Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование умения конструировать постройки из строительного материала у дошкольников

Дата публикации: 2018-06-26 10:58:03
Статью разместил(а):
Шаймухаметова Анастасия Александровна

Формирование умения конструировать постройки из строительного материала у дошкольников

Автор: Шаймухаметова Анастасия Александровна

 

Аннотация.

 В данной статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования умения конструировать постройки из строительного материала у детей 4-5 лет. Автор раскрывает результаты диагностического обследования, направленного на выявление уровней сформированности умения называть строительные детали (куб, пластилин, кирпичик, брусок); выделять основные части постройки; сооружать постройки из строительного материала. Представлен опыт работы детского сада.

Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется большое внимание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. [1].

Конструктивно-модельная деятельность включает в себя приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов [4].

Актуальность исследования объясняется наличием противоречий между необходимостью формирования умения у детей 4-5 лет конструировать постройки из строительного материала и недостаточностью организации обучения конструированию в практике дошкольных образовательных организаций. Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 4-5 лет умения конструировать из строительного материала? Целью исследования выступает выявление педагогических условий формирования умения у детей 4-5 лет конструировать из строительного материала.

Экспериментальные исследования проводились на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары.

Результаты беседы с детьми позволили сделать вывод о том, что дети испытывают трудности при назывании строительных деталей, выделении основных частей постройки. Наблюдение за конструктивной деятельностью детей во время непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности показывает, что постройки детей носят примитивный характер, что доказывает необходимость совершенствования конструктивных навыков.

В начале каждой темы («Автомобиль», «Мост», «Корабль» и др.) педагог знакомит детей с объектом, использует образец, организует его обследование в определенной последовательности: охватывание взором объекта в целом; выделение основных частей; установление их пространственного расположения; выделение деталей; возвращение к целостности объекта [5]. В конце занятия организуется игра детей со своими постройками.

На первом этапе работы решаются следующие задачи: упражнение детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур, в умении делать перекрытия, закрепление представлений об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Сюда входят такие темы образовательных мероприятий, как «Заборы», «Домики», «Сарайчик», «Терем», «Детский сад» [2].

Второй этап включает в себя постройки более сложных конструкций. Здесь решаются такие задачи, как формирование представлений о видах транспорта, упражнение в конструировании всех их частей, развитие умения намечать последовательность строительства частей («Автомобиль», «Грузовик», «Самолет», «Вертолет») [3].

МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми, создаются условия для развития интереса к конструктивной стороне игр. В холле третьего этажа расположился стройгородок и зона разработки проектов.  Задача педагога - проблемная ситуация, которая может возникнуть в любой из режимных моментов, побуждающая детей  найти пути решения проблемы, в том числе в данной зоне. Холл в открытом доступе для всех жителей детского сада. Это зона технического творчества будущих конструкторов, инженеров и строителей. Здесь разрабатываются проекты на бумаге и с помощью мелкого конструктора, а рядом – почти в натуральную величину с помощью гига блоков. Здесь существенно меняется характер детской конструктивной деятельности:  дошкольники совершенно не следуют предложенным производителем или педагогом схемам, они находит десятки собственных, индивидуальных решений.  Педагог в данном процессе выступает как партнер в совместной деятельности, лишь направляя детей для решения какой - либо проблемы в случае необходимости.

Детский сад готов и  дальше развиваться в данном направлении. В 2018 году МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары вошёл в состав сетевой инновационной площадки по теме: «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Хорошим стартом стало для нас то, что проектом дошкольного учреждения был предусмотрен компьютерный класс для проведения обучающих занятий с дошкольниками (на 10 детских и 1 взрослое место). Считаем, что инициатива руководителя учреждения, а именно, желание использовать в работе инновации, применять новые образовательные стандарты, вносить изменения в инфраструктуру, очень важны. Именно так, возможно вывести учреждение на новый уровень развития, стать лидером в своей отрасли.

 

Литература:

1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384).

2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 80 с. 

3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 90 с. 

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 

5. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 

.  .  .