Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД «Лаборатория Зимы»

Дата публикации: 2020-10-05 11:58:12
Статью разместил(а):
Бондарь Наталья Ивановна

Конспект НОД «Лаборатория Зимы»

Авторы: Бондарь Наталья Ивановна

и Садриева Светлана Витальевна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 78"

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: создать условия для расширения представления детей о зимних явлениях природы. 

Программные задачи:

Обучающие: Познакомить детей с  зимними, природными явлениями, со свойствами снега. 

Развивающие: Способствовать развитию  восприятия  мышления, воображения, внимания детей, обеспечить развитие любознательности посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования.

Воспитательные: Вызвать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю. Вызвать интерес к проведению опытов и экспериментов.

Словарная работа: лаборатория, опыты, исследователи, прозрачный, бесцветный.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, мнемотехника, метод игрового проблемного обучения.

Оборудование: Конверт с письмом от Зимушки-зимы, доска, таблица, стаканчики с водой, емкость со льдом и снегом,  цветные картинки, мандарины, шапочки на каждого ребенка, воронка, ватные  диски, полоски из цветной бумаги, квадраты из белой и голубой бумаги, 2 картинки окна, изображение капельки и рисунок перечеркнутого рта. 

Предварительная работа:

- Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей,

- Чтение стихотворений, рассказов, сказок.

- Наблюдения в природе, поисковая исследовательская деятельность «Ищем следы зимы в природе»

Заучивание стихов и пословиц, примет, загадывание загадок о зиме. 

- Рассматривание иллюстраций о зиме, репродукций картин художников Пластов А.А «Первый снег», Зорюков А.В. «Короткий зимний  день», Юров В. «Зимняя сказка», Шишкин И.И. «Зима  в  лесу. Иней».

 

Ход ООД:

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность

Методы, формы. приемы

1.

Открытый вход в деятельность

2 мин.

Под музыкальное сопровождение («Зима. Декабрь» П.И.Чайковский) в группу входят воспитатель и дети.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я  вам сейчас  загадаю  загадку,  а вы  попробуйте  её  отгадать: 

Наступили холода , 

Обернулась в лёд вода. 

Длинноухий зайка серый 

Обернулся зайкой белым. 

Перестал реветь медведь, 

В спячку впал в бору медведь . 

Кто скажет, кто знает. Когда это бывает? 

Дети: Зимой! 

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Ребята, сегодня  утром  я нашла  письмо (достает конверт  со снежинками)  от Зимушки-зимы, она  приглашает нас  к себе  в лабораторию, чтобы мы помогли ей узнать о  свойствах снега  и льда! Ну что, ребята,  поможем Зимушке-зиме?

Дети: Поможем! 

2.

Вводно-организационный

1 мин.

Воспитатель: Давайте встанем все в круг, закроем глаза,  а я  произнесу волшебные  слова, чтобы нам отправиться  в путь. 

Вокруг себя обернись, в лаборатории ты окажись!

3.

Мотивация на деятельность

2 мин.

Воспитатель: Вот и попали мы с вами в лабораторию Зимушки-зимы. Она в письме нам написала вопросы,  на  которые мы должны ответить. Для  этого мы с  вами станем исследователями. Результаты наших исследований, мы будем вносить в таблицу, которая весит на доске. Давайте наденем шапочки, подойдем к лабораторному столу №1.  

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6 мин.

Воспитатель: Зимушка-зима спрашивает у нас: «Знаете ли вы, ребята, какого  цвета снег и лед?».

Воспитатель: Какого цвета снег?

Дети: Белый.

Воспитатель: Какого цвета лед?

Дети: белый (голубой, серый).

Воспитатель: Давайте, подойдем к  столу и попробуем определить цвет.

На столе стоит ведро со снегом, чашка со льдом, полоски из  белой, серой, голубой бумаги. 

Опыт 1. «Определение цвета»

Воспитатель: Какого цвета снег?
Дети: Белый.
Воспитатель: Какого цвета лед?

Предложить детям сравнить его с полосками белого, синего и серого цветов. Подвести их к  выводу, что лед бесцветный. 

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с первой задачей. На вопрос ответили. 

Воспитатель ставит на мнемотаблицу вырезанный белый квадрат и перечеркнутый голубой  квадрат.

Воспитатель: Ребята, Зимушка-зима спрашивает нас: «Имеет  ли  запах снег?»

Подходят ко второму столу, на котором стоит чашка со снегом и лежат мандарины.

Опыт 2. «Определение запаха». 

Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли запах снег?

Дети: Надо понюхать.

Нюхают, но затрудняются с  ответом. Обратить внимание детей на  мандарины.

Дети: Нужно сначала понюхать мандарины, чтобы сравнить.

Воспитатель: Давайте понюхаем сначала мандарины, имеют ли  они запах?

Дети: Имеют!

Воспитатель: А  теперь  понюхаем снег, имеет ли он запах?

Дети: Не имеет!

Воспитатель ставит  на мнемотаблицу картинку перечеркнутого носа. 

5.

Динамическая пауза

2 мин.

Физкультминутка

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь 

встаем на носочки, руки вверх

приседаем

встаем, руки в стороны

обхватываем себя руками

покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя 

пальчик к губам, шепотом) 

6.

Практическая работа

7 мин.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, следующий вопрос  Зимушки-зимы: «Прозрачные ли снег и лед?» Давайте пройдем к    столу.

На  столе тарелка с куском льда ведро со снегом, и цветные      картинки. 
Опыт 3 «Определение прозрачности».

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить нам на вопрос?

Дети внимательно исследуют предметы, находящиеся на  столе и  выдвигают свои предположения. При затруднении воспитатель дает подсказку. Подводит к тому, что через прозрачный  предмет все видно. 

Дети:  Нужно положить под кусок льда и комочек снега цветную картинку.

Воспитатель: Молодцы! Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.

Дети: Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный,  а снег - непрозрачный. 

Воспитатель: Молодцы,  правильно.

Воспитатель ставит на мнемотаблицу условное обозначение – картинку окна с открытыми шторами и картинку с закрытыми   шторами.

Воспитатель:  Послушайте следующий вопрос от Зимушки-зимы:

«Из чего образуется снег  и  можно  ли его есть?». Как можно узнать из чего же снег?

Дети: Он  должен растаять.

Подходят к столу, на  котором стоят стаканчики с  холодной и  теплой водой, чашка со снегом, воронка с ватными дисками.  

Опыт №4 «Воздействие температур»

Воспитатель: Потрогайте, какая  вода налита в стаканчиках?

Дети : Теплая и холодная

Воспитатель: Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать правильный ответ?

Дети: Положить  снег в стаканчики и посмотреть, где снег быстрее растает.

Кладут снег в  стакан  с теплой и холодной  водой.

Воспитатель: Где снег быстрее растаял? 

Дети:  В теплой

Воспитатель:  Посмотрите, что  у  вас осталось на тарелочках,  где  был   снег?

Дети: Вода.

Воспитатель: Значит  снег состоит из чего?

Дети: Из воды.

Воспитатель: Ребята, а можно ли есть снег?

Дети: Нет, потому-то он холодный,  можно заболеть.

Воспитатель обращает  внимание детей, на  то, что вода, где таял      снег стала грязной.  

Воспитатель: Давайте пропустим ее через  фильтр и  еще раз  убедимся  в этом.  (пропускает через  воронку  с ватными  дисками)

Можно ли  есть снег и почему?

Дети:  Снег есть нельзя,  потому  что он грязный.

Воспитатель  ставит в  мнемотаблицу изображение капельки и рисунок перечеркнутого рта.       

7.

Открытый выход из деятельности

2 мин.

Воспитатель: Ребята, из вас  вышли отличные исследователи! Так  что же мы напишем в ответном письме Зимушке-зиме?

Дети, опираясь на  мнемотаблицу, дают ответ. 

Дети: Снег белый, а лед – бесцветный, снег не имеет запаха, снег непрозрачный, а лед прозрачный, снег состоит из воды и его нельзя есть, потому что  он грязный.

Дети садятся за столы.

8.

Рефлексия

2 мин

Воспитатель: Ребята, Зимушка – зима прислала снеговиков, которые лежат у вас на столах. Если вам понравилось наше занятия, поднимите снеговика, который улыбается, у которого хорошее настроение. Если занятие не понравилось, то поднемите хмурого снеговика, без улыбки.

Дети поднимают снеговиков, воспитатель задает вопросы, почему выбрали именно этого снеговика.

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы, очень хорошо поработали. За это Зимушка-зима прислала вам вкусные подарки.

Вручение детям сладостей.

.  .  .