Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Ребёнок и книга»

Дата публикации: 2020-03-24 14:06:40
Статью разместил(а):
Закирова Татьяна Юрьевна

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Ребёнок и книга»

Автор: Закирова Татьяна Юрьевна

МАДОУ «Детский сад № 369», г. Пермь

 

Форма проведения: дискуссия.

Участники: педагоги, родители.

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: 

·        Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка.

·        Поощрять стремление родителей развивать у ребенка интерес к чтению.

·        Стимулировать самообразование родителей по данному вопросу.

·        Прививать навыки читательской культуры.

Предварительная работа:

·        Беседы с детьми на темы семейного чтения.

·        Подобрать дидактический и наглядный материал.

·        Подготовить презентацию «Интересные факты в мире чтения»

·        Подбор музыкального сопровождения.

·        Оформление брошюр для родителей « Как читать ребёнку книгу» «Разучивание игр вместе с детьми»

·        Подбор любимых детьми книг совместно с родителями и оформление выставки «Любимые книги детей»

Оборудование: проектор, ноутбук, художественная и научная  литература, памятки.

Ход собрания

Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли  время и пришли сегодня на нашу встречу, которая называется «Ребёнок и книга».

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! 
(Ю. Энтин)

В наше время великих открытий, достижений науки и технике, из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. К сожалению сегодня, детям читают не так часто, некоторым вообще не читают, а немногим читают от случая к случаю. Родителям проще сейчас, чтобы ребёнок смотрел мультики или играл в компьютерные игры, чем читать. 

А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе.

Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. 

Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку 

«Путаница»: 

• Наша Маша громко плачет: 

Уронила в речку мячик. (Таня) 

• Идет медведь, качается, 

Вздыхает на ходу: 

«Ох, доска кончается, 

Сейчас я упаду» (Бычок) 

• Жил старик со своею женою 

У самого синего моря. (Старухой) 

Волшебное средство: 

• у Буратино (золотой ключик) 

• у девочки Жени из сказки Катаева (цветик- семицветик) 

• у Оле-Лукойе (зонтик со снами) 

• у солдата из сказки Андерсена (огниво)

Воспитатель: Наши дети читают всё меньше и меньше. Эта печальная реальность, должна заставить нас родителей задуматься и попытаться как-то изменить такое положение вещей. Чтение-это многогранный мир, который обогащает наши души и ума.

А сейчас обратите внимание, на выставку книг, эти книги живут в нашей группе, мы их читаем, рассматриваем иллюстрации. Как вы заметили,  они все разные, по жанру по содержанию и оформлению. 

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Обратить  внимание родителей на то, что необходимо с детства прививать ребенку бережное, уважительное отношение к книгам, хранить их в определенном месте, ремонтировать в случае необходимости. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Чтобы ребёнок с удовольствием читал и слушал книгу, мы дадим вам несколько советов.

«Как читать детям книгу» 

Конечно, ребёнок будет внимательнее слушать, лучше поймёт содержание произведения, запомнит его, если читать с выражением, менять тембр и интонацию голоса, соблюдая знаки препинания, а не монотонно читать, лишь-бы отвязаться. 

Надо выбрать правильное время для чтения, читать нужно по 20-30 мин, чтобы ребёнок не уставал. 

У детей разные вкусы и предпочтения, поэтому нужно читать книгу по выбору ребёнка. 

Обязательно после прочтения книги, нужно поговорить о прочитанном, разобрать поступки героев, определить  плохие они или хорошие, рассмотреть иллюстрации. 

Предложить ребёнку нарисовать, как он представляет себе события прочитанного. 

У каждого ребёнка должна быть любимая книга, вот и мы попросили принести любимые книги ваших детей. Я предлагаю вам каждому рассказать о любимой книге вашего ребёнка. Как она у вас появилась?  Кто чаще читает ребёнку? Почему ребёнок любит эту книгу? (ответы родителей) 

А сейчас немного поиграем: «Назовите заглавие сказок» 

Ах, отец, я очарован
Незнакомкой молодой.
На балах среди придворных
Не встречал красы такой.
(Золушка)

Иду на ногах, в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи.
(Заюшкина избушка)

Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка…ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
Меня … зовут.
(Дюймовочка)

А я родился странной
Игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приветил
А это был, ребята,
Гена крокодил.
(Чебурашка)

Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове на том теперь прав

На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Вашему вниманию мы представляем презентацию «Интересные факты в мире чтения» (презентация)

Воспитатель: Читая, наши  дети  познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление, учит выражать свои мысли чётко и ясно.  

Чтение должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста своих чад находили время каждый день читать им сказки, потешки, стихотворения, рассказы детских писателей.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу. Пока ребенок мал родители с удовольствием читают книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнуть. А ведь это не верно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома и в библиотеке!

Какой же мы сделаем вывод : 

- читать ежедневно с ребенком детские книги; 

- обсуждать с ним прочитанное; 

- посещать библиотеку. 

После родительской встречи  пригласить родителей посетить  выставку «Любимые книги детей».

Решение собрания: 

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

- читать ежедневно с ребенком детские книги;

- обсуждать с ними прочитанное;

- помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;

- посмотреть телевизионные программы о создании книг;

- регулярно разучивать с детьми стихотворения.

- в каждой семье найти время для организации семейного чтения.

-для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, воспитателей и психологов.

 

Приложение А

«Памятка " Как читать ребёнку  книгу"

·        Читать книги по возрасту, те которые ребенку интересны. 

·        По ходу чтения задавать вопросы, уточняя, как малыш понял, пояснять непонятные слова. 

·        Читать выразительно, давать ребенку время на обдумывание и рассматривание картинок. 

·        Рассказывать  дополнительные сведения о тех словах или предметах, которые встречаются в тексте, пояснять их значение и применение. 

·        Очень желательно, чтобы ребенок сидел рядом и смотрел в книгу. Если во время чтения ребенок занимается другими делами: рисует, играет, лепит, то он занят своим делом, обдумывает его и практически не слышит читающего.  Слушает, но не слышит. 

·        Если ребенок сидит рядом, слушает, рассматривает текст и картинки, то он приучается так читать и начинает запоминать  буквы в тексте и целые слова. А если Вы еще и будете следить по тексту, показывать, где Вы читаете, то ребенок научится читать гораздо быстрее. Ему поможет его собственная зрительная память. 

·        Очень хорошо, после чтения книги, нарисовать иллюстрацию к ней, рассказать бабушке или папе, слепить главного героя из пластилина, придумать продолжение сказки. Это способствует лучшему запоминанию и осмыслению текста. 

·        В этом возрасте просто необходимо заучивать стихи.  Возьмите за правило – заучивать одно стихотворение в неделю, и проблем с памятью у малыша не будет.

 

Приложение Б

Памятка для старших дошкольников

·        При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.

·        Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

·        Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.

·        Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.

·        Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

·        Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.

·        Помни: хорошая книга - твой лучший друг.

 

Памятка В

 

Разучивание игр с детьми дома

Игра «Очумелые ручки». Ребенку прочитали сказку про Машеньку и Медведя, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

 

.  .  .