Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата)

Дата публикации: 2020-04-22 11:39:09
Статью разместил(а):
Мещерина Надежда Викторовна

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата)

Автор: Мещерина Надежда Викторовна 

МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 69», г. Астрахань

 

Актуальность.

Общеизвестно, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

В настоящее время не только в нашей стране, но и для всех стран мира характерным является увеличение детей, имеющих различные нарушения развития.

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ.

Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, можно отметить основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же замечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7 лет. Для того чтобы начало школьного обучения детей с ОВЗ стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

Именно дошкольное образование дает стартовые возможности детям для дальнейшего успешного развития в школьные годы, обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ.

Главная цель, на реализацию которой направлена деятельность нашего ДОУ, включает формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.

Только при грамотной организации процесса преемственности на этапах дошкольного и начального школьного детства будет реализована единая линия развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

В своей работе педагоги детского сада делают акцент на такие подходы в обучении детей с ОВЗ, как:

- создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и обеспечивающей инициативность, самостоятельность и субъективную позицию ребёнка;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности, в том числе игровые;

- использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

- взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции;

- широкое использование психолого-педагогических методов и приёмов, развивающих психические процессы, введение в обучение элементарных задач открытого типа, предлагающих альтернативные варианты решений;

- формирование комфортного психологического климата в детском сообществе.

В настоящее время модель деятельности педагогов нашего ДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.

  1. Развивающая работа с детьми.

С детьми, имеющими отклонения в развитии, проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе.

  1. Диагностика.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с ОВЗ, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации. Составляются карты индивидуального маршрута сопровождения специалистами каждого ребёнка с ОВЗ.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. В апреле выявляется итоговый уровень подготовки детей к школе.

  1. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом.

Коррекционная логопедическая работа по исправлению нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

II блок - Работа с родителями.

Этот блок содержит три направления.

  1. Психологическое просвещение родителей по подготовке ребенка к школе.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач педагогов ДОУ является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

На родительских собраниях, семинарах проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего дошкольного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с ОВЗ к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации.

Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках, разрабатываются памятки для родителей.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям носят конкретный характер, легко укладываются в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

  1. Индивидуальное консультирование.

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины - советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.

  1. Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:

  • совместные досуги, праздники;
  • участие родителей в выставках;
  • организация мини-библиотеки.

III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.

Этот блок содержит 4 направления работы.

  1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

Педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.

  1. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.

  1. Нетрадиционная форма организации.

К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.

  1. Связь со школой.

Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.

Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.

Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.

Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.

Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.

К школьному возрасту, дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Предшкольная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.

Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.

1.   Цели коррекционно-развивающего обучения

  • Формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.
  • Внедрение эффективных педагогических, коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий реабилитации детей с проблемами в развитии.
  • Создание и обогащение единой комплексной системы психологической, педагогической, медицинской помощи «особым» детям.

2.   Задачи коррекционно-развивающего обучения

  • Системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребёнка, способствующих накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания основных направлений коррекционной работы.
  • Создание развивающей среды, способствующей максимально полному развитию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению трудностей в коррекции имеющихся у них отклонений.
  • Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребёнка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
  1. Условия обучения и воспитания детей с НОДА.
  • Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с нарушением ОДА в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с нарушением ОДА, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
  • Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда).
  • Организация воспитания и обучения дошкольников с нарушением ОДА предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
  • Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
  • В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
  • С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА необходимо соблюдать следующие условия:
  • создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
  • соблюдать ортопедический режим;
  • осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
  • соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
  • организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций;
  • осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
  • оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;
  • предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
  • привлекать детей с нарушением ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях;
  • проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ,
  • обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
  • формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ.
  1. Организация деятельности группы комбинированной направленности для детей с НОДА.
  • Организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.
  • Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
  • индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;
  • активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
  • совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми;
  • приема пищи;
  • дневного сна;
  • фронтальных занятий;
  • организации взаимодействия в детско-родительских группах;
  • праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.
  1. Коррекционно-развивающая работа специалистов ДОУ.

Функции педагога-психолога:

  • Психологическое обследование воспитанников;
  • Проведение коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
  • Проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей в семье;
  • Осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
  • Консультирование специалистов, работающих с воспитанниками в группе.

Функции воспитателя: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата выполняет кроме образовательных задач, задачи компенсирующего обучения.

Особенности работы:

  • Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников;
  • Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с нарушениями ОДА с учётом рекомендации специалистов;
  • Консультирование родителей (законных представителей) детей с нарушением ОДА по вопросам воспитания в семье.

Функции учителя-дефектолога:

Задачи:

  • Психолого-педагогическое изучение детей в начале, в середине и в конце учебного года;
  • На основе результатов обследования и с учётом программных требований планирование работы, составление рабочей программы;
  • Анализ динамики развития каждого ребёнка, текущий мониторинг в процессе коррекционно-развивающего обучения;
  • Взаимодействие со специалистами ПМПк ДОО при определении образовательного маршрута;
  • Организация работы с родителями, проведение групповых и индивидуальных консультаций, открытых занятий.

Направления:

  • Формирование целостного представления о картине мира;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие коммуникации и связной речи.

Функции учителя-логопеда:

Задачи:

  • Изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным маршрутом;
  • Помощь педагогам ДОУ и родителям воспитанников в организации полноценной речевой среды.

Направления:

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие коммуникации и связной речи;
  • Работа над словарём;
  • Подготовка к обучению грамоте.

Вывод:

  • Содержание психолого-педагогической работы в нашем образовательном учреждении ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с НОДА с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по максимально возможному формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
  • При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

 

.  .  .