Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Характеристика речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Дата публикации: 2020-02-01 16:49:56
Статью разместил(а):
Карелина Елена Радиковна

Характеристика речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией

Автор: Карелина Елена Радиковна

МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 145", Екатеринбург

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношений у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем [4].

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей c псевдобульбарной дизартрией выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков.

В исследованиях О.Ю. Федосовой указывается на следующие особенности звукопроизношения у детей с дизартрией:

· анторопофонические (искажение, пропуски);

· фонологические (замена, смешение).

При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука [3]. Указанные нарушения звукопроизношения носят непостоянный характер и зависят от фонетических условий. Кроме того, прослеживается корреляционная зависимость этих непостоянных нарушений от лингвистических факторов: места звука в слове, слоговой структуры слова и других.

Специфические нарушения звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии: 

· стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;

· специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;

· нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных);

· преобладание межзубного и бокового произношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков;

· оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;

· смягчение твердых согласных звуков (палатализация).

Нарушение звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

Необходимо сказать также, что у детей неправильное произношение может то касаться только одной группу звуков (звонких, задненебных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией стабильно и зависит, например, от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. При выраженном нарушении звукопроизношения сохраняется ритмический рисунок слова, т. е. число слогов и ударность [1].

Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада на другой (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. Отмечается, что во время произношения артикуляция осуществляется вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.

Как отмечает О.В. Правдина, неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, [р] - 26 %, [л] - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1%, мягких - - 1,5% Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «-изм». Выделяют – сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку «-пара» - парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм – расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков шипящих и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом наблюдается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц] и [ш], [ж], [ч], [щ]. Сигматизм - один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной), так и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

Под названием ротацизм объединяются различные дефекты произношения звука [р]. Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма. Наиболее частыми будут следующие: отсутствие [р] (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, глухое, двугубное [р]. Много вариантов и параротацизма: замены - р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы.

Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука [л]. Существуют три вида ламбдацизма: отсутствие звука [л] или призвук гласной, двугубное или губно-зубное произношение звука [л], носовое произношение - л-нг; параламбдацизмы: л-д, л-л' (с различной степенью смягчения), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

Дефекты произношения полугласного звука [й] носят название йотацизм. Звук [й] употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука [й] получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука. Дефекты произношения: 1) звук [й] не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) [й] заменяется [и] (мой - мои; яма - иама); 3) [й] заменяется [ль] (чай - чаль; яма - лямо).

Дефекты произношения нёбных звуков носят названия каппацизм – звуков к и к', гаммацизм – звуков г и г', хитизм – звуков х и х'.

Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.

В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения:

а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими;

б) недостаточное озвончение;

в) недостаточное оглушение.

Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения [4].

Речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

1. Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено.

2. Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении.

3. Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

1. Нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи.

2. Неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

3. Затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными) [4].

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью [2].

 

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста : учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. –  М. : Мозаика-синтез, 2015.

2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964.

3. Волкова Л.С. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. – М. : Просвещение, 1989.

4. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М. : Эксмо, 2015.

 

.  .  .