Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Инновационный подход к элементарному музицированию

Дата публикации: 2019-03-19 11:33:54
Статью разместил(а):
Токаева Светлана Евгеньевна

Инновационный подход к элементарному музицированию

Автор: Токаева Светлана Евгеньевна

 

Инновационный подход к элементарному музицированию основан на принципе соединения нескольких видов деятельности и интеграции разных видов искусств в процессе музыкально-творческого развития дошкольников.

Научно доказано, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.

Основными видами деятельности на уроках творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

Опираясь на свой небольшой опыт работы в дошкольной образовательной организации, предлагаю чуть подробнее рассмотреть интеграцию видов детской художественно-творческой деятельности, используемых в моей практике.

Интеграция – это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие дошкольников.

Итак.

Игры-приветствия.

Цели: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способствовать адаптации ребенка в коллективе через общение, развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса; научить детей использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

В процессе игры-приветствия снимается психологический зажим, комплекс, ребенок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, верить в себя, любит себя, происходит самосознание личности.

Игры речевые.

Цели: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, артикуляцию, дикцию, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста.

В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Речевые пальчиковые игры приносят детям радость, они играют словами, звуками, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.

Игра с палочками.

Цели: учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук, менять движения по показу педагога, ритмично передавать метр и ритм, развивать у детей ритмический слух, память.

Игры с палочками являются подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах. Ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метр и ритм музыки. Ребенок производит сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, слушает свою речь, организует свои действия в соответствии с действиями партнера по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Идея этих упражнений заключается в том, чтобы в дальнейшем музыкальной деятельности дети не испытывали дискомфорта при исполнении каких-либо произведений. Часто приходится наблюдать, как дети неритмично играют, ускоряя темп произведения. Игра на ксилофоне, металлофоне или на маракасе должна быть такой же естественной, как дыхание, шаги, хлопки, прыжки.

Игры со звучащими жестами.

Цели: дать детям понятие о человеческом теле, находить и узнавать инструменты своего тела, сопровождать тексты звучащими жестами, создавать ритмические модели из звучащих жестов.

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в любых условиях, даже вне помещения, когда нет рядом инструментов и музыкальной техники. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Основные тембры звучащих жестов: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Инструментальное музицирование.

Цели: познакомить детей с музыкальными инструментами, развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, чувство ансамбля, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет.

Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.

Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть, как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и понятной детям.

Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость детей, желание попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

Танцевальные миниатюры дают возможность детям побывать в состоянии покоя, они благотворно влияют на психику ребенка. Ребенок учится танцевать музыку и стихи. В танце дети учатся общению друг с другом. Здесь нет фиксированных движений, танец построен на творчестве, изобретательности. Ребенок не испытывает страха от мысли, что делает что-то неправильно: идет не в ту сторону, танцует не с той ноги. Все варианты принимаются и не критикуются.

Планируемые результаты музыкально-творческого воспитания детей в процессе музицирования:

• Двигательная активность (раскрепощенность);

• Речевая активность;

• Проявление элементарной ритмичности;

• Самостоятельная ориентация в пространстве;

• Умение слышать и различать звуки, звучащие жесты, интонация голоса;

• Умение слышать и различать тембры музыкальных инструментов;

• Эмоциональный отклик на музыку;

• Умение выразительно петь, приближаясь к точной интонации;

• Умение передавать музыкально-игровые образы;

• Умение находить пару, двигаться с предметами.

Таким образом, элементарное музицирование – форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.

.  .  .