Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка квест-игры "На помощь животным"

Дата публикации: 2019-10-24 20:45:08
Статью разместил(а):
Поплова Юлия Анатольевна

Методическая разработка мероприятия с детьми дошкольного возраста с 3х до 4х лет по формированию экологического мировоззрения, экологической культуры и духовности

Квест-игра «На помощь животным»

Автор: Поплова Юлия Анатольевна

МБДОУ детский сад №9 "Солнышко", г. Кулебаки

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. 

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.  

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания. 

Цель работы: повышение экологической культуры и духовности детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.

Задачи методической разработки:

образовательные: 

·        формировать элементарные экологические представления у детей

·        формировать у детей бережного отношения к природным ресурсам

·        формировать представление о безопасном поведении в природе, простейших взаимосвязях в живой и неживой  природе

·        привитие детям навыки практической природоохранной работы

·        формировать умение узнавать и называть части тела животных,

·        закреплять знания названий животные и их детеныши

·        формировать готовность детей к совместной деятельности

·        формировать навыки аккуратной работы

·        закреплять знание основных цветов

- развивающие:  

·        развивать осознание ребёнком себя как части природы,    

·        расширять представление о диких животных

·        расширять и активизировать словарный запас детей, внимание, память

·        развивать познавательные интересы детей, любознательность, восприятие, внимание, наблюдательность

·        развивать образное представление

·        развитие познавательной, творческой активности детей;  

·        развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и отвечать на них. 

·        развивать двигательную активность детей.  

·        развивать самостоятельность при выполнении физических упражнений, в

·        подвижных играх, соблюдать элементарные  правила

- воспитательные:  

·        воспитывать у детей ценностного отношения к природе

·        воспитывать доброжелательность, внимательное эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость 

·        воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому,  гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы 

·        воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности

·        вызвать у детей радость от выполненной работы

Условия применения: 

Для успешной реализации данной методической разработки необходимо:  

- выбрать место проведения игры (какие помещения детского сада будут задействованы);

- сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), рассчитать количество организаторов и помощников;

- разработать легенду игры, её формат и правила;

- тщательно продумать и подготовить задания, реквизит для  игры;

- подобрать способы обобщения результатов игры, рефлексию.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Специфика методической разработки.

Формат игры: 

Методическая разработка представляет собой образовательный квест по формированию у детей экологического мировоззрения, экологической культуры и духовности и предназначена для детей 3-4 лет.

Место проведения игры: Музыкальный центр детского сада.

Участники проекта: Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о животных наших лесов, о безопасном поведении в природе, о бережном отношении к природным ресурсам, о  простейших взаимосвязях в живой и неживой  природе, о пагубном влиянии на живой мир небрежного отношения человека.

- Рассматривание иллюстраций диких животных, фотографий загрязненных лесных мест.

- Рисование детьми животных.

- Разучивание музыкальной игры «Лиса и зайцы».

- Видеосъемка письма от Белочки.

- Подготовка презентации к цвест-игре.

Материал для игры: Презентация для игры, обручи, дорожка, косички, пазлы «Лиса», черный силуэт зайца, вата, тарелки, клей пва, кисти, домик Бабы Яги, картонные ключи разных цветов (синий, красный, желтый и зеленый), картонный замок синего цвета,  картинки  диких животных и их детенышей, цветок из цветной бумаги с подсказками.

Легенда образовательного квеста.

Дети приходят в музыкальный зал с воспитателем, находят диск  видеописьма от Белочки с просьбой спасти диких животных от чар Бабы Яги, выполнив задания, дети смогут расколдовать животных и помочь им снова стать счастливыми.

 

ХОД ИГРЫ

1. Организационный этап (погружение в проблему)

Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, смотрите, конверт!  интересно, что там внутри. Давайте откроем и посмотрим! (воспитатель открывает конверт, достает диск)

Воспитатель: это диск, видимо кто-то прислал нам видео письмо, давайте посмотрим.

(Воспитатель вставляет диск в компьютер и открывает письмо. На экране появляется белочка.

Видеописьмо от Белочки:

Здравствуйте, дорогие ребята, у нас в лесу случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала зверей, все они потеряли свой цвет, стали черными, никто их не узнаёт. Одна я спряталась, и Баба Яга не увидела меня. Малыши не могут найти маму,  а мамы не знают, где их малыши.  Баба Яга смеялась,  говорила что только самые умные, смелые и ловкие ребята смогут выполнить задания,  которые помогут расколдовать лес от злых чар.  Я слышала, что именно вы обладаете всеми этими качествами. Помогите,  пожалуйста! Баба Яга оставила задания, выполнив каждое из них вы сможете расколдовать по одному животному и найти ключи от замка на избушке Бабы Яги, где спрятаны детеныши животных. Если вы выполните все задания, то поможете всем животным снова стать счастливым! Добрый Лесовичок готов вам  помочь, он ждет вас в своём лесу, поспешите, пожалуйста! Желаю вам удачи!

Воспитатель: Ребята, я думаю, нам с вами нужно помочь бедным животным, отправимся в лес?

Дети: да!

Воспитатель. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Дети: в лесу нужно вести себя тихо, не кричать, не бегать. Нельзя ломать и рвать растения, нельзя трогать зверей и насекомых, нельзя мусорить.

Воспитатель: Правильно, ребята, теперь, когда мы вспомнили правила поведения в лесу, нам нужно подготовиться к нашему нелегкому путешествию. Нужно, чтобы мы с вами набрались сил, бодрости. Что нам помогает быть крепкими, здоровыми, бодрыми, здоровыми? Подумайте, что мы с вами делаем каждое утро?

Дети: зарядку!

Воспитатель: Правильно! Давайте мы с вами представим, что мы мишки и сделаем зарядку!

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили (встать в позу медведя)

Головой своей крутили

Вот так, вот так (повороты головой)

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали (наклоны вперёд)

Вот так, вот так

В перевалочку ходили

И из речки воду пили (наклониться к полу)

Вот так, вот так

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали

Вот так вот так (показать)

Воспитатель:  Ну вот мы и готовы. Закрывайте, ребята, глазки, скажем с вами волшебные слова и очутимся в заколдованном лесу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы всех спасать!

(Дети открывают глаза)

2. Основной этап.

Воспитатель: Ребята, мы оказались с вами в том самом лесу, где Баба Яга заколдовала зверей.

(Звучит музыка, появляется Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я вас очень ждал! Молодцы, что так быстро откликнулись на нашу просьбу о помощи. Посмотрите, что сделала с нашими животными Баба Яга!

Слайд 3. На экране силуэты животных и их детенышей.

Воспитатель:  Да, ребята, нам придется не легко, но я думаю, мы справимся с этой нелегкой задачей.

Лесовичок: Я вам в этом помогу. У меня есть волшебный цветок, на лепестках которого есть подсказки, где искать ключи.

Первое задание «Кто где живёт».

Лесовичок: Баба Яга расселила всех животных в разные домики. Посмотрите, ребята, правильно ли животные расположены? в своих ли домиках?

Дети: нет.

Воспитатель: Давайте поможем им попасть в свой домик.

(дети вместе с воспитателем расселяют животных в свои домики)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Мы справились с этим заданием! Все животные и птички теперь живут в своих домиках. Слайд 5

Воспитатель Ребята посмотрите медведь обрел свой цвет, его шерсть стала какой?

Дети: коричневой!

Лесовичок: Ребята, а вот наш первый ключ! Каким он цветом?

Дети: синий!

Лесовичок: Правильно!

Лесовичок: Для того, чтобы добраться ко  второму заданию, нам необходимо пройти по навесному мостику, будьте аккуратны, ребята, не оступитесь! Этот мостик очень старый, шагайте, мимо не наступайте.

(дети идут за Лесовичком по мостику)

Второе задание. Загадка с пазлами.

Лесовичок:  Мы с вами добрались до второго задания. Послушайте загадку внимательно:

Рыжий мех, пушистый хвост

В сказке Волк зовет сестрицей

Кто ответит на вопрос?

Что за зверь она?

Дети: лисица!

Лесовичок: Ребята, вот части картинки, если мы соберем картинку, мы узнаем, действительно ли это Лиса. Давайте попробуем собрать и посмотрим, кто на картинке .

Дети собирают картинку и видят, что это лиса.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, у нас точно получилось лиса! Посмотрите на экран, лиса тоже стала рыжей!

Лесовичок: А вот и второй наш ключик! Каким он цветом?

Дети: жёлтый!

Лесовичок: Конечно желтый, молодцы, ребята!

Лесовичок: Чтобы приступить к следующему заданию, нам нужно поигарть. Знаете ли вы игру «Лиса и зайцы?»

Дети: да!

Лесовичок, а помните ли правила игры?

(Дети рассказывают правила игры)

Лесовичок: Хорошо вы помните правила, тогда давайте поиграем.

Игра «Лиса и зайцы».

Воспитатель: Ну вот мы с вами немного отдохнули и теперь готовы продолжать выполнять задания.

Третье задание «Чей хвост».

Лесовичок:  Баба Яга перепутала хвосты животных,  нам нужно с вами найти ошибки и исправить и их.

Дети видят на экране животных с чужими хвостами. Исправляют ошибки вместе с воспитателем.

Лесовичок: Молодцы ребята, быстро вы справились, у всех животных теперь свой хвостик! Посмотрите, у нас теперь есть третий ключик, каким он цветом?

Дети: красный!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Волк стал серым!

Лесовичок: Отправляемся дальше,  нам нужно пройти по  кочкам через болото. Шагайте аккуратно, чтобы не упасть в болото.

Дети шагают из обруча в обруч.

Четвертое задание «Заячья шубка»

Лесовичок: ребята,  следующее задание непростое, Зайчик потерял свою шубку, и стал черным, некрасивым, кто знает, каким цветом зайчик зимой?

Дети: белый!

Лесовичок: Правильно, давайте поможем зайчику, сделаем ему шубку из белой ваты. Но, прежде чем приступить к заданию, нам нужно подготовить пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Зайчики по лесу шли

Зайца нового нашли

Ни один не поленился

Зайцу в поезд поклонился

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй!

Здравствуй, милый друг ушастый!

Заяц новый им кивал

В обе щёчки целовал

Чмок, чмок, чмок, да

Чмок, чмок, чмок

Был я очень одинок

Чмок, чмок, чмок, да

Чмок, чмок, чмок,

С вами я дружить бы смог.

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых 5

Дети  выполняют аппликацию ватой на силуэт зайца

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на экран. Зайчик тоже стал белым.

Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо у вас получилось справиться с этим заданием, спасли зайчика! А вот еще один ключик, каким цветом ключик?

Дети: зелёный!

Лесовичок: Правильно. Теперь мы собрали все ключики, что спрятала Баба Яга.

Теперь нам нужно пройти по опасной лесенке. Чтобы прийти к избушке Бабы Яги, на котором висит замок. Будьте аккуратны!

(дети идут по косичкам)

Лесовичок:  Посмотрите, ребята, у нас 4 ключика: синий, желтый, красный и зеленый. А на избушке Бабы Яги висит замок. Какого цвета замок на избушке?

Дети: синий замок!

Лесовичок: Каким ключиком мы сможем открыть этот замок?

Дети: Синим ключиком!

Лесовичок: Давайте попробуем.

(открывает замок синим ключиком)

Лесовичок: Ребята, а вот и детеныши заколдованных животных! Помогите найти им свою маму.

Дети называют детенышей диких животных и их маму и раскладывают картинки.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на экран. Все малыши обрели свой окрас  и нашли свою маму!

Лесовичок: Молодцы, ребята! Спасибо вам большое! Вы помогли обитателям нашего леса освободиться от час злой Бабы Яги. Теперь в лесу вновь все животные  счастливы! За то, что вы нам помогли, я приготовил вам сладкий сувенир. Я его берег для особого случая, и вот этот случай наконец-то наступил.

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, ребятки наши очень любят сладости.

Дети: спасибо

Воспитатель:  А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Лесовичок!

Лесовичок: До свидания!

Воспитатель: Закрываем, ребятки, глазки! Скажем вместе:

Раз, два, три, четыре, пять

Возвращаемся в детсад опять!

(Дети открывают глаза и оказываются в детском саду)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, сделали очень хорошее доброе дело. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: да!

Воспитатель: Кому мы сегодня с вами помогли?

Дети отвечают.

Воспитатель: Через какие испытания мы с вами проходили? Какие задания выполняли?

Дети отвечают.

Воспитатель:  А теперь нам пора возвращаться в свою группу и угощаться подарками Лесовичка.

 

Заключение.

Основные выводы.

Методическая разработка по по формированию экологического мировоззрения, экологической культуры и духовности была спланирована и проведена в форме квест-игры, основной из задач которой было воспитание  у детей ценностного отношения к природе.

Данная форма организации работы с детьми позволяет полностью погрузиться в предлагаемую ситуацию (спасение животных от Бабы-Яги) и активно включиться в деятельность (пройти все испытания).

В ходе квеста каждый ребенок  смог проявить свои знания, способности, что стимулирует общение и позволяет сплотить всех участников. Присутствие элемента эффекта неожиданности способствовало проявлению аналитических способностей, творчества, фантазии, смекалки, наблюдательности и находчивости.

Проведение квеста позволило в активной игровой форме сформировать элементарные экологические представления у детей. 

Самоанализ.

Игра-квест на тему «На помощь животным» проводилась для детей группы дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Целью работы является повышение экологической культуры и духовности детей,  расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.

Мною были поставлены следующие задачи:

- формирование элементарных экологических представлений у детей формирование бережного отношения к природным ресурсам

- формирование представлений о безопасном поведении в природе, представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе привитие детям навыков практической природоохранной работы;

- развитие осознания ребенком себя, как части природы;

- расширение представлений о диких животных;

- развитие познавательных интересов детей, любознательности, восприятия,  внимания  и наблюдательности

- воспитание у детей ценностного отношения к природе, доброжелательности, внимательного эмоционально положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.

В процессе подготовки квеста с детьми проводилась предварительная работа: беседы о безопасном поведении в природе, о бережном отношении к природным ресурсам, о животных наших лесов, о пагубном влиянии на живой мир небрежного отношения человека, рассматривание иллюстраций диких животных, фотографий загрязнённых лесных мест, разучивание музыкальной игры «Лиса и заяц».

Мероприятие для детей проводилось в нетрадиционной форме -  квест с музыкальным техническим сопровождением.

Игра с самого начала завлекла детей необычным видео-сообщением от Белочки. Этап погружения в проблему активизировал внимание детей на предстоящие испытания с целью спасения животных

Физкультминутка позволила настроиться на успех и повысить собственную мотивацию.

Основной этап состоял из выполнения детьми заданий Бабы-Яги, за которые они получали ключики от замка на её избушке, где были спрятаны детеныши животных.

Выполнять задание Бабы-Яги помогал Лесовичок.  Дети вместе с Лесовичком помогали найти медведю берлогу, разгадывали загадку и собирали пазл с лисой, определяли, чей хвост, помогали зайчику обрести белую пушистую шубку и играли в игру «Лиса и зайцы».

Собрав все ключики, дети добрались до избушки Бабы-Яги и освободили детенышей животных.

Анализируя проведённый образовательный квест можно сказать что поставленные задачи были успешно выполнены. Для достижения результатов использовались метод наглядности,  метод практической деятельности, словесный метод и метод контроля. Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей

Анализируя деятельность детей хочется отметить что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию,  использовали грамотно имеющиеся знания и умения в познании в трудовой  и физической деятельности,  они были заинтересованы, внимательны и  организованы. Дети работали в своём темпе, задания выполняли в силу своих индивидуальных  возможностей.

В целом, могу отметить, что данная форма работы с детьми мне очень понравилась, и я буду использовать ее в своей практике.

 

Список литературы:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 

2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с. 

3. Никифорова Н. Н., Макаренко Т. А. Применение квест-проектов в воспитательной работе в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 19. – С. 146–150.

4. Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400.

 

.  .  .