Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мяч - интересная игрушка для малыша

Дата публикации: 2020-06-17 12:19:50
Статью разместил(а):
Беккер Наталья Алексеевна

Мяч – интересная игрушка для малыша

Автор: Беккер Наталья Алексеевна

ГБДОУ "Детский сад № 52", Санкт-Петербург

 

Мяч – это, прежде всего, игрушка для ребенка. Ребенок производит массу манипуляций с мячом, приходя в восторг от разнообразия действий с ним. И только взрослый - педагог или родитель понимает ценность упражнений с мячом для общего развития детей. Удивительно, какое разнообразие впечатлений и действий дает малышу обычный мяч!

Простейшие на первый взгляд действия оказывают огромную пользу для укрепления мышц плечевого пояса, тренируют мелкую моторику кистей рук, развивают глазомер, координацию движений. Упражнения с мячом способствуют формированию двигательной мышечной памяти, сосредоточенности и наблюдательности.

Роль обычного мяча в жизни малыша очень велика. С младенчества ребенок может заворожено рассматривать, поворачивать перед собой мячик или шарик, радоваться, удивляться, сердится на то, что мяч от него убегает. Мяч призывает ребенка к движению! Обхватывать и удерживать круглые предметы ребенок способен к полугоду, а вот остальное: катать и бросать, ловить и отбивать посредством рук, ног, головы дети учатся на протяжении всего детства. Равных мячу по разнообразию действий с ним, пожалуй, нет!

Для полноценной работы с детьми раннего возраста необходимо использовать много разнообразных мячей, шаров, клубков, пампонов, так как исследования качеств и свойств разных предметов имеет для маленького ребенка огромное значение.

Малыши с удовольствием катают мячи с горки, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие. Это очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела. Постепенно мяч становится средством общения, переставая быть самодостаточной игрушкой. Неговорящий малыш использует мяч, чтобы взрослый с ним поиграл, а с возрастом появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью: закатывать в ворота, забрасывать в корзину, сбивать кегли. Большинство игр с мячом имеет огромный потенциал для социального развития, общения и взаимодействия, ведь бросать или катать мяч друг другу, играть в футбол или вышибалы можно, только предварительно договорившись играть вместе!

Основная цель игр с мячом в раннем возрасте – помочь малышу научиться справляться с разнообразными мячами (маленькими, большими), действовать с ними (катать, бросать, ловить), использовать предметы для их прокатывания и толкания. Все эти игры развивают  хорошую координацию, умение управлять своим телом и даже эмоциональный самоконтроль.

Дети сами, конечно, могут изобретать разные способы обращения с мячами, но пример и участие взрослых необходимы, так как положительный настрой взрослого в совместной игре зажигает в ребенке его собственную активность и стремление к самостоятельности.

Упражнения с мячом для детей 2-3 лет:

Катание мяча.

1. В прямом направлении из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе).

2. Катание через «воротики».

3. Катание в ограниченном пространстве.

4. Катание по гимнастической скамейке.

5. Скатывание по наклонной доске

6. Закатывание на горку

7. Прокатывание лопаткой, совком, клюшкой, палкой, рукой.

8. Прокатывание между предметов.

9. Прокатывание, сбивая предмет

Бросание мяча.

1. Подбрасывание мяча вверх.

2. Бросание вниз (ударить о пол)

3. Бросание вдаль

4. Бросание в цель

5. Забрасывание в корзину

6. Прокатывание мяча между ладоней

7. Перекладывание мяча из одной руки в другую

8. Удержание мяча во время ходьбы с преодолением препятствий

Каждое игровое упражнение, если оно по силам ребенку, ставит малыша в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы. Игровые упражнения должны быть достаточно разнообразны по содержанию и «расти» вместе с детьми. Малыши быстро адаптируются к знакомым движениям и при многократном повторении могут терять к ним интерес, поэтому целесообразно их совершенствовать при помощи разных вариантов двигательного действия.

Дети катают мячи с удовольствием, это движение нравится им своей доступностью, поэтому игровые упражнения с мячом подходят детям раннего возраста и обязательно должны использоваться в играх с детьми ежедневно. Ребенка необходимо поощрять не только за успехи, но и за одно только желание и старание действовать самому. Это развивает у него понятие собственной значимости. Отрицательной оценки быть не должно, так как она может вызвать у дошкольника чувство неуверенности в себе. Любое движение дети выполняют точнее, если оно сочетается с ритмичным словом, песней или музыкой. Слова и мелодии должны быть предельно простыми и доступными.

Для того чтобы «коэффициент полезного действия» был максимальным, необходимо дать детям общее представление о движении с мячом, помочь приобрести собственный двигательный опыт, уделяя каждому необходимое внимание с учетом его темпа развития и индивидуальных умений. 

 

Список литературы:

1. Ермакова И.А. Игры для самых маленьких. – СПб.: Литера, 2009. – 56с.

2. Литвинова М.Ф. Играют непоседы: игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 224с.

3. Синельников И.Ю. Гимнастики, игровые упражнения и игры с детьми раннего возраста: здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. – М.: АРКТИ, 2015. – 80с.

 

.  .  .