Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи и творческого мышления дошкольников на основе применения технологии ТРИЗ в ДОУ

Дата публикации: 2019-11-12 05:55:17
Статью разместил(а):
Сусликова Ирина Геннадьевна

Развитие речи и творческого мышления дошкольников на основе применения технологии ТРИЗ в ДОУ

Автор: Сусликова Ирина Геннадьевна

МАДОУ "Детский сад № 242 общеразвивающего вида"

 

Задачи:

1. Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, тактично оценивать мнения других, грамотно отвечать на вопросы.

2. Развивать у детей способность к анализу. 

3. Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.

4. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы. 

5. Развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

6. Развивать творческое воображение, фантазию, преодоление стереотипов. 

7. Формировать у детей собственную точку зрения на различные вещи.

 Актуальность.

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров , мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.                                                             

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Я считаю проблему развития творческого мышления и познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась и концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. 

Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательных  задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.  Кроме того, автор книги «Занятия по ТРИЗ в детском саду» С. И. Гин писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».

Представленный мной педагогический опыт  способствует развитию творческого воображения, мышления, высокого уровня познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию детей к школе вне зависимости  от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться. Применение нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ  способствует дальнейшему использованию креативного мышления  в различных видах детской деятельности, в быту и в будущей взрослой жизни детей.

Условия, необходимые для оптимального развития творческих способностей ребенка.

В процессе адаптации технологии ТРИЗ к образовательному процессу нашего ДОУ, я старалась соблюдать определённые условия. Среди них:

1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3.  Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. 

5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.

6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скованна основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом,  и меньше  переживает о своем признании окружающими.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Оценка ребенка, как творческой личности. Необходимо показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

Теоретическая основа опыта.

Технология ТРИЗ  (теория решения изобретательных задач) возникла в конце 40-х годов. Её автором является писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. В дошкольный мир данная теория пришла в 1987 году.  В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н.Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа». Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.                           

Теория решения изобретательных задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технической ТРИЗ, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗ - развитие творческого воображения  (РТВ)  или творческих способностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗ. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗ от «железа» к личности, где устанавливается связь с творческой педагогикой и естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых и есть сама жизнь.

Таким образом, теоретическую основу моего педагогического опыта составили методы и алгоритмы решения изобретательских задач, адаптированные к работе с дошкольниками и основанные на работах  A.B. Корзун «Весёлая дидактика», М.Н. Шустерман и З.Г. Шустерман «Думаем, изобретаем, открываем мир», а также на разработках  ТРИЗ – педагогов  Березиной В.Г., Гафитулина М.С., Гин A.A., Гин С.И., Мурашковской И.Н., Нестеренко A.A., Сидорчук Т.А., Тимохова В.И., Хоменко H.H.

 

Технология опыта.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных и индивидуальных игр и занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность, поэтому, чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, я использую элементы ТРИЗ на базе  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А.Васильевой, по которой работает наш детский сад.

Элементы ТРИЗ (игры, задания, упражнения) я включаю в НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также в различные режимные моменты в утренние и вечерние часы, самостоятельную, коллективную и совместную игровую деятельность с детьми.

В своей работе по применению технологии ТРИЗ я придерживаюсь следующих принципов педагогического воздействия:

1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии я стараюсь предоставить ребёнку право выбора. 

2. Принцип открытости. Я предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения), для чего в условия творческого задания закладываю разные варианты решения.     

3.  Принцип деятельности. В любое творческое задание я включаю практическую деятельность.

4.  Принцип обратной связи. Я регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5.  Принцип идеальности. Творческие задания, в основном, не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать знания и интересы детей.

 Содержание работы.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для своей работы я отобрала и применяю следующие из них:

1. Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.  Примерные темы мозгового штурма, которые я использую: «Как уберечь кустарник от вредителей?», «Как не дать рукам замёрзнуть зимой, если нет варежек?», «Как не заблудиться в лесу?», «Как выгнать лису из заячьей избушки?», «Как сделать кашу вкусной, если нет соли?», «Как раскрасить цветок, если нет красок?», «Как взять кусочек осени в лето?» и т.п.

2. Метод «Да - нетка». Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила метода таковы: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Как правило, первый вопрос: «Это живое?» В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: «Это человек?», «Это животное?», «Это птица?», «Это рыба?» и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное, хищное или травоядное и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

3. Метод фокальных объектов (МФО). Сущность данного метода заключается в перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Например: «Слово «мяч» - какой он?». (Он смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки).

Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, дать ему название, придумать кто его родители, где он будет жить и чем питаться. Можно также предложить нарисовать картинки  «забавные животные», «пиктограммы», назвать их и сделать презентацию. Например: «Тигрокрыс.  Его родители тигр и крыса. Он живет в лесу или степи. Он небольшого роста, очень быстро бегает по земле и хорошо прячется от врагов в любой норке. Тигрокрыс любит пирожки с мясом».

4. Метод  системного анализа. Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу. Например, система «обезьянка». Подсистема (часть системы) – лапы, хвост, глаза, кровеносная система. Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – дикое животное. Задаются вопросы: «Что было бы, если бы все обезьяны исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?» Дети предлагают варианты своих ответов, суждений. В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно, и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). Или, например, система «холодильник». Это система, состоящая и таких частей, как корпус, дверца, морозильник и т.д. В свою очередь, холодильник является частью системы бытовая техника.

5. Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов.

Например, необходимо создать новый образ Бабы Яги. Наше воображение рисует нам образ старой злой бабуси, которая любит совершать плохие поступки. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Баба Яга  - супермодель, одетая в костюм Русалки, проживающая в загородном доме и передвигающаяся на лыжах. Или медведь Михайло Иванович в спортивном костюме, живущий на северном полюсе и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. 

6. Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Здесь происходит моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).  Маленькие человечки – это своего рода молекулы, из которых состоит конкретное вещество. Человечки твердого вещества условно были названы нами Твёрдиками, жидкого – Гидратиками, газообразного – Пневматиками. Например, пакет молока. Он состоит из Твёрдика и Гидратика.

7. Метод аналогий. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, то вначале надо научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.  Вот примерные варианты заданий, которые я использую: «Изобрази телефон, который звонит»; «Покажи походку человека, которому жмут ботинки»; «Изобрази рассерженную ворону, испуганного мышонка или довольного кота». «Представь, что ты снеговик, который тает»; «Промычи как корова песню «Солнечный круг» и др.

8. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы развить у ребёнка фантазию в помощь вводятся шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Например, задание такого типа: «Расскажи, каким станет цветок, если один волшебник увеличит его, а другой  оживит».

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместному поиску ее разрешения. Девиз «ТРИЗовцев»: можно говорить все. И наши дети говорят, придумывают, размышляют. Я обязательно выслушиваю каждого желающего. Технология ТРИЗ учит детей возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. В любом случае я даю детям только положительную оценку: «Интересно, необычно, любопытно, хорошо, молодец и т.д».

 Педагогические методы и приёмы, применяемые для решения поставленных задач.

В своей работе по развитию творческого мышления на основе ТРИЗ-технологии я применяю следующие педагогические методы:

а) Проблемно-поисковый метод (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения).

б) Поисково-экспериментальный метод (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности).

в) Игровой метод (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений).

г) Практический метод (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

А также приёмы:

а) Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств.

б) Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей.

в) Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

г) Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем (использование приемов фантазирования, опираясь на жизненный опыт детей).

Выбор тех или иных методов или приемов зависит: от возраста детей и от их уровня развития; от содержания задач, стоящих перед  конкретным занятием или бытовой деятельностью, от уровня овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Ресурсное и материально-техническое обеспечение.

Для применения технологии ТРИЗ не нужно много специального оборудования. Самое главное - это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камушки, пустые коробки и пр. – превращаются в какие угодно элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

То же самое можно сказать и о нетрадиционных техниках рисования. Рисовать можно чем угодно. Если нет кисточки или карандаша – в ход идут пальчики, ладошки, палочки, нитки или зубные щётки. Если нет красок - можно рисовать крупой, солью, песком, пластилином, ягодами, пуговицами, пробками, листьями  и мыльными пузырями.

Помимо этого, при подготовке и проведении занятий с применением ТРИЗ, я пользуюсь комплектом дидактических, развивающих игр, картинок и книг, которые имеются в группе, а также специально изготовленными мной дидактическими играми и пособиями по технологии ТРИЗ.

Результативность опыта.

Из моих наблюдений за играми, общением и поведением в коллективе детей подготовительной группы после систематического применения ТРИЗ – технологии в образовательном процессе, я сделала вывод, что ребята стали чаще высказывать и отстаивать своё мнение о многих предметах и явлениях, не создавая конфликтных ситуаций, научились самостоятельно находить два или три выхода из сложных ситуаций, находить ответы на интересующие их вопросы. Дети стали более грамотно и содержательно отвечать на вопросы взрослых и сверстников, многие воспитанники стали чувствовать себя увереннее, и более успешно реализовывать свой потенциал в ходе НОД и самостоятельной творческой деятельности.

Кроме того, если в начале учебного года у большинства детей имелась слабая или даже очень слабая мотивация к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, то в результате применения элементов ТРИЗ в непосредственной образовательной деятельности, эта мотивация значительно повысилась, а, следовательно, повысился и уровень развития этих детей. Так, по результатам мониторинга почти у 85% воспитанников группы усилился познавательный интерес, дети стали более инициативными и самостоятельными в нахождении и принятии решений, что, на мой взгляд, доказывает необходимость обязательного внедрения технологии ТРИЗ  в образовательный процесс ДОУ.

 

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. «Методика изобретательского творчества», Минск, 1970г.

2. «Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе», С-Пб., 1999г.

3. Викентьев И.Л., Каиков И.К. «Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах», М., 1992г.

4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность», М.: Вита-Пресс, 1999г.

5. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. «Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие», М., 2004г.

6. Клеймихина Т.В., Креинина С.А. «От Незнайки до…», С - Пб., 1996г.

7. «Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика», под редакцией Н.Б.Крылова, М., 2003г.

8. Гин С.И. «Занятия ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений», Минск, ИВЦ Минфина, 2008г.

9. Селевко Г.К. «Энциклопедия педагогических технологий. В 2 т», Т.2, М.: НИИ Школьных технологий, 2006г.

 

.  .  .