Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Диагностика отношений педагога и психолога к совместной работе

Дата публикации: 2020-01-17 12:43:40
Статью разместил(а):
Смирнова Наталья Станиславовна

Диагностика отношений педагога и психолога к совместной работе

Автор: Смирова Наталья Станиславовна

 

Инструкция: ниже даны 18 предложений, которые нужно продолжить, выбрав 1 или 2 варианта. Буквы, соответствующие выбранному варианту, подчеркните.

1. Педагог и психолог могут конструктивно обмениваться результатами своих диагностических практик, если:

   а) психолог осуществляет качественный анализ результатов диагностики и пользуется только такими методиками, которые позволяют его осуществить;

   б) психолог и педагог понимают друг друга, имеют позитивный опыт общения;

   в) психолог по результатам диагностики пишет рекомендации, а педагог может ими воспользоваться;

   г) психолог знает и пользует как можно больше разнообразных методик, чтобы как можно лучше исследовать проблему ребенка;

   д) педагог имеет представление о методах психологической диагностики и некоторые из них использует в своей практике;

   е) педагог и психолог используют средства, изначально дополняющие друг друга.

2. Чтобы помочь ребенку в освоении образовательной программы, нужно:

   а) разработать совместную психолого-педагогическую программу помощи ребенку;

   б) верить в то, что любой ребенок может хорошо освоить образовательную программу;

   в) изменить методы обучения;

   г) найти исходную причину затруднений;

   д) найти позитивные стороны в развитии ребенка и опираться на то, что получается у ребенка лучше всего;

   е) потребовать от родителей уделять ребенку больше внимания (стимулировать их внимание к ребенку).

3. Диагностическая практика психолога эффективна, если:

   а) она способствует возникновению интереса у педагога и других специалистов к деятельности психолога;

   б) ее результаты используются другими специалистами для определения возможностей ребенка в обучении, выяснения причин возникновения проблемных ситуаций и т.д.;

   в) психолог умеет применять сложные методики, требующие длительной обработки;

   г) диагностические данные максимально полно используются в коррекционной и консультативной практике психолога и педагога;

   д) педагог хорошо ориентируется в содержании и методах психодиагностики;

   е) психолог соблюдает этико-профессиональные требования к ведению диагностических исследований.

4. Успешность обучающей практики педагога  определяется по:

   а) уровню освоения образовательной программы всех обучающихся;

   б) достижению детьми возрастно-индивидуального норматива умственного развития;

   в) тому, хотят ли дети заниматься на НОД педагога;

   г) умению педагога активизировать каждого ребенка к самостоятельной работе;

   д) количеству побед его детей на конкурсах и олимпиадах;

   е) представленности психологической компоненты его труда.

5. Профессиональное взаимодействие психолога и заведующего ДОУ должны основываться на: 

   а) привлечении психолога к разрешению всех проблем, возникающих в ДОУ;

   б) самостоятельности психолога в планировании и осуществлении своей деятельности;

   в) осведомленности заведующего ДОУ в области современной педагогической психологии и психологии управления;

   г) взаимном уважении и позитивном отношении друг к другу;

   д) активном участии психолога в проектировании процесса образования и воспитания;

   е) профессиональной компетенции психолога, помогающей принимать административные решения и разрешать конфликты.

6. Затруднение во взаимодействии педагога и психолога появляются, если:

   а) каждый считает свое мнение верным, а точку зрения другого ошибочным;

   б) у них нет общей цели деятельности;

   в) психолог не понимает конкретных нужд педагога и «витает в облаках»;

   г) некому объединить усилия педагога и психолога, чтобы помочь ребенку;

   д) педагог недостаточно разбирается в проблемах и методах психологии;

   е) они не симпатичны друг другу.

7. Результаты коррекционной работы психолога проявляются:

   а) в появлении и усилении положительного отношения ребенка к занятиям, оптимизации его эмоционального состояния;

   б) в более высоких результатах повторной диагностики после проведенных занятий;

   в) в развитии разных сторон психических процессов: мышления, внимания, приемов запоминания, адекватного отношения к себе и т.д.;

   г) в улучшении поведения ребенка, отношений с педагогами, его учебной успешности;

   д) в достижении ребенком необходимого уровня развития того аспекта индивидуальности, на который и была направлена коррекция;

   е) в том, что ребенок приобретает собственный опыт взаимодействия с психологом.

8. Если ребенок ведет себя плохо, нарушает дисциплину, то самым негативным в этой ситуации является:

   а) возможная изоляция ребенка от тех, кто может ему помочь;

   б) развитие негативных черт характера ребенка;

   в) внимание педагога и детей к этому ребенку, которое мешает полноценному учебному процессу;

   г) напряженная обстановка в группе, нервозное состояние педагога;

   д) затруднение педагога в восстановлении комфортной  обстановки;

   е) вероятность возникновения стереотипного отрицательного отношения к ребенку со стороны взрослых.

9. Педагогу нужно обратиться за консультацией к психологу, если:

   а) ребенок испытывает скорее психологические, чем учебные трудности;

   б) педагог сознает, что ему непонятны причины трудностей ребенка и пути их преодоления;

   в) ребенок нуждается в дополнительной помощи психолога;

   г) психолог может помочь избежать нежелательной ситуации или конфликта;

   д) поведение ребенка пугает, настораживает педагога и других взрослых;

   е) проблема ребенка требует участия разных специалистов.

10. Успех психолога в педсовете зависит от:

   а) авторитета мнения психолога, поддержки его точки зрения администрацией;

   б) того, насколько интересно и живо будет выступать психолог;

   в) построения выступления психолога на основе результатов диагностики и коррекции;

   г) готовности большинства педагогов понять и принять психологическую точку зрения;

   д) профессиональной эрудиции психолога, стремления представить высокий уровень профессиональных знаний;

   е) того, использует ли психолог активные методы, вовлекающие всех участников в обсуждении проблемы.

11. Педагог организует совместную деятельность с детьми, чтобы:

   а) укрепить свой авторитет среди детей, заинтересовать их взаимодействием с педагогом;

   б) улучшить взаимоотношение между детьми и взрослыми, создать атмосферу непринужденности и симпатии;

   в) полностью выполнить свои профессиональные обязанности, реализовать все возможности психологического воздействия;

   г) способствовать вовлечению детей в социально желаемые виды досуга, развивающие возможности ребенка;

   д) формировать гармонически развивающуюся личность ребенка;

   е) изучать те стороны индивидуальности ребенка, которые не всегда заметны в учебном процессе.

12. Лучшим проявлением одаренности ребенка является:

   а) разностороннее развитие интересов и способностей к разным видам деятельности;

   б) его успешное участие в престижных олимпиадах и конкурсах;

   в) сохранение позитивного отношения к учению на протяжении всего пребывания в ДОУ;

   г) стремление и умение находить нестандартные способы решения задач;

   д) самостоятельность, постоянная работа над собой;

   е) обостренная потребность в усвоении информации, быстрые темпы обучения.

13. Совместный анализ НОД педагогом и психологом лучше всего проводить:

   а) при переходе на инновационные методы обучения;

   б) если педагог хорошо ориентируется в психологических терминах и понятиях;

   в) по определенной схеме анализа, согласовании с научно-методическими центрами;

   г) когда педагог не боится оценки психолога, их отношения устойчивы и позитивны;

   д) в рамках их совместной диагностико-коррекционной практики;

   е) в ходе аттестации педагога, для повышения его психологической компетентности.

14. Психолог может научить педагогов:

   а) распознавать психологическую сущность их профессиональных трудностей и проблем детей;

   б) если он активно обращается к их профессиональному опыту;

   в) быть более доброжелательными, терпимыми и общительными;

   г) современным психологическим методам работы с детьми и их родителями;

   д) тому, чем сам хорошо владеет;

   е) влиять на детей имеющих трудности в развитии.

15. Педагогическая оценка эффективна, если:

   а) педагог поддерживает с помощью нее атмосферу здорового соревнования;

   б) она основана на современных средствах контроля за знаниями детей;

   в) располагает ребенка к самооценке достижений;

   г) она высказана детям в мягкой, доброжелательной манере;

   д) педагог использует объективные критерии оценки, применяемые ко всем детям;

   е) основывается на анализе продвижения каждого ребенка.

16. Одним из основных результатов психолого-педагогического консилиума является:

   а) преобразование отношений педагога к детям и методам работы с ними;

   б) осознание педагогом реальных, а не надуманных проблем;

   в) развитие позитивного интереса и отношения друг к другу и детям;

   г) административные решения, принятые совместно заместителями  и педагогом;

   д) план совместной коррекционно-развивающей работы;

   е) психологическое обеспечение деятельности педагогов.

17. Взаимодействие детей в ДОУ:

   а) может стать эффективным средством их взаимообучения;

   б) имеет значение для детей и малодоступно для изучения взрослыми;

   в) должно приниматься во внимание при планировании действий взрослых;

   г) нередко препятствует полноценному процессу обучения;

   д) влияет на настроение и состояние детей;

   е) один из главных показателей развития детей.

18. Педагогическая и психологическая коррекция отличаются:

   а) тем, что педагог работает со всеми детьми группы, а психолог с микрогруппой или индивидуально;

   б) задачами коррекции – педагог формирует учебные приемы и знания, а психолог оптимизирует развитие;

   в) степенью доверия ребенка к педагогу и психологу;

   г) тем, что коррекция – основной вид практики психолога, незначимый для педагога;

   д) содержанием, но они взаимосвязаны и могут усиливать результаты друг друга;

   е) средствами коррекции – психолог использует более сложные и глубокие методы коррекции.

 

КЛЮЧ

+ конструктивный ответ       

Э – эмоциональное отношение

М – манипуляция                  

С – сверхзадача

И  - избегание

 

 

Взаимодействие

Практика педагога

Практика психолога

Отношение к ребенку

 

1

5

6

9

14

16

18

4

11

13

15

3

7

10

2

8

12

17

а

+

М

+

С

+

+

С

И

М

И

М

Э

Э

М

+

+

С

+

б

Э

+

+

+

+

М

+

+

Э

М

С

М

И

Э

Э

С

М

И

в

М

С

М

И

Э

Э

Э

Э

И

С

+

И

С

+

И

М

Э

+

г

И

Э

И

М

С

И

И

+

+

Э

Э

+

М

С

С

Э

+

М

д

С

+

С

Э

И

+

+

М

С

+

И

С

+

И

+

И

И

Э

е

+

И

Э

+

М

С

М

С

+

+

+

+

+

+

М

+

+

С

 

Содержание неадекватных вариантов отношения

 

Отношение к ребенку

Практика педагога

Практика психолога

Взаимодействие

сверхзадача

Слишком общие цели работы, излишнее обобщение проблем ребёнка и его возможностей

Постановка задач, выходящих за рамки возможностей педагога и образования вообще, доминирование педагогических «мод»

Преувеличение возможностей психопрактики, задачи психолога подменяются или общими образовательными целями или целями развития, преувеличение внешних эффектов

Игнорирование проблем взаимодействия педагога и психолога, смешение содержания их практик, преобладание общих целей работы над задачами каждого из специалистов

избегание

Отношение к ребенку как к потенциально мешающему учебному процессу, преобладание количественных критериев в оценке ребенка

Формальное следование программам и планам, преобладание внешних критериев оценки труда педагога

Отсутствие творческих инициатив, злоупотребление готовыми коррекционными программами

Жесткая регламентация взаимодействия, избегание дискуссий, неформального общения, нежелание изучать ситуацию с точки зрения другого

Конформизм, излишнее значение придается документированию деятельности

эмоция

Стремление минимизировать даже необходимые для ребенка проблемы, преувеличение значения адаптивной линии развития

Подмена критериев работы показателями эмоциональной удовлетворенности, стремление к бесконфликтному преподаванию

Восприятие психолога как источника стабильности и покоя, отрицательное отношение к тому, что психолог может обнаруживать проблемы

Стремление только к позитивному общению, избегание обсуждения трудных случаев, проблем, ожидание позитивных оценок и неприятие критики

манипуляция

Использование достижений и проблем ребенка в своих целях, самоутверждение за счет детей

Доминирование мотивации достижения и престижа, стремление работать только с сильными детьми

Подтверждение незаменимости психолога в самых сложных ситуациях, отношение к нему как к панацеи

Перекладывание ответственности на другого и/или принижение его возможностей, различные манипулятивные игры, направленные на решение непрофессиональных задач

.  .  .