Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

ООД по развитию речи для детей с ТНР в подготовительной группе

Дата публикации: 2018-10-01 23:24:38
Статью разместил(а):
Васильченко Наталья Викторовна

ООД по развитию речи для детей с ТНР в подготовительной группе с использованием интерактивного оборудования

«Деревья. Лес»

Автор: Васильченко Наталья Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 41 комбинированного вида»

Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Войсковицы

 

Цель:

Закреплять знания детей о деревьях, об их красоте и пользе для человека;

Формировать представление о разных типах лесов.

Задачи:

Образовательные:

 - Уточнение и расширение представлений детей о лесе: лиственном, хвойном, смешанном.

 - Развитие представлений о разнообразии и внешних отличиях деревьев и кустарников; закрепление знаний различных частей: корни, ствол, крона, ветки, листья.

 - Формирование представлений о состоянии растений осенью, закрепление с детьми умения распознавать лист и плод определенного дерева, кустарника.

 - Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.

- Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными, образование относительных и качественных прилагательных, умение сравнивать предметы, подбирать синонимы, антонимы.

Коррекционные:

 - Обогащение и активизация активного и пассивного словаря детей; умение связно, непрерывно, логично, высказывать свою мысль.

 - Развитие мышления, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

- Воспитание бережного отношения к природе,  и нравственных качеств.

Материалы для занятия: Лесовичок-игрушка, пеньки, презентация к занятию, компьютерные игры, пазлы с деревьями, стол с песком, коврограф «Фиолетовый лес» схемы для рассказа строения деревьев и кустарников, коробочка с хвойными иголками, наборы картинок с различными видами лесов, изображением деревьев, листьями деревьев, плодами деревьев, признаками осени, орехи.

Предварительная работа:

-экскурсия в осенний сад;

-рассматривание иллюстраций, репродукций картин об осени;

-повторение стихов, загадывание загадок.

 

I. Организационный момент.

1. Приветствие:

 - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем занятие.

Здравствуйте, гости дорогие,

Все красивые такие!

Приехали вы издалека

Мы волнуемся слегка.

Улыбнитесь нам немножко –

Утро доброе начнётся.

Сюрпризный момент.

 - Смотрите, дорожка! Вы сможете пройти по дорожке и взять любой листочек, если назовете его признак. Повторяться не желательно. (Листья – сухие, желтые, гладкие, резные, красивые, маленькие, осенние, яркие, разноцветные, узорчатые, волнистые).

- Чок-чок-чок! Вот какой Лесовичок – в лесу живой, а здесь -  игрушечный, но все слышит. Он пришел к детям послушать ответы на свои загадки и вопросы, поиграть с вами в игры, только стоит сказать волшебные слова:

- Чок-чок-чок! Лесовичок!

Открывай свой сундучок! (Дети повторяют эти две строчки)

(садятся на стульчики)

По лесной дорожке,

Шагают наши ножки.

Здесь вас встретит старичок,

Старичок – Лесовичок.

Он все знает о природе,

Не забудет о погоде…

Создание игровой мотивации;

1). О каком времени года пойдет сейчас речь?

Пришла без красок

и без кисти,

А перекрасила все листья.

2). А какое сейчас время года? (осень)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

3). Игра «Ассоциации» Ответьте быстро: с чем у вас ассоциируется осень?

Осень – листопад, грибы, дождь, холод, урожай, тучи, ветер, птицы улетают, листья разноцветные, звери делают запасы …

Хотите с Лесовичком провести сегодня занятие? Тогда приготовьтесь, мы сегодня поговорим о лесе, деревьях и кустарниках.

 

II. Основная часть. Информационно-аналитический и практический этапы

Введение в тему. Беседа о деревьях.

- Послушайте загадку Лесовичка:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем. (лес).

 -  Да, ребята, лес. Отчего лес зеленый? (деревья зеленые)

- Какая часть у дерева зеленая? (верх, крона, лиственная).

- Лиственная крона занимает большую часть дерева и поэтому лес издали зеленый. Давайте рассмотрим дерево более детально. Без чего дерево жить совсем не сможет? (без корней, они из земли достают для дерева воду, питательные вещества).

- Как от корней до листьев доходят питательные вещества и вода? (Питательные вещества и вода поднимаются по стволу, веточкам и подходят к листикам, цветам и плодам).

 - Поэтому ствол и ветки у дерева особенно нуждаются в защите, в какой? (Ствол и ветки дерева покрыты корой, которая предохраняет дерево от воздействия внешней среды и чрезмерного испарения воды. Кора защищает внутренние слои от насекомых и других мелких животных, повреждающих ее, а также поражения грибами-паразитами).

- Зачем дереву так много листьев?  (При помощи листьев дерево дышит, получает солнечный свет и от этого зеленеет. В листьях накапливаются лишняя вода и питательные вещества, дерево их использует, когда не получает достаточно их из земли, а лишняя вода испаряется через листья).

 - Зачем цветут деревья? (Это красиво! Из цветка образуется плод, а в плодах поспевают семена).

2. Рассказ детей о строении дерева.

 - Кто может рассказать Лесовичку о строении дерева?

Дети: У каждого дерева есть корни, при помощи которых оно достает из земли влагу и питательные вещества. Имеются ствол и ветки, по которым эти вещества доставляются к листьям, цветам. Ствол и ветки могут повредить животные, люди, другие вредители, поэтому они защищены корой. Из цветов образуются плоды, а в плодах семена.

 - Давайте станем ненадолго  деревьями:

3. Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги на ширине плеч

 

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали.

Ставят один кулак на другой.

 

Из глубин подземных воду доставали.

 

Наклоняются, складывают ладони чашечкой

Наше тело – ствол могучий,

Проводят ладонями вдоль тела вниз

Он чуть-чуть качается.

Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой острой

Складывают ладони шалашиком

В небо упирается.

Поднимают соединённые руки над головой

Наши руки – ветки, крону образуют.

Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.

Вместе им не страшно, если ветры дуют.

Качают головой. Качают поднятыми руками

Продолжение беседы о кустах.

- А если от корня сразу отходят ветки, без ствола, что это за растение? (Если ветки растут сразу из земли – это кусты).

5. Рассказ детей о строении куста.

 - Расскажите о строении куста.

Дети: Куст имеет корни, при помощи которых он достает из земли влагу и питательные вещества. От корней отходит много веток, по ним эти вещества доставляются к листьям, цветам и плодам, которые завязываются после цветения и в которых появляются семена.

Ваши ответы понравились Лесовичку, спросим у него следующее задание?

- Чок-чок-чок! Лесовичок!

Открывай свой сундучок! (пень)

Практическая работа Дидактическая игра: «Собери дерево или куст из частей»

Цель: закрепление названий частей дерева.

 - Здесь вырубили деревья и кустарники, надо вместо них посадить новые, которые будут расти вместо вашего пенька.

1.Пазлы куста или дерева на интерактивной доске «Интошка»

2.Составление дерева на компьютере Eduplay

3. Составление кустов на интерактивных столах

4.Составление деревьев развивающей игры «Фиолетовый лес».

Подведение итога работе

 - Посмотрим все ваши работы, они хороши, вы справились с заданием. Лес вновь будет расти.

7.         Беседа о листьях.

1) - Почему листья становятся разноцветными? (потому, что наступает осень и меньше становится солнца).

 - Листья, как будто, заменяют солнечный свет и раскрашиваются все в пестрые цвета.

2) Шум листьев

- Что это за шум? (это листья шуршат, падают с дерева)

3) Пальчиковая игра «Разноцветные листья».

1, 2, 3, 4, 5 - загибаем пальчики левой руки

Будем (выставляются два кулака)

С листьями (ладони на ребро)

Играть (показать две ладони)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя, (загибаем пальчики правой руки)

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем (два кулака)

И в лес осенний (ладони на ребро)

Их отнесем (показать две ладони).

8.         Беседа о лесе.

1) Лиственный лес.

 - Все эти листья с лиственных деревьев. Лес с такими деревьями называется лиственным. Лиственных лесов очень много.

2) Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”. Счёт деревьев и сравнение их.

- Давайте поиграем в игру “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ” и  посчитаем их.

- Как называются эти деревья? (березы)

(Одна береза, две березы, пять берез).

Чем отличаются березы? (Одна корявая, 4 прямых)

- Как называются эти деревья? (Дубы)

(Один дуб, два дуба ,пять дубов).

Чем отличаются дубы? (Два толстых, три тонких)

3) Разновидности лесов.

Если в лиственном лесу растут только березы, как называется этот лес? (Березовая роща, березняк).

Если в лесу только  дубы? (Дубрава).

Если много осин? (Осинник).

Хвойные деревья.

- Кто знает, что это за иголочки у меня в руках? (Это от елки иголки-листья).

 - Да, здесь иголочки-листочки. Листики некоторых деревьев похожи на иголки, а лес из таких деревьев называется хвойным, но в зависимости от вида деревьев, тоже имеет свое название.

 - Если лес состоит из одних елей? (Ельник). А когда только сосны? (сосновый бор)

 - Есть еще смешанные леса, где растут разные деревья.

10.       Чаща.

 - Место, где деревья растут слишком близко друг к другу или по-другому называют часто – называется чащей.

1) Развитие голоса и дыхания.

Шум ветра.

- Ой! Какой поднялся ветер! Это Лесовичок запел песню ветра, а под нее он любит рассказывать «Страшную сказку». Хотите услышать ее? Вы должны произносить за ним каждую строчку на одном выдохе:

- Слушай…

- Слушай шорох…

- Слушай шорох чащи…

- Слушай шорох чащи леса…

- Слушай шорох: чаща леса дышит…

- Гулко гонит листья ветер выше.

Шум ветра.

2) Звукобуквенный анализ слова АУ.

- Да, мы очутились в чаще леса, как же выбраться отсюда? Когда люди теряются в лесу что кричат? (Ау!). Какой первый звук в этом слове? (А) Какой второй? (У) Молодцы! А теперь вместе оба звука произнесите…(АУ!)

- Тут же показался Лесовичок, потому что его так и зовут Ау. Он предлагает нам сыграть в игры.

11.       . Игра «Чей лист?» на интерактивных столах

- Это листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый листок и какой это листок. (Ответы детей)

- Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

- А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.

- Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

- Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

- А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

-А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

12.       . Игра  «Чей плод?»

- Рассмотрим плоды деревьев и назовем, чьи они? на интерактивных столах.

желуди дуба -.дубовые плоды

соцветия липы-…

сережки берёзы-…

крылатки клёна -…

шишки кедра-…

кисть рябины-…

 

III. Заключительная часть

1) - Мы сегодня много говорили о лесе, деревьях, кустарниках. сможете ли вы ответить на последние вопросы Лесовичка:

- Какая польза от деревьев и кустарников

Деревья — это наши лучшие друзья !!! Очищают воздух. Деревья поглощают запахи и газы загрязняющих веществ. Обеспечивают нас кислородом. Обеспечивают нас питанием служат основой для гнездования птиц. Дают представление о времени года. Служат защитой и средой обитания для животных.

Украшают. Обеспечивают древесиной. Защищают от ветра. Увеличивают влажность воздуха. Сдерживают городской шум.

Поэтому лес надо беречь. А как?

2) Поиграем в игру «Можно-нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами). 

•Любоваться цветами и деревьями                Ломать деревья и ветки

• Сажать деревья.                                              Ходить и топтать цветы

• Собрать мусор в яму и закопать.                  Оставлять мусор в лесу

• Ходить по тропинкам.                                    Разжигать костры в лесу

                                                                                             В лесу шуметь

3) Рефлексия

Лесовичку надо обратно в лес, ему понравилось наше занятие. На прощание он оставил вам письмо, прочитаем его:

ЛЕС – наш друг..

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

(Н. Филимоненко)

4) Угощение от Лесовичка и итог занятия.

Вы все сегодня молодцы! Посмотрите, что для вас оставил Лесовичок…

Приходите на следующее занятие, мы еще не обо всех растениях леса поговорили.

.  .  .