Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование самостоятельности у детей раннего возраста

Дата публикации: 2020-09-16 17:10:02
Статью разместил(а):
Агаева Илаха Шукур кызы

Формирование самостоятельности у детей раннего возраста

Автор: Агаева Илаха Шукур кызы

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования у детей раннего возраста самостоятельности. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Мы призваны помочь ребёнку приобрести необходимые навыки. В зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

Ключевые слова: самостоятельность, ранний возраст, режимный момент.

 

Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Данное качество личности является стержневой стороной характера человека, и его воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности. В этом документе определены важные принципы дошкольного образования, формирование субъектности ребенка, как участника образования и образовательных отношений. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим

Проблема формирования самостоятельности у детей раннего возраста бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так, как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с детьми раннего возраста

Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.

Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Каждый вид деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

В развитии детской самостоятельности выделены три ступени:

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь). 

Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Формирование самостоятельности в трехлетнем возрасте.

Три года - очень важная веха в жизни ребенка, ведь именно к трем годам у него появляется четкое осознание собственного «Я» (определить это можно по тому, что ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения). Родителям очень важно знать, каким должно быть нормальное развитие ребенка в 3 года.

Начнем с познавательного развития. Трехлетние дети свободно ориентируются в плоскостных геометрических фигурах, с некоторой помощью взрослых - в объемных геометрических фигурах и их свойствах, основных цветах спектра и их оттенках (при практическом сравнении), ахроматических цветах.

Ребенок раннего возраста использует в играх с предметами и повседневной жизни предметы-орудия, конструирует несложные фигуры из кубиков (самостоятельно), а также поделки из бумаги и природных материалов (с помощью взрослого). При высокой заинтересованности ребенок способен концентрироваться на игровых заданиях в течение 20-25 минут, не отвлекаясь.

Творческое развитие малыша тоже не стоит на месте. Ребенок начинает проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка. Также увеличивается интерес ребенка к музыке и пению: он с удовольствием слушает хорошую музыку и эмоционально на нее откликается, начинает петь, передавая мелодию и ритмический рисунок, осваивает простые танцевальные движения и с удовольствием играет в музыкальные сюжетно-ролевые игры.

В раннем возрасте у ребенка уже достаточно неплохо развиты основные движения. Он хорошо ходит, бегает, прыгает, а также лазает по вертикальной лесенке, перелезает через препятствия и проползает под ними. Улучшаются навыки игры с мячом. К трем годам ребенок обычно умеет скатываться на санках с горки.

В этом возрасте можно начинать учить его кататься на трехколесном велосипеде и ходить на лыжах, помогать малышу осваивать движение в воде (плавать, возможно, пока и рано, но уже можно учить ребенка не бояться воды).

Речевое развитие ребенка также прогрессирует. Активный словарь в этом возрасте составляет примерно 1500 слов, пассивный - в 5-8 раз больше. Знания ребенка об окружающем мире начинают выстраиваться в определенную систему.

Ребенок употребляет все части речи (в том числе и личные местоимения), грамматически правильно согласует слова в простых предложениях, начинает употреблять небольшие сложноподчиненные предложения (в основном с причинно-следственной связью).

Важно помнить, что темпы речевого развития у детей достаточно индивидуальны. Не стоит ругать ребенка за ошибки в речи: детям в этом возрасте свойственны словотворчество и грамматические ошибки. Нужно мягко поправлять ребенка, но не заострять на ошибках внимание: это может привести к тому, что он начнет коверкать слова специально.

Ребенок становится раскованнее в общении, стремится к диалогу как с другими детьми, так и со взрослыми, испытывая потребность в общении. От одиночных сюжетно-ролевых игр он все чаще переходит к совместным играм с другими детьми.

Как уже было сказано, к трем годам у детей обычно сформирована «система Я». Ребенок осознает себя не только как отдельную личность, но и как члена определенной группы людей (семьи, детского коллектива). Из-за четкого осознания себя как личности ребенок начинает вести себя по-другому — у него наступает кризис трех лет. Этот период развития ребенка сопровождается негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестом, обесцениванием родительского авторитета, деспотизмом.

Это непросто и для родителей, и для самого ребенка. Поэтому очень важно правильно выстроить линию поведения в отношении трехлетнего ребенка - чрезмерная авторитарность так же вредна, как и излишнее попустительство. Ребенку в этом возрасте важна ваша поддержка, забота и любовь, но нельзя позволять ему «садиться на шею».

Таким образом, три года - это своего рода первая ступенька на пути к самостоятельности. Разумеется, очень важно, чтобы развитие ребенка в 3 года соответствовало возрастным нормам, однако не следует забывать, что нормы рассчитаны на «среднестатистического» ребенка, а таких детей просто-напросто не существует. Так что лучшее, что можно посоветовать родителям, - заниматься с ребенком, уделять ему свое внимание. Тогда удастся вместе преодолеть кризис трех лет, а темпы развития малыша будут соответствовать его возрасту.

 

Список литературы:

1. Акимова, Г.Е., Федорова, Е.В., Яковлева, В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В. Н. Яковлева. – СПб.: Речь, – 2013. – 245 с.

2. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016. – №9 – с. 52- 58.

3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. —— СПб.: Речь, 2014. — 244 с.

4. Бакина М. Современные дети, современные игры. // «Дошкольное воспитание» – 2015 №4. – 58 с.

5. Балышева Е.Н. Я все умею сам! Практическое руководство для развития самостоятельности у ребенка; Литера - Москва, 2012. - 897 c.

6. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. – 2014. – №1 – с. 148-158.

7. Болонский П.П. Дошкольный возраст. [Текст] // Блонский П.П. Педология. – М., 2014. – с. 89-119.

8. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, – 2015. – 240 c.

9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения; Смысл-Москва, 2009.-с.52.

 

.  .  .