Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Дата публикации: 2019-11-15 15:09:32
Статью разместил(а):
Макаричева Светлана Александровна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

(из опыта работы)

Автор: Макаричева С.А.

МКОУ "Одоевская средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Успенского", Структурное подразделение "Детский сад «Березка", Одоевский район Тульской области

 

Закружится мой день неугомонный,

И я люблю всю эту чехарду.

В нём колокольчик радости бездонной

В нём детский смех, вопросы «Почему?

Зачем да как? Когда? А раньше было?»

И всем ответь, всем помоги понять.

Чтоб не погасло, чтобы не остыло,

Желанье знать, исследовать, искать.

 

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОО, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Актуальность и перспективность опыта.

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность, этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением  Федерального Государственного  Образовательного стандарта  дошкольного образования. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация  образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности является экспериментирование.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала для дошкольников.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Условия формирования опыта.

Цель работы - развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-  подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

-  способствовать участию детей в исследованиях и обобщениях результатов опытов.

-  формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

-  способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использовались разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

В организованной образовательной деятельности:

- проектная деятельность;

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр.

В повседневной деятельности:

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

- презентации.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал. 

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.

-  Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает  все сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»                                                       

Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года  - практически единственным способом познания мира.

Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса группе, встал вопрос о том, что нужно обогатить знания и опыт детей по данной теме  и разработать программу дополнительного образования «Хотим все знать», для детей   дошкольного возраста. Она рассчитана на   4 года: вторая младшая группа  (3-4 года), средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет), подготовительная группа (6-7 лет). Данная программа обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

•    вместе

•    на равных

•    как партнеров.

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Работая по данной программе, можно сделать вывод, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. 

Применение метода экспериментирования также оказывает  влияние на: 

•    повышение уровня развития любознательности; 

•    исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); 

•    углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

•     повышение компетентности родителей в организации работы по развитию опытно- экспериментальной  деятельности  дошкольников в процессе экспериментирования дома.  Хочется  отметить, что положительные результаты по итогов  мониторинга свидетельствуют об эффективности организации опытно- экспериментальной деятельности дошкольников.

Теоретическая база

Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов - Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Академик Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности. Он считает: «... экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская  деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается.»

По мнению Н.Н. Поддьякова, «... в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) также рекомендуют   использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Все исследователи метода  экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.                           

Технология опыта

В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы:

 - Метод наблюдения. Он относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения; 

- Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;

 - Элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

 - Словесные методы обучения (рассказы воспитателя, рассказы детей; беседы). 

Формы работы с детьми: 

 – фронтальные; 

– групповые; 

– индивидуальные. 

Работа по данной теме проводилась поэтапно:

1. Подготовительный этап. 

На этом этапе изучались теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.

Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был оборудован  и оформлен «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», в оснащении которого принимали участие родители. Материалы, находящиеся в «уголке», распределены по разделам .

Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике», «Мы исследователи».

Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы.

Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.

Подборку литературы, карточки-схемы;

Дидактические игры, различные картотеки;

Различные коллекции;

Технические средства обучения: компьютер, планшеты для песочной анимации, столы  для игр с песком и водой, мультимедийная доска.

Огромное значение в работе с  дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно идет поиск  новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы подготавливают материалы для опытов и экспериментов.

Помогают создавать мини-выставки.

Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Также на этом этапе была создана картотека опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения, составлен перспективный  план работы, разработка конспектов занятий. Одними  из требований к содержанию разрабатываемых занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет  индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

2. Основной этап.   

На этом этапе были проведены  работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно-педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы, мастер-классы.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты  природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Так же дети учились в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Идет стимулирование  детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

После каждого эксперимента дети приучались к самостоятельности при уборке рабочего места.

В процессе экспериментирования дети осваивали навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций внимание детей обращалось на мнение других, учились слушать друг друга, предлагалось более активным детям помочь застенчивым. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей  систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию родителям рекомендуется  создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

3. Заключительный этап.

На этом этапе был проведен анализ результатов работы и сделаны выводы, что в процессе экспериментирования развивается познавательная активность детей и появляется интерес к исследовательской деятельности.  Дети стали активно участвовать в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовать  с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми. Расширился кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми дошкольного возраста, опыт - наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. 

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов проводится на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

На первом этапе проводится  диагностика на определение уровня познавательной активности  детей.

На втором этапе разработано  перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Также  большая работа проводилась по созданию предметно-развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. 

Система работы выстроилась  из взаимосвязи трех основных блоков: организованная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность строилась на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших открытий, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Проводились разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры,  дети побуждаются  к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые используются  на занятиях и в совместной деятельности, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

В работе используются  следующие правила:

- создавать условия для возникновения интереса к игре.

- развивать  двигательную активность детей.

- хвалить ребенка за успехи.

Тема: «Вода»

Эксперименты  с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Тани день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. 

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.  

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

На организованной совместной деятельности «Галка» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют,  тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями,  делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. 

Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу.         Такие игры - экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком,  а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.  

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Серия развивающих игр на магнитах: «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».

Настольный материал: «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

рганизуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Я считаю, что использование элементарных опытов и исследований  помогли сделать деятельность детей действительно более интересной и разнообразной.

Дети росли, и рос их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения. 

В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. 

Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).

«Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство - невидимость.

При опытах с магнитом, дети определяют свойства магнита.

Проведённые опыты помогут детям по-другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания. 

Узнают, что такое звук и его свойства.

При знакомстве с электричеством развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

В ходе накопления опыта пришла к выводу , что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия)» -отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью) -с социальной- коммуникативной деятельностью ( умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой). 

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе   с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. 

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

 

Анализ результативности опыта     

На практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.

Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

При  беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования.

Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. 

Диагностика высокого и среднего уровней познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста.

Адресность опыта

Применение данного опыта возможно в условиях ДОО, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.       

 

Литература:

1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

2. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004.

4. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006.

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.

8. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ, 2003.

9. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. – М. АРКТИ, 2003.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.

11. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами – М., 2005.

12. Рыжова Н.А. Почва – живая земля – М., 2005.

13. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2004.

14. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.

15. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.

16. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-1.

 

.  .  .