Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Музыкальное воспитание детей раннего дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-01-20 23:40:01
Статью разместил(а):
Чистякова Татьяна Сергеевна

Музыкальное воспитание детей раннего дошкольного возраста

Автор: Чистякова Татьяна Сергеевна    

МАДОУ «Детский сад № 109», Вологодская область, г. Череповец

 

Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.  

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Известно, какое значение великий русский учёный В.М.Бехтерев придавал музыке. Он считал, что с её помощью  «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения»

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей  зависит устойчивость внимания на занятиях. Ранний возраст является наиболее благоприятным сенситивным  для  становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Упущение этого возраста невосполнимо.

В раннем возрасте ребёнок начинает посещать детский сад, и наиболее важной задачей  является  его успешная адаптация к дошкольному учреждению. В соответствии с ней занятия в первой  младшей группе направлены  на развитие коммуникативных качеств: выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки.  В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинается работа по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами  действия с предметами, речью. Подражание в этом возрасте – форма развития. В процессе действия, делания чего-то приходит понятие. Подражая словам и жестам педагога, ребёнок развивается.  От того, насколько правильно  организовано музыкальное воспитание детей 2-3 лет, насколько малышам  комфортно в период адаптации к детскому саду, зависит дальнейшее развитие их музыкальных и творческих способностей, их эмоциональное состояние.

Музыкальное занятие в первую очередь – общеразвивающее. Доказано, что во время музыкальных занятий активны все отделы коры головного мозга (мышление развивается более полно, многосторонне; развиваются память, внимание; улучшается фонематический слух). Формируется здоровая психика, способность к переживанию.

Ученые говорят, что чем больше человек находится в процессе музицирования, тем правильнее он развивается (правильно дышит, прыгает, бегает, радуется, формирует свой духовный мир). Во время занятий музыкой мы говорим не о музыкальном образовании, а о творческом образовании посредством музыки.

Главные принципы подхода к музыкальному воспитанию детей раннего возраста:

·        Занятия должны доставлять детям радость. Только при этом условии можно «зажечь» ребёнка на всю жизнь любовью и интересом к музыке

·        Дети не должны быть заорганизованы. Важно, чтобы они чувствовали себя свободно, раскованно

·        Ребёнок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать  установку на творчество с первых шагов музыкального развития

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста

Дошкольное детство – самое благоприятное время  для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитатель отвечает за  музыкальное воспитание в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Музыкальное занятие - это основная  форма НОД по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Музыкальное занятие в первой младшей группе  длится  10-15минут

Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

Как бы ни была высока  квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно решена, если занятие  проводится без участия воспитателя. Помимо занятий музыка должна сопровождать детей и в группе, а за это отвечает воспитатель.

Хорошо организованная работа музыкального руководителя и воспитателя позволяет включать в ход занятия все виды музыкальной деятельности, что в свою очередь способствует разностороннему развитию малышей (умственному, эстетическому, физическому).

Умственное. Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности

Физическое. В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое: Чтобы  слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать. Происходит процесс познания  прекрасного.

Педагогу-воспитателю необходимо знать:

1.  Программные требования и музыкальный материал своей группы

2. Быть активным помощником музыкального  руководителя на музыкальных занятиях. Оказывать помощь детям в освоении  программного музыкального репертуара; показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

4. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе (организовать звуковую среду)

5. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический и динамический слух, чувство ритма…) в процессе проведения дидактических игр.

6. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

7. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические  движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

8. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

9. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

10. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений.

11. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

В первой части занятия он участвует в показе всех видов упражнений, что позволяет детям одновременно развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений.

Слушание музыки

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность

2. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.

Пение

1. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

2. Поёт с детьми  при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей. Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

Музыкально-ритмические движения и игры

Движение под музыку – средство творческого, музыкального, физического  развития  и воспитания детей. Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста – инструмент эмоционального взаимодействия, общения детей и взрослых. Эту особенность игрового материала  для малышей заметили ещё наши предки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие примеры народной педагогики, как «Ладушки», «Сорока-белобока»…

Основными задачами музыкально-ритмического воспитания детей раннего возраста является:

·        Воспитание интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку

·        Развитие музыкального слуха (различие динамики, высоты и тембра музыкального звука; слухового внимания – слышать начало и конец музыки)

·        Развитие двигательной сферы (навыки ходьбы, бега, прыжков), освоение  элементов плясовых движений (притопы, фонарики, топающий шаг и др.), формирование  умений передавать образы знакомых животных и персонажей (Птички, Мишки, Зайки и пр.)

·        Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: двигаться «стайкой» за воспитателем, по кругу, по одному, парами.

·        Расширение словарного запаса – выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

Основной метод - «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Дети подражают взрослому (не способны действовать по словесной инструкции). Поэтому педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции.

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений.

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов.

 4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

При разучивании с детьми несюжетных игр воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

В сюжетных играх воспитатель берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми,  у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно.

Игра на ДМИ.

Воспитатель играет на музыкальных инструментах вместе с детьми, являясь образцом – как нужно играть (как держать инструмент, способы звукоизвлечения …)

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом.

2. Воспитатель перебивает исполнение.

3. Даёт словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

 Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляя сам интереса к нему -  не сумеет вызвать интереса у детей.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь- там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать сценарий, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы.  Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, готовят атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.  После праздника воспитатель должен стремиться закрепить полученные детьми  впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

Качество  работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, и вызывать желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям.

Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя, совместный творческий подход к данному вопросу смогут принести свои плоды.

Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает благотворное влияние на психическое развитие малыша в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу ребёнка различными переживаниями. Когда малыш находится  под воздействием музыки и пения, он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже не став музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком. 

.  .  .