Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в «страну зубов»

Дата публикации: 2020-02-17 20:15:52
Статью разместил(а):
Голубцова Марина Анатольевна

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в «страну зубов»

Автор: Голубцова Марина Анатольевна

 

Проблема: Сохранение и укрепление здоровья зубов с детского возраста. 

Материал: Шапочка с изображением зуба, «Зубастик», зеркала по количеству детей, картинки с изображением зубов у животных, рыб; тарелки с кусочками моркови и банана; разные виды щёток; картинка со схемой зуба; Макеты полезных и вредных продуктов; флажки, 2 корзины.

Задачи: 

Обучающие: 

  • познакомить детей со строением зубов методом самообследования;
  • познакомить детей с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством;
  • уточнить знания о назначении зубов, понять причины  их повреждения;
  • закрепить знания детей о правилах ухода за зубами и объяснить детям   необходимость такого ухода;
  • формирование здорового образа жизни у старших дошкольников;
  • активизировать в речи слова и выражения – кариес, зубная паста, зубная щетка.
  •  формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов;

Развивающие: 

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитательные: 

  • воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы;
  • приучать детей к выполнению элементарных культурно – гигиенических правил.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Ведь доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу. Как приятно посмотреть на красивую улыбку, на белоснежные ровные зубки, как в рекламе по телевизору. Настроение у нас хорошее, бодрое!

Ребята отгадайте загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб-всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

Дети, что это за белые звери? (Зубы)

Воспитатель: Я хочу   пригласить вас  в страну здоровых зубов, Вы хотите туда попасть? (да)

Интересно, что это за страна такая? Как вы думаете? Кто живет в этой стране?

Это добрая,  весёлая страна. Страна, где живут маленькие человечки — здоровые зубы. Они очень дружные и очень любят трудиться.

Но чтобы попасть в страну здоровых зубов, и побольше узнать о зубах   мы  должны превратиться в красивые белые зубки.

У меня есть бутылка с витаминами. Но они непростые. Тот, кто проглотит  витаминку, превратится в красивый белый зуб и окажется в стране здоровых зубов. Вы хотите стать красивыми зубами и отправиться в путешествие?

Дети: Да, хотим. (Звучит завораживающая музыка).

Воспитатель: Интересно, какие из вас получатся зубы? Я дам каждому витаминку. Закройте глаза и откройте рот. (Музыка замолкает).

Воспитатель даёт детям витамины и надевает на голову каждого макет с изображением зуба.

А теперь до трех считайте, глаза открывайте. Вот мы и в стране здоровых зубов. Посмотрите на себя. Какими вы стали!

Ребята слышите, кто-то говорит? Кто это может быть? Ой, да это же зубастик. Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй зубастик. Он живет в стране здоровых зубов.

Зубастик: Кто вы? Откуда? Зачем пришли?

Дети: Мы – дети подготовительной группы. А пришли мы сюда, чтобы побольше узнать о зубах.

Воспитатель: Зубастик приготовил каждому из Вас зеркальце. Рассмотрите свои зубы в зеркало. Погладьте язычком передние зубки и задние зубки.

Что Вам подсказало зеркало и язычок?

Одинаковые зубы или нет? (Нет, они разные.)

Передние и задние зубы, какие? (Острые. Широкие. Есть маленькие.)

Какого они цвета? (Ответы). Попробуйте согнуть их язычком. Получается? (Дети выполняют). Глядя в зеркало, осторожно постучите пальчиком о зуб. Что можете сказать о твердости зубов? (Ответы детей).

Попробуйте покачать зуб пальцами. Получается? (Ответы). Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается? Зубы сидят прочно. Они укреплены в кости, которая называется челюстью. Сейчас возьмите себя за щечки и пожуйте, не открывая рта. Вы почувствуете, как двигается ваша нижняя челюсть. Сверху находится ваша верхняя челюсть, она неподвижная. Нижняя часть зуба, которая располагается в кости, называется корнем зуба. (Показ корня зуба на Зубастике). Итак, как называется нижняя часть зуба? (Хоровой ответ). Челюсть сверху закрыта мягкой частью, которая называется десна. Повторим это слово. (Дети повторяют хором).

Теперь смотрим на десну в зеркало. Какого она цвета? (Ответы). Десна очень нежная. Она легко царапается, если во рту окажется твердый предмет. Её можно проколоть косточкой от рыбы и обжечь очень горячей едой. Отсюда вывод: с десной надо обращаться осторожно.

А можно ли сломать зуб? (Ответы). Да, если ударить по нему с большой силой или грызть что-то очень твердое. В этом случае зуб может сломаться, тогда будет очень больно. Поэтому, играя, надо быть очень внимательным и следить чтобы случайно не попасть друг другу в зубки.

 А теперь давайте рассмотрим зубы «Зубастика».

У человека 32 зуба. Вверху у всех людей 16 зубов и внизу 16 зубов.

Для чего человеку нужны зубы? (Чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый.)

Существует 4 вида зубов.

Передние с острыми краями служат для того, чтобы откусывать небольшие кусочки от большого куска и называются резцы.

Более длинные, заостренные, боковые  помогают справиться с жесткой пищей и разгрызть ее, называются клыки.

Малые и большие зубы  в глубине рта измельчают пищу и  выдавливают из неё соки, называют коренные зубы.

А теперь давайте посмотрим, какую работу выполняют наши зубки. Подойдите к столу, возьмите по кусочку морковки, откусите. Какими зубами мы кусаем? (Передними, резцами) А теперь съедаем. Какие зубки помогли в пережевывании? (Клыки и коренные зубы). Возьмите по кусочку банана и съешьте. Что было легче пережевывать морковь или банан? Почему?

А зубы есть только у человека? Нет. Зубы есть у животных и  у рыб. Картинки.

Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на макет зуба. (Наши зубки состоят.)

Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем за собой следить.

Артикуляционная гимнастика.

Рано утром встали

Чистить зубки побежали

Вправо – влево, вправо – влево

Чистим зубки мы умело!

(Рот приоткрыт в улыбке, «почистить» языком за нижними зубами и верхними зубами 4 – 5 раз)

Пополощем с вами ротик

(имитация полоскания рта)

Владик наш расческу взял

(закусить язык зубами)

И причесываться стал.

(Движение языком вперед – назад)

Все покажем язычком

Дальше дружно по порядку

(открывать рот. Язык за нижние зубы)

Вместе делаем зарядку!

(Выгнуть «спинку» и удержать под счет до 5)

Вот и завтракать пора:

Повар приготовил тортик

(Рот открыть)

С вкусным кремом, он ура!

Оближи скорее ротик.

(Облизывать нижнюю и верхнюю губу по очереди).

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, чтобы были видны зубки. Вы наверное заметили, что у некоторых детей нет зубов. Как вы думаете, почему?

У детей молочные зубы.

Когда ребёнок подрастает, у него молочные зубы выпадают и на их месте появляются новые зубы, постоянные, на всю жизнь.

Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

Как бы ни были тверды зубы, они часто разрушаются и болят. Как вы думаете почему? (От сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда орехи грызут зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не полоскают.)

Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь нашим зубам? (Чистить зубы, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)

Почему? (Микробы мелкие их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.)

Значит лучшие, друзья наших зубов – это зубная щетка и зубная паста.

Вот у меня  несколько разных щеток, найдите какую используют для зубов. (для пола, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.)

Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковые? (ответы детей)

Правильно, щетки для детей и взрослых должны быть разные. (Воспитатель показывает щетку для ребенка и для взрослого.)

Какой должна быть щетка: мягкой или жесткой? Если щетка будет мягкой, ею трудно очистить зубы от остатков пищи. Если щетка будет твердой, трудно чистить, так как больно деснам, их можно поранить, и они будут кровоточить. Поэтому надо иметь щетку средней жесткости.

Дети трогают рукой щетки различной жесткости.

А кто знает, как ухаживать за зубной щеткой? (Щетку моют горячей проточной водой, ставят в специальный стаканчик, ворсом вверх, чтобы высохла.)

Сейчас я вам расскажу, как правильно чистить зубы. Посмотрите  – нужно чистить их сверху вниз; этот способ называется пружинка, вот так.

А теперь нужно почистить вот так – слева направо; это способ называется маятник.

А этот способ в виде спирали, называется пчелка. Ой, как весело работает щетка! А вот этот способ называется «За дверью». Мы чистим внутреннюю строну зубов. Вот если вы будете так чистить свои зубы, то и зубы будут здоровы, и в них не поселятся микробы.

Ребята, давайте еще раз покажем какими способами нужно чистить зубы, чтобы они были здоровыми. А знаете ли вы сколько раз нужно чистить зубы?

Дети: «Два раза – утром и вечером».

А сколько минут?

«Чтобы зубы не болели,

Чтоб как снег они белели –

По утрам и вечерам

Научись их чистить сам!»

Физкультминутка:

Есть на пальцах наших ногти, 

На руках запястья, локти, 

Темя, шея, плечи, грудь 

И животик не забудь. 

Бёдра, пятки, двое стоп 

Голень и голеностоп, 

Есть колени и спина, но она всего одна. 

Есть у нас на голове уха два и мочки две, 

Брови, скулы и виски и глаза, что так близки. 

Щеки, нос и две ноздри, 

Губы, зубки посмотри, 

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены больные зубы.

Обратите внимание, что зуб покрыт твердой эмалью, у него есть корень, но даже не смотря на то, что эмаль твердая, если вы не будете ухаживать за зубами, есть много сладкого, ее можно повредить – образуется дырка – кариес! - Дырка в зубе – всегда больно.

И тогда зуб начинает болеть, а больные зубы наносят вред всему организму, сердцу, почкам, потому что через больные зубы в организм попадают микробы. А что нужно делать, когда у вас образовался кариес? »

Дети: «Идти к стоматологу!»

Да. Не надо ждать, когда зуб заболит. Нужно сразу принимать меры!

Как поел, почисти зубки,

Делай так 2 раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год 2 раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохраним на много лет.

А вы знаете полезные и вредные продукты для зубов.

А теперь, все вместе проверим, все ли полезные продукты выбрала команда мальчиков и т. д

Полезные               Вредные

рыба                       шоколад

кефир                     чипсы

геркулес                 семечки

морковь                  пепси-кола

лук                          кока-кола

чеснок                    сникерс

яблоки                    чупа - чупс

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вам понравилось в моей стране? Что интересного и полезного вы узнали?  Расскажите, что вы знаете о зубах? Для чего нужны зубы? Как ухаживать за зубами?

Для чего человеку нужны зубы?(Подними флажок, если я говорю правильно) 

- Чтобы лицо было красивым

- Зубы помогают правильно произносить

- Чтобы человек не болел

- Чтобы пережевывать пищу

- Чтобы рот был заполнен

- Чтобы кусаться.

Кто из девочек бережно относиться к зубам? (Подними флажок) 

- Даша чистит зубы один раз утром.

- Аня чистит зубы утром и вечером, а после еды прополаскивает рот кипяченой водой.

- Марина совсем не чистит зубы. Она считает, что зубы у нее и так чистые.

- Таня чистит зубы один раз вечером.

Зубастик: Ребята, надо  беречь свои зубы, ухаживать за ними, есть полезные продукты, и не есть много сладостей и обязательно ходить  к стоматологу 2 раза в год!

Воспитатель: Ну что, ребята, пора нам уже возвращаться. Давайте все вместе скажем волшебные слова, пройдем через волшебный круг и вернёмся в детский сад. Говорим: «Крибле – крабле - бумс!»

Прочные знания вы показали.

И о здоровье мне все рассказали,

Важно, мало правила знать, 

Главное, следует их выполнять! 

Ребенок: 

Здоровье — это же бесценный дар,

Который при рожденье тебе дан.

Его всегда оберегай,

И способами всеми укрепляй.

 

.  .  .