Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие вокальных способностей детей при организации работы в вокальной студии

Дата публикации: 2018-06-20 23:24:10
Статью разместил(а):
Гекало Людмила Александровна

Развитие вокальных способностей  детей посредством организации работы в вокальной студии

Автор: Гекало Людмила Александровна

 

Пение – хоровое, ансамблевое,  вокальное – одна  из  самых  массовых  форм  музыкального  искусства,  играющая  большую  роль  в  формировании  духовной  культуры  дошкольников, развитии их творческой активности.

Голос – уникальный естественный музыкальный инструмент, которым ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему именно пение является одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольников.

По словам врача-фониатра Е.И.Алмазова: «Пение - доставляет поющему  удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно–сосудистой системой. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».[1]

Профессор-фониатор В.И.Петров сказал о пении так: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим  рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно – сосудистую систему, пищеварительные и другие органы. Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной  рабочей нагрузке во время  пения».[2]

Пение помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В  процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный  слух, чувство ритма. Особую радость ребёнку доставляет общение  во время коллективного творчества: пение в ансамбле объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения, освобождает негативную накопившуюся энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность.

Занятия в вокальном ансамбле – это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения, интересное проведение свободного времени. Эти факторы и обуславливают востребованность  и актуальность программы дополнительного  образования, направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля.

Программа дополнительного образования «Поющие карамельки»

Цель:  Формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.

Задачи первого года вокального обучения: 

1.    Обучить петь детей выразительно: без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне «Ре» – «До» 2.

2.    Научить брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

3.    Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо), в разных темпах, с музыкальным сопровождением и без.

4.    Совершенствовать навык сольного исполнительства.

Задачи второго года вокального обучения: 

1.    Учить детей петь выразительно (ускоряя, ослабляя и замедляя звучание в пределах «До» 1 – «Ре» 2 октавы, правильно интонировать мелодию).

2.    Тренировать брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

3.    Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь сольно и ансамблем.

4.    Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.

 

Практика показала, что процесс обучения пению длится несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило, музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Программа позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности художественно – эстетического развития, заложив надёжный фундамент певческой культуры.

1.    Индивидуальная  и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных  проводится как под живую музыку (фортепиано), так и под фонограмму.

2.    Песенный репертуар подобран с учётом праздников и тематических мероприятий.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-

классиков, современных композиторов, которые разучиваются в соответствии с темой того или иного занятия.

Репертуар, который играет смысловую роль в освоении содержания Программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учётом возрастных особенностей и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности.

Ритмом образовательно-воспитательного процесса являются времена года.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, импровизация, движение под музыку, элементы театрализации.

Программа  предназначена для занятий с детьми 5 – 7 лет.                  

Критерии отбора детей в ансамбль: наличие  вокальных данных и желание самого ребёнка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных  музыкальных данных и перспективы их развития. Но если у ребёнка есть огромное желание петь, а музыкальные данные не выявлены, он также может заниматься в ансамбле. Таким образом накапливается слуховой опыт и  начинают проявляться спящие музыкальные способности. Но с таким ребёнком необходима дополнительная индивидуальная работа.

Программа  предполагает групповые (10 – 12 человек) занятия два раза в неделю во второй половине дня по 25 - 30 минут и рассчитана на 2 года обучения.

Структура занятий:

1.    Массаж лицевых мышц.

Цель: помогает расслабить мышцы лица (нижнюю челюсть).

2.    Упражнение на дыхание.

Цель: помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания. 

3.    Артикуляционная гимнастика (скороговорки).

Цель: помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова, фразы, знакомят с богатством русского языка.

4.    Основная часть -  вокально-хоровая работа.  Работа с песней: знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами мелодии, интонацией и т.д.

5.    Завершающая часть  (музыкально-ритмическая игра с  модулями).

На каждом этапе изучения ставятся и реализуются новые, более сложные задачи, что позволяет равномерно распределять учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться  к отчётному концерту.

В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждая идею того, что поющий ребёнок – счастливый ребёнок!

 

Принципы обучения:

1.    Последовательность и системность – один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий (2 раза в неделю). Иначе наблюдается снижение уже достигнутого ранее уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе.

2.    Доступность и индивидуализация предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка в связи с этим – определение посильных для  него заданий.

3.    Постепенное повышение требований заключается в постановке перед  ребёнком и выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения   является чередование нагрузок с отдыхом.  

4.    Сознательность и активность: для успешного достижения цели ребёнку необходимо представлять, что и как нужно выполнить, почему именно так, а не иначе.

5.    Повторяемость материала: только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приёмы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей и создает положительные эмоции.

6.    Наглядность – безукоризненный практический показ педагогом.

 

Методы обучения: 

1.    Музыкальное сопровождение на занятиях.  Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.    Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию (практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в исполнении певческого  дыхания).

3.    Словесный метод: с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4.    Игровой метод: у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности - игра, малыш лучше всё воспринимает через игру. Следовательно, занятия составлены в игровой форме, но отвечают задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Условия и необходимые для работы средства: 

1.  Помещение для занятий (музыкальный зал).

2.  Магнитофон.

3.  Фортепиано

4.  Микрофоны

5.  Фонотека, необходимые для занятий музыкальные произведения в записи.

6.  Компьютер и мультимедийное оборудование.

7.  Интерактивная доска.

         Пути реализации программы: 

1.    Внедрение новых форм и методов в организацию детей.

2.    Создание развивающей предметно – пространственной среды.

3.    Проведение с родителями бесед – консультаций, выступления детей, фотовыставки.

4.    Участие на концертах в культурных учреждениях города и т. д.

 

Желаемый результат. 

Устойчивый интерес к песне у детей,  умение исполнить её эмоционально. Расширенный певческий диапазон детей, умение правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Детям важно  уметь исполнять песню в самостоятельной деятельности, проявлять  желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения.

Используемая методическая литература:

1. Ветлугина Н.А / Кенеман А.В.  Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.:  «Просвещение», 1983. – 264 с.

2. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. - СПБ.: «Музыкальная палитра»,  2005. – 195 с.

3. Металиди Ж. / Перцовская А. Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ. - СПБ.: «Композитор», 1999. – 78 с.

4. Орлова Т.М. /Бекина С.И. Учите детей петь.  Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. - М.: «Просвещение», 1987. – 141 с.

5. Радынова О.П. Баюшки баю - слушаем и поём колыбельные песни. - М. «Владос»,  1995 – 293 с.

6. Ткаченко Т. Если ребёнок плохо говорит.  - М.: «Просвещение»,  1987. – 208 с.

7. Шереметьева В.А. Хоровое пение в детском саду. Авторские методики хормейстера. -М.:   « Хоровой класс», 1988. – 360 с.

8. Шереметьев В.А. Онтогенезис музыкальных способностей и общий рабочий диапазон детского певческого голоса.-  М.: «Педагогика», 1988. – 95 с.

9. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей - методическое пособие. - М.: «АЙРИС ПРЕСС»,  2007.  – 220 с.

10. Форраи К. Пение в детском саду. - М.:  «Музыкальный руководитель» № 5 2005 . – 195 с.



[1] Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. СПБ «Музыкальная палитра»,  2005 г.

[2] Шереметьева В.А. Хоровое пение в детском саду. Авторские методики хормейстера. М. « Хоровой класс», 1988 г.

.  .  .