

Ерема: Сильна?

Фома: Не боролся.

Ерема: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову.

Глаза у нее узенькие, а лоб широкий.

Ерема: Это ведь медведь был.

Фома: Какой там медведь!

Я прежде медведя знавал, он не такой.

Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: Да это же волк.

Фома: Все ты, брат, говоришь не в толк.

Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые,

Ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает,

От собак убегает.

Ерема: Это заяц.

Фома: Какой там заяц! Я прежде зайца видал.

Заяц беленький, хвостик черненький,

С елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ерема: Да это ведь горностай.

И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.

Ты лучше скажи, что за товар-то у тебя?

Фома: Э, да я же, брат, теперь в деревне Филимоново живу.

Там из глины мастерят такие свистульки, что диву даешься.

Вот эту я сам смастерил (показывает оленя).

Ерема: Да, ну! Похожа на дымковскую...

Фома: Похожа, да не совсем так. Ее же не белят,                                          

 А расписывают прямо по глине гусиным пером.

(Играет на балалайке и поет):

Эта игрушка простая

И без хитростных затей.

С длинной шеей, расписная

Для забавы всех детей.

А у тебя что за товар?

Ерема: Мы в Богородском тоже не лыком шиты.

(Играет на балалайке и поет):

Это, брат, тебе не глина,

А резьба по дереву.

Вся резная, вырезная,

Да притом - в движении.

Фома: Ну, что за товар!

И тот хорош и этот хорош,

Выбирай, который хошь!

(Ставят свой товар на выставку).

Хозяйка: Спасибо, брат Фома, и тебе, Ерема.

Думаю, что ваш товар обязательно понравится гостям.

А сейчас я приглашаю всех, кто не боится,

На карусели прокатиться.

Аттракцион "Карусель". (После катания дети вновь присаживаются).

Хозяйка: К нам на ярмарку прибыли и другие умельцы.

Послушаем, что они нам расскажут.

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

1 ребенок:

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

2 ребенок:

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят.

Синим по белому чудо творят.

(Дети показывают посуду, которую они приготовили для ярмарки: чашку с блюдцем, праздничное блюдо).

3 ребенок:

В гжельской росписи есть такие элементы: прямые линии, сеточки, капельки. Таким узором я расписал селедочницу.

4 ребенок:

А я приготовила чайник.

На нем гжельская роза.

Синяя сказка - глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская, звонкая Гжель!

Хозяйка: Спасибо, гжельские умельцы.

Вы нас порадовали своим мастерством.

Но я вижу еще и другую посуду.

Интересно, что скажут нам о ней мастера?

(Выходят дети).

1 ребенок:

На наш товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Посуда расписная!

Была у царя такая,

Да вся побилась.

А наша не бьется,

Из нее ничего не прольется.

Щи из нее вкусней,

Да и каша добрей.

2 ребенок:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

3 ребенок:

Роспись Хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудесней наша Хохлома.

Хозяйка: Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват!

Однако, ложками не только кушают,

Ими можно поиграть.

Выходите, ложкари, повеселите народ.

Ансамбль ложкарей.

Хозяйка: Спасибо за чудесное исполнение.

А вот и наши русские красавицы.

Милости просим к нам.

(Выходят девочки в костюмах матрешек).

1 девочка:

Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка.

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

2 девочка:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука
В деревянные бока.

3 девочка:

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

4 девочка:

Матрешка- любимая игрушка для детей.

Самая первая матрешка появилась более 100 лет назад в старинном русском городе Загорске. Придумал ее мастер Звездочкин, а расписал Сергей Малютин.

1 девочка: С тех пор у матрешки из Загорска появились подружки в других городах: в Семенове, в Калинине, в Полхове-Майдане...

2 девочка: Все они нарядные и красивые, потому что их расписывают мастера с большой любовью.

3 девочка: Матрешка считается русским сувениром, поэтому многие иностранные гости покупают матрешек в память о нашей стране.

(Далее девочки показывают своих матрешек).

Хозяйка: Спасибо, девочки, вы настоящие мастерицы! А танцевать умеете?

Девочки (поочередно):

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Танец матрешек.

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вы много знаете о народных умельцах, их промысле.

И сами вы хорошо потрудились.

Как говорят: "Делу - время, потехе - час"

И я вас приглашаю поиграть.

Игра "Золотые ворота".

Хозяйка: А сейчас я предлагаю вам игру:

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых смелых приглашаю я ребят.

Ну-ка, силачи, становитесь в калашный ряд!

Игра "Перетягивание каната" (участвуют все мальчики).

Хозяйка: Вижу, что у вас мускул - не вата.

Команда ... победила в перетягивании каната.

А теперь всех ребят приглашаю поводить хоровод.

Хоровод "На горе-то калина".

Звучит народная мелодия. Заходит коробейник.

Хозяйка: Вдоль ярмарки во конец

Шел удалый молодец.

Не товар продавать.

Себя людям показать.

(Коробейник заходит в круг к детям):

Пряники печатные,

Конфеты сахарные.

Как куснешь, так и уснешь.

Как вскочишь, еще захочешь.

Хозяйка: Коробейник, мы купим у тебя все сладости.

Солнце закатилось.

Наша ярмарка закрылась.

Приглашаем всех гостей на чаепитие.

(Дети прощаются с гостями и уходят в группу).

 

.  .  .