Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию «ГРАМОТЕЙКА»

Дата публикации: 2018-12-12 15:20:13
Статью разместил(а):
Цыганова Асия Габдулловна

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию

«ГРАМОТЕЙКА»

(Подготовка к обучению грамоте для детей 5-6 лет)

Автор: Галяутдинова Роза Раисовна

г. Набережные Челны

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
   
   
 

Программа ДПОУ проведения занятий по обучению детей 4-5 лет чтению «Грамотейка» 

   

Основания для программы

·  Федеральный закон «Об образовании в Российской 

разработки 

Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г; 

Программы 

·  Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 

 

«Об утверждении правил оказания платных образ. услуг» 

 

·  Постановление Главного государственного санитарного 

врача РФ «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 

«Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, 

содержанию и организации режима работы в дошкольных 

организациях » от 15 мая 2013 г. N 26.; 

 

·  Методика Е. В. Колесниковой . «От слова к звуку», «От А до  Я» Учебное пособие . – М. Ювента., 2013. 

 

· Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, представляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад№86 «Электроник».

 

МБДОУ города Набережные Челны «Центр развития ребенка - детский сад №86   «Электроник»,

Заказчикипрограммы 

родители (законные представители) 

Составитель программы 

Галяутдинова  Р.Р., воспитатель высшей кв. категории

   Цель программы:

осуществление комплексного подхода к речевому развитиюдетей и подготовки их к усвоению элементов грамоты.

Задачи программы:

Образовательные:

-Познакомить с буквами русского языка, как знаками звуков;

- Выработать умение различать звуки: гласные, согласные, твердые и мягкие согласные;

- Знакомить с тем, как определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце)

-Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные синий квадрат, мягкие согласные зеленый квадрат

- Обучение чтению слогов.

- Формирование первоначальных навыков письма;

- формирование и развитие звуко - буквенного анализа;

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание;

- развитие графических навыков;

-  развивать умение правильно пользоваться терминами « звук»,   «буква», « слог»; 

Воспитательные:

- воспитание  коммуникативных  качеств, умение дружелюбно общаться в коллективе сверстников.

- воспитание дружелюбия.

 

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Программа «Грамотейка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа соответствует ФГОС ДО.

В Программе используется: системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.  По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.

Актуальность.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации   «Программа обучения и воспитания» в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю , поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях дополнительно. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно  большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Изучая по различным источникам достижения современной педагогики и психологии, я пришла к выводу о необходимости развивающей функции программы процесса обучения. В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е.В. «От слова к звуку» по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что:

·        обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,

·        каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий,

·        используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).

Занятия проходили в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждало у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваивались, а позднее охотно и активно использовались в самостоятельной деятельности. Дети играли в дидактические игры с буквами, со словами; читали книжки, отгадывали  схемы, решали ребусы.

Большое место в работе с детьми занимали стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.

На занятиях по обучению грамоте детям давались разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления

В Программе используется  системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.                                                      

В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевали навыками самоконтроля и самооценки, готовили руку к письму, в конце каждого занятия получали маленькие призы-поощрения.      Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.

Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – подгрупповой.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:

1. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребѐнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

2. Все занятия проводятся в игровой форме. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, развития связной речи, формирования словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевым нарушением, как основы успешной социализации в дальнейшем при обучении в массовой школе.

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

В работе используются методы:

- практические (упражнения и дидактические игры);

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков обучения грамоте и первоначальных навыков письма, происходило всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

 

1.4. Цели и задачи Программы.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты..

Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова. 

На этом этапе закладываются основы овладения детьми элементами  грамоты (чтением слогов  и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи этапа.

1. Сформировать у детей действия , пропевания  гласного звука в слове.

2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.

3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.

4. Введение терминов "звук" и "буква".

5. Научить называть слова с заданным звуком.

6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап - формирование элементарных навыков элементов чтения и первоначальных навыков письма.

 Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.

1.     Знакомство с некоторыми  звуками и буквами русского языка.

2.     Развитие звукобуквенного анализа слова.

3.     Обучение чтению слогов .

4.     Формирование первоначальных навыков письма.

 

1.5. Принципы и подходы программы

За основу формирования Программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать  добуквенный,  чистозвуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)                               

Принципы реализации Программы:

Наглядность в обучении – осуществляется  на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей , построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность– направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

 

1.6. Планируемые результаты.  

К концу  учебного года ребенок:                                                                                              

Ребёнок  знает и умеет:

-  буквы русского алфавита;

-  понимает и использует в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

-  правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

-  определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

-  различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-  делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

-  пользоваться графическим обозначением звуков;

-  произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

-  записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами

-  составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта

-  пересказывать простые сказки;

-  отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;

-  заучивать стихотворения;

- понимать и выполнять учебную задачу;

- формирование волевых  и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре (1, 2 неделя), итоговый – в мае (3,4 неделя).

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания. Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога. Низкий уровень – задание не выполняет

Мониторинг усвоения программного материала

Раздел 

№ задания 

Результаты

 

 

Низкий уровень 

Средний уровень 

Высокий уровень 

 

 

1 год обучения 

 

 

Уметь называть буквы русского алфавита.

 

 

 

 

Умеет различать звуки: гласные, согласные, твердые и мягкие согласные;                                                                                                              

 

 

 

 

Умеет определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце)                                                                               

 

 

 

 

Пользуется с графическим  обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные- синий квадрат, мягкие согласные -зеленый квадрат                                                                               

 

 

 

 

Составляет слоги и слова из букв разрезной  и читает их  

 

 

 

 

Пишет буквы русского алфавита в клетке 

 

 

 

 

 

 II. Содержательный раздел

ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Сроки реализации рабочей программы - 1 год. Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами. Занятия по обучению  элементам грамоты по методике Е.В.Колесниковой  проводятся во второй половине дня с обязательной физкультминуткой. Содержание работы дифференцировано в соответствии с различиями по возрасту и в степени готовности к обучению детей.

Время проведения : понедельник/вторник  15.30-15.50 

Программа рассчитана на 1 занятия в неделю.

Форма организации групповая, подгрупповая.

Продолжительность одного занятия  25 минут. 

 

№ 

Занятия 

Объем недельной нагрузки 

Объем нагрузки в год 

Проведение занятий  по 

1 занятие 

36 занятия 

 

подготовке к обучению грамоте  «Грамотейка» 

 

 

        

2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка ,представленных в пяти образовательных областях В процессе работы обеспечивается: интеграция всех образовательных областей в соответствии  ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;   формирование социально-коммуникативных речевых умений.

Познавательное развитие: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы.

Художественно – эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;  формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 

2.3. Содержание разделов программы. Перспективное планирование 

Раздел 1. Знакомство с некоторыми звуками и буквами русского языка.

Задачи.

1.     Дать представление о звуках и буквах русского языка.

2.     Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий  и зеленый цвет - согласный звук, красный цвет - гласный звук.

3.     Показать детям связь звука с буквой.

4.     Формирование навыка чтения  слогов и слов.

Упражнения на подробное знакомство с буквой: 

Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам , дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок “пропускает” буквы и слоги через пальцы.

При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников.

Задачи. 

1.     Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

2.     Учить детей определять позицию звука в слове.

3.     Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки

4.     Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе: 

"Узнай звук и напиши букву в окошко";
"Найди домик буквам";
"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
"Напиши первую  букву слова";
"Где спрятался гласный звук?";
"Какой звук спрятался в конце слова?";
"Хлопни столько раз, сколько слогов"; 
"Назови звуки слова";
"Длинные и короткие слова";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
"Сложи из букв свое имя" и др.

Выполняя данные упражнения,  дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.

Раздел 3. Обучение чтению.

Задачи.

1.     Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами,.

2.     Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).

3.     Научить детей составлять слова и  короткие предложения из слогов и отдельных букв,.

4.     Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших слов

Обучение детей чтению начинается после повторения со следующих букв: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двух трех и четырех сложных слов (усы, ирина ,маляр , рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи:

1.     Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.

2.     Развитие мелкой моторики рук.

3.     Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

Приведем некоторые виды работ:

1.     Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.

2.     Раскрашивание букв в соответствии с образцом.

3.     Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком  букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.

 

2.4.   Взаимодействие педагога с детьми.

Коррекция звуков в дошкольном возрасте чаще всего происходит в деятельностно -игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный двигатель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. Поэтому именно игровой метод является основным в детском саду. Поэтапное формирование навыков и умений обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения, отслеживание достижений детей и определение их уровня сформированности звукопроизношения.

Виды и формы взаимодействия педагога с детьми.

1. Имитация.

2. Создание образов: визуальных, музыкальных, (картинок. образов, музыки).

3. Использование дидактических игр.

4. Работа над произношением:

а) скороговорки;

б) рифмовки.

5. Работа с игрушкой.

6. Работа с картинкой                                                                                                                                         

 7. Работа с текстами                                                                                                                                          

В процессе обучения детей элементам грамоты на втором  этапе согласно программе используются  компьютерные технологии  и следующие основные  методы: коммуникативный, наглядный, проектный.      Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Коммуникативный  метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике правильного звукопроизношения как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение звукопроизношением.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала практической деятельности учащихся.

Проектный метод позволяет реализовать интегративные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:

- способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, дисциплины;

- развивать его речевые способности;

- развивать мотивацию, волю и активность детей;

- приучать дошкольников к самостоятельной работе;

 

2.5.  Взаимодействие педагога по обучению элементам грамоты с семьями дошкольников

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на дополнительных занятиях, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Проводятся мастер – классы с родителями воспитанников. Еженедельно организуются встречи с родителями, на которых проводится индивидуальная беседа с целью реализации единого подхода к ребенку, максимального развития его возможностей. Родители получают информацию об успехах и неудачах, могут посетить занятия, открытые мероприятия.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №   26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

.  .  .