Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР через проект "Лента времени"

Дата публикации: 2018-06-15 14:22:20
Статью разместил(а):
Решетникова Марина Аркадьевна

Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР через проект

"Лента времени"

Автор: Решетникова Марина Аркадьевна

МАДОУ детский сад «Надежда»

города Кирово-Чепецка Кировской области

 

Время – это одна из звеньев реальности, в которой мы существуем. Восприятие времени – это сложная форма восприятия. Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Время всегда в движении, течение времени совершается в одном и том же направлении – от прошлого к будущему. Оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Вместе с тем временные понятия являются наиболее важными в плане социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного общества, их успешности в плане познания мира и подготовки к началу школьного обучения. 

Умение регулировать и планировать свою деятельность во времени создает основу для таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, способность управлять своим поведением. К началу школьного обучения детям необходимо научиться ориентироваться во времени, определять, измерять время, чувствовать его длительность. Поэтому значимость представлений о времени для будущего первоклассника очень велика. Особенно актуальна проблема освоения времени детьми с задержкой психического развития, так как развитие временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности.

Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с ЗПР были освещены в работах С.Г. Шевченко, Н.Ю. Боряковой, Е.И. Щербаковой и ряда других авторов. Освоение времени детьми с ЗПР идет медленно и трудно. Это объясняется своеобразием времени как формы проявления реальности, несформированностью способов познания времени, особенностями мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте, небольшим опытом проживания ребенком жизни во времени.

Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников и ознакомления с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Значимость представлений о времени в интеллектуальном и речевом развитии дошкольников с ЗПР послужила толчком для создания проекта «Лента времени», в основе которого лежит программа Я.Е. Гордеевой «Река времени». Поставлены задачи:

1.      Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

2.      Заложить прочную основу системы знаний о времени.

3.      Обогащать впечатления детей яркими образами природы.

4.      Развивать познавательные процессы, речь.

Решение данных задач осуществляется при соблюдении следующих принципов:

- развивающая и воспитывающая направленность обучения,

- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе познания,

- систематичность и последовательность подачи материала,

- практическая направленность,

- индивидуально-дифференцированный подход.

Для реализации проекта создана развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет решать конкретные задачи, вовлекая детей в процесс познания, и обеспечивает психологический комфорт каждому ребенку.

Работа с детьми 4 – 5 лет ведется по следующим направлениям:

1.         Части суток.

2.         Осень.

3.         Зима. Зимние забавы.

4.         Семья. Возраст. Роли в семье.

5.         Весна.

6.         Лето.

Временное восприятие формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки. Ребенок выделяет признаки, которые и создают образ времени.

Дети старшего дошкольного возраста познают логику временных отношений. К началу обучения в школе у ребенка появляется чувство времени.

Основные направления реализации проекта «Лента времени» в старшем дошкольном возрасте:

1.         Части суток.

2.         Осень. Осенние месяцы.

3.         Дни недели.

4.         Зима. Зимние месяцы.

5.         Прошлое, настоящее, будущее. Календарь.

6.         Семья. Возраст. Роли в семье.

7.         Весна. Весенние месяцы.

8.         Приборы для измерения времени. Секунда, минута, час.

9.         Лето. Летние месяцы.

Временные представления у детей с ЗПР легче формируются в процессе использования таких методов и средств работы, как наблюдение за сезонными изменениями в природе, за деятельностью взрослых и детей, рассматривание тематических картинок и репродукций картин художников, чтение стихов, дидактические игры и подвижные игры, прослушивание музыкальных произведений.

Ведется активная работа с родителями, которая помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Для родителей проводятся консультации и практикумы («Игры на развитие временных представлений у детей»). Они участвуют в совместной деятельности с детьми и педагогами (постройка снежного городка «По щучьему веленью» на детской площадке), развлечениях («Путешествие на кораблике»), тематических выставках, мастер-классах («Остановись, мгновение!»). Интересно и познавательно проходит детско-родительский досуг («Времена года в городе»). В рамках Недели открытых дверей родители имеют возможность поучаствовать в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности. 

Результаты усвоения временных представлений детьми с ЗПР представлены в виде таблицы.

Год

 Уровень

2014–2015

2015–2016

2016–2017

Начало

года

Середина

года

Конец

года

Начало

года

Середина

года

Конец

года

Начало

года

Середина

года

Конец

года

Низкий

уровень 

11 ч.

(100%)

6 ч.

(55%)

2 ч.

(18%)

5

(46%)

3

(27%)

3

(27%)

4

(33%)

3

(25%)

1

(8%)

Средний

уровень

нет

5 ч.

(45%)

6 ч

(55%)

4

(36%)

5

(46%)

3

(27%)

6

(50%)

2

(17%)

3

(25%)

Высокий

уровень

нет

нет

3 ч.

(27%)

2

(18%)

3

(27%)

5

(46%)

2

(17%)

7

(58%)

8

(67%)

 

Примечание: 11 детей – 3 года обучения, 1 ребенок – 1 учебный год (2016–2017).

 

Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает детям с ЗПР сформировать необходимые знания в соответствии с программными требованиями и возрастом, дает возможность детям обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы.

 

Список литературы:

1.    Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / сост. В.В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.

2.    Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1991. – 47 с.

3.    Щербакова Е.И. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 3.

 

.  .  .