Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Дата публикации: 2020-04-24 07:27:01
Статью разместил(а):
Степаненко Надежда Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская игрушек»

Автор: Степаненко Надежда Владимировна

МБУ ДО  «Дом детского творчества», г. Находка

 

Пояснительная записка.

Программа кружка «Мастерская игрушек» направлена на развитие творческих способностей обучающихся. Процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Программа кружка «Мастерская игрушек» направлена на формирование у обучающихся познавательной и исследовательской активности на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы. Развитие творческой личности в ребенке нужно начинать с дошкольного возраста, ребенок с творческими способностями – активный, у него развито воображение, он видит в привычных вещах необычное и интересное.

Программа кружка «Мастерская игрушек» познакомит ребенка с удивительным миром творчества, даст возможность поверить в себя и в свои способности. Занятия помогут детям познавать окружающий мир, формировать системы знаний о своеобразии и особенностях родного края, содействовать расширению кругозора детей, воспитанию чувства красоты и гармонии.

Содержание программы представлено различными видами деятельности: работа с бумагой, тканью, шерстью, пластическими материалами, природным материалом. Дети знакомятся с различными технологическими операциями для изготовления  игрушек, сувениров, поделок, различных полезных предметов для дома. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития мелкой моторики пальцев, через разные виды продуктивной деятельности. Развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании познавательных способностей, становлению речи и мыслительных умозаключений.

Адресат программы: Программа рассчитана на детей в возрасте 6-10лет. В соответствии с индивидуальными учебными планами в кружке сформированны группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий.

Объём и срок освоения программы: Программа рассчитана на 144 часа в год. Срок освоения программы составляет 3 года обучения. 

Особенностью организации образовательного процесса:

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения обучающихся, а также учитываются все режимные моменты. Для образования обучающихся созданы в кабинете условия предметно-развивающего пространства. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, удовлетворить свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность и возможность самореализовываться. Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия обучающихся.

Режим, периодичность и продолжительность занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. 

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие личности обучающихся посредством изготовления игрушки.  

Задачи:

Обучающие:

- сформировать знания, умения и навыки по основам композиции, цветоведения, материаловедения;

- расширить знания об истории и развитии различных видов рукоделия;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

 - обучать технологиям разных видов рукоделия.

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, нестандартного мышления, наблюдательность, художественный вкус, умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками;

 - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

 Планируемые результаты

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

1. Виды бумаги (копировальная, металлизированная, калька) свойства, особенности использования различных видов бумаги.

2. Текстильные и волокнистые материалы.

3. Природные материалы, виды природных материалов.

4. Пластичные материалы, свойства пластилина: цвет, пластичность, состав глина, воск, краситель, значение использования пластичных материалов в жизни человека.

5. Основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, художник, мастер явления, дизайнер.

6. Приём наклеивания мелких деталей.

Обучающиеся будут уметь:

- Определять структуру и состав ткани, использовать при выполнении изделий способы соединения (сваливание, выполнять разметку на ткани, узнавать и называть приёмы ручной обработки материалов).

- Определять виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.

- Определять виды декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, городецкая роспись, хохломская роспись), их особенности и способы создания.

- Выполнять аппликацию, используя основы с контурами рисунков.

Обучающиеся будут владеть приёмом резания бумаги с помощью ножниц, отрезания полоски от куска, технологией изготовления резаной аппликации-мозаики.

Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся будут уметь ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли. Выделять познавательную задачу из практического задания.

Познавательные: Обучающиеся будут находить, и выделять необходимую информацию из иллюстраций, проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их изготовления, проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям.

Коммуникативные: Учащиеся будут уметь выполнять работу в паре: общаться с партнёром, уметь слушать друг друга, контролировать свои действия при совместной работе.

Личностные: Учащиеся будут проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности, у обучающегося будут сформированы: положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека; потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.

Условия реализации программы

Техническое обеспечение программы: 

1. ТСО (магнитофон, мультимедиа).

2. Столы ученические.

3. Стулья.

4. Мольберты.

5. Графические материалы (карандаши, фломастеры).

6. Кисти, краски, емкость для воды.

7. Бумага, картон.

8. Пластилин стеки, доски, салфетка.

9. Сенд.

10. Доска.

Используемые демонстрационные материалы: цветные фото с изображением животных, рисунки растений, из которых изготавливаются волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три пряди, фотографии с изображениями женского и мужского народных костюмов, подбор сказочных персонажей, виды ниток, образцы строчки стежков «через край», изделия готовых работ, образцы изделий, выполненных в технике аппликации, фотографии готовых изделий из глины, пластилина, фото с пейзажами, Различные  полуобъёмные изображения примеры изделий оригами. Раздаточный материал: шаблоны, эскиз изделий, выкройки, образцы народных росписей. 

Механизм оценки реализации программы

Формы аттестации и контроль:

1. Проектная деятельность.

2. Работа в парах, в группах.

3. Творческий отчет, творческая книжка.

4. Познавательные игры, викторины, ребусы, шарады.

5. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний обучающимися осуществляется педагогом на всех занятиях. Из форм текущего контроля может быть проведение выставок, творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме обсуждения, решения тематических кроссвордов. Срезовые задания, устный опрос, оценка работ, анкетирование, включение педагогического наблюдения, рефлексия, анализ, промежуточная оценка обучения, творческие достижения в конкурсах, коллективные выставки, индивидуальные выставки.

6. Вывод: такая система позволяет проследить развитие личностных качест обучающихся и помогает организовать работу в соответствии с уровнем обученности.

Итоговый контроль обучающихся проводиться два раза в год:

1. Предварительный контроль исходный уровень подготовки, заинтересованность.

2. Промежуточный контроль.

3. Проверка усвоения теоретических знаний  по темам изучаемого курса.

4. Выполнение практических заданий различных уровней сложности.

5. Решение ситуационных задач направленных на проверку умения применять приобретенные знания на практике.

Оценочные результаты

Оценочные материалы

Варианты диагностики планируемых результатов.

 

Учебный план (1 год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

 

Формы аттестации и контроля

1. Вводное занятие. Работа с бумагой

4

1

3

Выявлть начальныйй уровень

2. Работа с текстильными материалами

4

1

3

Заф-ть баз-е знания

3. Работа с природным материалом

5

1

4

Устный опрос

4. Работа с волокнистыми материалами

4

2

2

Оценка работ

5. Тестопластика

3

1

2

Работа в парах

6. Работа бумажная пластика

4

2

2

Срез-ые задания

7. Работа с пластическими материалами

5

2

3

Оценка работ

8. Работа модульное оригами

6

2

4

Конкурсная выставка работ

Итого:

36

12

23

 

 

Содержание учебного плана (1 год обучения)

Раздел № 1. Вводное занятие.  Работа с бумагой.

Теоретическая часть. Программа кружка «Мастерская игрушек». Свойства бумаги: структурные геометрические, механические, оптические, химические. Параметры: масса, толщина, гладкость, пухлость, просвет и пористость. Механические свойства бумаги: деформационность.

Практика. Работа с бумагой. Сгибание бумаги по линиям сгиба, разрезание и разрывание на маленькие части. Складывание квадрата и преобразование в предмет. Сворачивание полоски бумаги в трубочку. Вырезывание всевозможных контурных деталей.

Раздел № 2. Работа с текстильными материалами.

Теоретическая часть. Ткань устойчива на разрыв вдоль волокон. Виды ткани: хлопковые, синтетические. История происхождения волокна.

Практика. Украшение салфетки бахромой. Изготовление прихватки для украшения стенки кухни. Аппликационные работы: «Лошадка», «Академик филин», «Девочка зерновушка».

Раздел № 3. Работа с природным материалом.

Теоретическая часть. Две группы: растительные  листья, цветы, веточки, шишки, соломка, желуди. И минеральные: песок, ракушки, камешки. Подготовка материала к работе, сушка, калибровка, техника безопасности в работе.

Практика. Выполнение аппликаций, сувениров лесных хранителей, картины, панно, животных. Постройка из веток домика лесника. Оформление работ в композицию. Участие в конкурсе «Что нам осень подарила», «Дары природы».

Раздел № 4. Работа с волокнистыми материалами.

Теоретическая часть. Способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатывают из волокон растительного происхождения; шерстяные производят из волокна, получаемого из шерсти животных. Виды волокнистых материалов: тканые (всевозможные ткани, ленты) и нетканые (пряжа, бумага, картоны).

Практика. Изготовление игрушек: розового слона, медвежонка Умки, мышонка, героев сказки «Теремок». Оформление готовых изделий в технике декупаж на ткани.

Раздел № 5. Тестопластика.

Теоретическая часть. История изготовления из теста различных украшений.

Практика. Практическое выполнение игрушек, миниатюр, скульптур малой формы. Выдавливание из пласта жигурки животных, роспись изделий. Изделие «Магнит из теста».

Раздел № 6. Работа бумажная пластика.

Теоретическая часть. Определённые виды бумаги. Свойства бумаги. Вдоль и поперёк  понаправлению волокон.

Практика. Конструирование дома, изготовление шкатулки, складывание предметов в технике оригами, вырезывание плоскостных игрушек: зебры, жирафа, крошки енота, изготавливают открытки, фото-рамки.

Раздел № 7. Работа с пластическими материалами.

Теоретическая часть. Пластические материалы: глина, пластилин, полимерная глина, холодный фарфор. Компоненты: клей пва, бумажная масса, глицерин, крахмал.

Практика. Изготовление силуэтных предметов, предметов быта: тарелки, разделочные доски, вазы, броши, сувениров на магните с изображением животных растительного орнамента: капельки, жгутики, листочки, цветочки, и распределяют на пласт детали крепятся шликером. Панно  «Букет из роз».

Раздел № 8. Работа модульное оригами.

Теоретическая часть. Различные техники работы с бумагой. Их свойства и виды.

Практика. Оформление, организация выставки работ. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.

 

Учебный план (2 год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

 

Формы аттестации и контроля

1. Вводное занятие.

Работа с тканью и нитками

8

2

6

Наблюдение

2. Работа с пластическими материалами

8

3

6

Твор-я выст-ка

3. Работа с природным материалом

7

2

5

Опрос обуч-ся

4. Работа с бумагой и картоном

9

3

6

Оценка обуч-ся

5. Работа с глиной

7

2

5

Конт-е задания

6. Работа с фоамираном

9

2

7

Работа в парах

7. Идеи для дома

8

1

7

Уст-ая през-ия

8. Основы художественного ремесла

9

2

7

Конкурс

9. Тестопластика

7

2

5

Итог-е результаты

Итого:

72

18

54

 

 

Содержание учебного плана (2 год обучения)

Раздел № 1. Вводное занятие. Работа с тканью и нитками.

Теоретическая часть. Техника безопасности с инструментами. Производство ткани из хлопка. Прядение после очистки в нити. Очистка ткани от клейкого вещества.

Практика. Плоскостные предметы из ткани с пришиванием аппликации. Изготовление прихватки оберега зерновушки: птичка, лошадка.

Раздел № 2. Пластичнские материалы.

Теоретическая часть. Холодный фарфор как представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора. Виды фарфора: твёрдый и мягкий. Состав: фрит (песок или кремень, селитра, морская соль, квасцы и толчёный алибастр добавляется мергель содержащий гипс и глину всё плавится и добавляется песок. Фарфор в домашних условиях. Клей ПВА, крахмал, глицирин, целлюлоза соединить перемешать закрыть от воздуха. Техника безопасности работы с пластическим материалом.

Практика. Изготовление маленьких скульптур животных: дельфин, акула, пингвин, подвеска на стену, лепка фруктов, овощей, изготовление сувениров на подвеске.

Раздел № 3. Природный материал.

Теоретическая часть. Работы с берёстой, роспись, выработка дёгтя, изготовление лодок. Практика. Изготовление мини-панно, панно на стену, выполнение пейзажных мотивов из берёсты.

Раздел № 4. Работа с бумагой и картоном.

Теоретическая часть. Гофрокартона. используют Макулатура – сырьё для производства гофрокартона. Производство: белая или серая древесная масса, целлюлоза и полуцеллюлоза, соломенные массы и макулатура из повышенной растяжимости. Практика. Изготовление поделок: мельница, самолёт, пожарная машина, летающий объект по теме «Космос». Изготовление макета «Безопасность на дорогах».

Раздел № 5. Работа из обожжёной глины.

Теоретическая часть. Понятие «керамика». Обжиг в печи вылепленных свистулек. Свистулька – музыкальный духовой инструмент. Практика. Лепка свистулек, барышень, птички пичужки, конька, курочки, петушка, рельефные дома.

Раздел № 6. Работа с фоамираном.

Теоретическая часть. Фоамиран – пластическая замша, пенистый материал, ревелюр, фом ЭВА .

Практика. Создание аппликации «Золотая осень», «Портрет любимой мамочке», «Зимний день», изготовление цветов  и брошей. Подарок ветерану.

Раздел № 7. Идеи для дома.

Теоретическая часть. Предметы прикладного искусства. Сооружения, картины, вазы, чаши, мебель, одежда, украшения, головные уборы. Особенности этих предметов.

Практика. Изготовление подарков, сувениров, поделок. Фото-рамка, шкатулка, футляр для телефона, сувенир кофейное дерево, ароматные саше, мягкие игрушки, подставки, маленькие статуэтки животных, бабочек, стрекоз.

Раздел № 8. Основы художественного ремесла.

Теоретическая часть. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Самобытное искусство разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). Убранство русской избы.

Практика. Изготовление коня из глины, оформление росписи, изображение древа жизни, вылепливание оленей, птиц, конструирование дома, и украшение наличниками, выполнение аппликации на фартуке, изображение орнамента на посуде.

Раздел № 9. Тестопластика.

Теоретическая часть. История появления поделок из соленого теста. Материалы и инструменты, используемые в работе. Приготовление солёного теста (рецепт). Инструктаж по технике безопасности. Народные угощения.

Практика. Приготовление солёного теста. Лепка «Натюрморт», «Матрёшка в русском народном костюме», лепка овощей, фруктов, скульптуры животных на каркасе. Оформление изделия из соленого теста при помощи красок.

 

Учебный  план (3 год обучения)

Тема

 

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации и контроля

1. Вводное занятие.

Работа с соломкой

16

2

14

Выяв-ть степень усвое-я

2. Работа с пластическими материалами

16

2

14

Прокон-ть

3. Работа в технике пластил-ая живопись

16

1

15

Оценка работ

4. Работа с белым материалом

16

2

14

Творч-ая выс-ка

5. Основы художественного ремесла

18

3

15

Самоконтроль

6. Работа с волокнистыми материалами

16

2

14

Срезовые задания

7. Работа с бумагой и текстилем

16

2

14

Устный опрос

8. Работа в технике «Квилинг»

16

2

14

Творч-ая выс-ка

9. В мире рукоделия

14

1

13

Педагог-ое набл

Итого:

144

17

127

Выявить степень усвоения

 

Содержание учебного плана (3 год обучения)

Раздел №1. Вводное занятие. Работа с соломкой

Теоретическая часть. Соломка. Техника работы с соломкой. Требование к поведению обучающихся во время работы. Соблюдение порядка на рабочем месте. Условия безопасной работы.

Практика. Изготавление аппликации из соломки «Лебедь», «Цветы», панно на стену «Букет», поделка изба, настольная работа котофей, забавные зайцы, картинка кораблик.

Раздел № 2. Работа с пластическими материалами

Теоретическая часть. Глина, холодный фарфор, скульптурный пластилин. Состав: очищенная глина порошок, воск, высокомолекулярный полиэтилен.

Практика. Изготовление пластилиновой анимации, розового слона, панды, белого Бима, поросёнка, пони, улитки-путешественницы.

Раздел № 3. Работа в технике пластилиновая живопись

Теоретическая часть. Пластилинография. Принцип техники.

Практика. Создание картины «Парусник», «Журавль», панно натюрморт «Фрукты на блюде», натюрморт «Букет сирени», пейзаж «Родной край».

Раздел № 4. Работа с крепированной бумагой.

Теоретическая часть. Мелкие складки в виде гофры-отличительный признак креп-бумаги. Изготовление креп-бумаги.

Практика. Выполнение сувениров: открытка кленовый лист, объёмная аппликация «Боровик», «Ёжата», «Улыбка осени».

Раздел № 5. Работа с белым материалом.

Теоретическая часть. Ткани из стекла, дерева, продуктов переработки природного газа и нефти. История появления бязи. Техника выполнения швов «козлик», «узелок», «тамбурный».

Практика. Выполнение разметки для изготовления игрушки при помощи копировальной бумаги, шаблона. Шитьё мягкой игрушки «Овечка», «Щенок», «Мышонок». Выполнение проектной работы.

Раздел № 5. Основы художественного ремесла.

Теоретическая часть. Слава искусных ремесленников на Руси.  История видов ремёсел - гончарное, кожевенное, древодельное, камнетёсное. Техника зернь. Скань: Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда. Техника безопасности при изготовлении работ.

Практика. Коллективная работа «Жар-птица».

Раздел № 6. Работа с волокнистыми материалами

Теоретическая часть. Сваливание войлока в форму, использование в работе инструментов – ножниц, иглы для шитья и иглы для валяния. Основные термины – шов, нитки, отделка, техника фелтинг, сухое валяние.

Практика. Изготовление игрушек: совушки, зайка, жирафлёнка, черепашки, собачки, лягушонка.

Раздел № 7. Работа с бумагой и текстилем.

Теоретическая часть. Разметка. Разметка рабочей линии, линии сгиба. Точное и экономичное отмеривание метки, разметка и намётка точками сторон и углов. Чтение схем, выкройки, рисунка. Правила работы ножницами, клеем, с шаблонами.

Практика. Изготовление игрушек: кот Басик, весёлый мишутка, зайчишка, кролик, серый волчок.

Раздел № 8. Работа в технике «Квилинг».

Теоретическая часть. Бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Практика. Изготовление сувенира: золотая рыбка, аппликация «Красные маки», «Ветка рябины», панно «Цветы на лугу».

Раздел № 9. В мире рукоделия.

Теория. Плетение. Виды бумаги, которые скатываются в трубочку. Готовые трубочки. Приём обмотки. Изготовление закрепки рядов.

Практика. Изготовление вазы, панно «Попугаи», «Весенний день», настольная работа «Ветвистое дерево», «Птица».

 

Методическое обеспечение программы 

Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс,  круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение,  открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, творческая мастерская, турнир.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

- дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения  образцы изделий технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

- дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения  образцы изделий технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

- дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения образцы изделий.

 

Список литературы:

1. Жукова А.С. Страницы  нашей  истории. М.: АСТ-ПРЕСС, 2016.

2. ЗуеваТ.П. Технология.  М.: ГФОС, 2016.

3. Кубышкина.Э.И. Изобразительное искусство. М.: ДРОФА, 2016.

4. Лутцева.Е.А.Технология. М.: БАЛАС, 2016.

5. Нефёдова Е.А. Планета знаний. АСТРЕЛЬ-СПб, 2016.

6. Проснякова Т.Н.Умные руки. М.: ГФОС Корпорация «Федоров», 2016.

 

.  .  .