Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ с использованием нетрадиционных приемов

Дата публикации: 2019-03-21 10:51:44
Статью разместил(а):
Чигирёнкова Лариса Юрьевна

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ с использованием  нетрадиционных приёмов

Автор: Чигирёнкова Лариса Юрьевна

 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеёк»

г. Мичуринск, Тамбовская область

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ  с использованием нетрадиционных приёмов».

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека — от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать психические процессы.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.   Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Цель мастер-класса: показать важность работы по развитию    мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

·        Познакомить участников мастер-класса с технологией применения  нетрадиционных упражнений в работе с дошкольниками; 

·        Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов; 

·        Мастер-класс по созданию сенсорного пособия для развития мелкой моторики своими руками. 

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

-  прищепки

- крышки от пластиковых бутылок

- счетные палочки

- решетки для раковины

- дидакическая игра «Пальчиковые шаги»

- шнурок – затейник Воскобовича

- разнообразные шнуровки

- дидактическая игра «Заплатки»

- массажный мячик Су-джок

- аппликатор Кузнецова

- тренажер «Солнышко»

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для пальчикового тренинга, который делает его разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным,  воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Сегодня я бы хотела продемонстрировать вам возможность применения нетрадиционных технологий в работе с детьми ОВЗ.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок мячика оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, шишками, каштанами. Также в работе используем и фасоль, с помощью которой выкладываем буквы и цифры.

Игры с  разноцветными прищепками -  это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки.  

В коррекционной педагогике есть еще один способ использования разноцветных бельевых прищепок. Доказано, что рецепторы на кончиках пальцев стимулируют не только механические и тепловые раздражители, но и воздействие давления, легкое сжатие. 

Игры с резинками для волос и платочками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.

Игры со счетными палочками и геометрическими фигурами заключаются в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

Игра с решеткой для раковины.

 Дети кладут решетку  на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. Также решетки можно использовать для продевания ленточек в ячейки решетки.

«Пальчиковые шаги» - это разнообразные дорожки, по которым ребенок «шагает» пальчиками. Младшие дети выкладывают дорожки из камушков. «Шагая» пальчиками у ребенка  подключаются к работе обе кисти рук. Это способствует расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Развивающая игра Воскобовича: «Шнур-затейник»  Шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки», может нырять и выныривать. 

С помощью шнура легко «вышивать» буквы и цифры, а с помощью резинок – строить геометрические фигуры, закреплять умение ориентироваться в пространстве, математическое развитие.

Дидактическая игра «Заплатки».  Дети  кружочками или пластилином определенного цвета ставят заплатки.

Тренажер «Солнышко»: заплети косички, подбери по цвету резинку и заколку.

Дидактическое пособие «Развивающие планшеты» выполнено и сшито своими руками, с помощью которого дети закрепляют и развивают мелкую моторику, застегивают пуговицы, собирают квадрат из геометрических фигур, прикрепляют прищепки, закрепляют понятие «время», порядковый счет, ориентировка в пространстве,  зрительно-моторная координация, развивается концентрация внимания, усидчивость, аккуратность, творческое воображение.  Доступность материала позволяет разнообразить работу педагога. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома. 

Это лишь некоторые примеры использования  нетрадиционных способов для развития мелкой моторики.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.

Результативность этой работы: повысился уровень развития графических умений детей, пространственного мышления, укрепились мышцы руки и повысился уровень развития умений и навыков по изобразительной деятельности.  

Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии. 

·        Кинезиологическая физминутка «Колечко»  

(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу)

·        Упражнение «Кошечка»

Кулачок — ладошка.

Я иду, как кошка.

(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз) 

·        Упражнение «Фонарик» 

Фонарик погас!

Фонарик зажёгся!

(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены)

·        Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» 

 («Флажок» — ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» — пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» — обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз)

·        Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» 

(Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.) 

Это трудное движенье

Повторим мы без сомненья,

Вот кулак, ребро, ладошка.

Повторим еще немножко.

·        Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» 

(Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

Левый кулачок сжимаем,

Правую руку к нему приставляем,

В сторону палец большой отклоняем.

И положение рук поменяем.

 

Изготовление сенсорного пособия «Птица».

Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво,

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить

1.     Для изготовления птицы понадобится: ткань, квадратной формы, резинки, макароны, шарики.

2.     Квадрат сложите  по диагонали. 

3.     Слева и справа сложите уголки к середине.

4.     Сложите  пополам.

5.     Полученную фигуру сложите  еще раз пополам, ниткой завяжите  кончик - это клюв. 

6.     Вовнутрь вложите  шарик, завяжите  нитью – это голова.

7.      Вставьте  наполнитель для туловища.

8.     Расправьте крылья в стороны, завяжите  нитью крыло.

9.     Перевязываем туловище – это  хвост  

10.   Перевяжите два крыла.

В старину птица являлась символом удачи, счастья, любви.

 

И свое выступление мне бы хотелось закончить стихотворением:

Сто дорог, сто разных судеб,

А мечта у всех одна,

Ищут птицу счастья люди,

Что руками создана.

Только где же птица счастья?!

Кто увидит? Кто найдет?

Ходят, бродят где-то люди,

Истоптавши сто дорог.

Полюбите! Птица счастья,

К Вам в окошко постучит.

Потому что, к тем, кто любит,

Та мечта сама летит…

И ее искать не надо,

Исходивши сто дорог,

Вы с любовью подружитесь,

Ну, а птица Вас найдет!

Пусть эти птицы, созданные Вашими руками, принесут счастье, любовь и удачу! А для детей пусть это будет любимая игрушка.

Благодарю участников мастер-класса за работу.

Всем успехов и новых идей!

 

.  .  .