Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР через проект "Лента времени"
Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР через проект
"Лента времени"
Автор: Решетникова Марина Аркадьевна
МАДОУ детский сад «Надежда»
города Кирово-Чепецка Кировской области
Время – это одна из звеньев реальности, в которой мы существуем. Восприятие времени – это сложная форма восприятия. Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Время всегда в движении, течение времени совершается в одном и том же направлении – от прошлого к будущему. Оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Вместе с тем временные понятия являются наиболее важными в плане социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного общества, их успешности в плане познания мира и подготовки к началу школьного обучения.
Умение регулировать и планировать свою деятельность во времени создает основу для таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, способность управлять своим поведением. К началу школьного обучения детям необходимо научиться ориентироваться во времени, определять, измерять время, чувствовать его длительность. Поэтому значимость представлений о времени для будущего первоклассника очень велика. Особенно актуальна проблема освоения времени детьми с задержкой психического развития, так как развитие временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности.
Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с ЗПР были освещены в работах С.Г. Шевченко, Н.Ю. Боряковой, Е.И. Щербаковой и ряда других авторов. Освоение времени детьми с ЗПР идет медленно и трудно. Это объясняется своеобразием времени как формы проявления реальности, несформированностью способов познания времени, особенностями мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте, небольшим опытом проживания ребенком жизни во времени.
Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников и ознакомления с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Значимость представлений о времени в интеллектуальном и речевом развитии дошкольников с ЗПР послужила толчком для создания проекта «Лента времени», в основе которого лежит программа Я.Е. Гордеевой «Река времени». Поставлены задачи:
1. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
2. Заложить прочную основу системы знаний о времени.
3. Обогащать впечатления детей яркими образами природы.
4. Развивать познавательные процессы, речь.
Решение данных задач осуществляется при соблюдении следующих принципов:
- развивающая и воспитывающая направленность обучения,
- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе познания,
- систематичность и последовательность подачи материала,
- практическая направленность,
- индивидуально-дифференцированный подход.
Для реализации проекта создана развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет решать конкретные задачи, вовлекая детей в процесс познания, и обеспечивает психологический комфорт каждому ребенку.
Работа с детьми 4 – 5 лет ведется по следующим направлениям:
1. Части суток.
2. Осень.
3. Зима. Зимние забавы.
4. Семья. Возраст. Роли в семье.
5. Весна.
6. Лето.
Временное восприятие формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки. Ребенок выделяет признаки, которые и создают образ времени.
Дети старшего дошкольного возраста познают логику временных отношений. К началу обучения в школе у ребенка появляется чувство времени.
Основные направления реализации проекта «Лента времени» в старшем дошкольном возрасте:
1. Части суток.
2. Осень. Осенние месяцы.
3. Дни недели.
4. Зима. Зимние месяцы.
5. Прошлое, настоящее, будущее. Календарь.
6. Семья. Возраст. Роли в семье.
7. Весна. Весенние месяцы.
8. Приборы для измерения времени. Секунда, минута, час.
9. Лето. Летние месяцы.
Временные представления у детей с ЗПР легче формируются в процессе использования таких методов и средств работы, как наблюдение за сезонными изменениями в природе, за деятельностью взрослых и детей, рассматривание тематических картинок и репродукций картин художников, чтение стихов, дидактические игры и подвижные игры, прослушивание музыкальных произведений.
Ведется активная работа с родителями, которая помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Для родителей проводятся консультации и практикумы («Игры на развитие временных представлений у детей»). Они участвуют в совместной деятельности с детьми и педагогами (постройка снежного городка «По щучьему веленью» на детской площадке), развлечениях («Путешествие на кораблике»), тематических выставках, мастер-классах («Остановись, мгновение!»). Интересно и познавательно проходит детско-родительский досуг («Времена года в городе»). В рамках Недели открытых дверей родители имеют возможность поучаствовать в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности.
Результаты усвоения временных представлений детьми с ЗПР представлены в виде таблицы.
Год Уровень |
2014–2015 |
2015–2016 |
2016–2017 |
||||||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
|
Низкий уровень |
11 ч. (100%) |
6 ч. (55%) |
2 ч. (18%) |
5 (46%) |
3 (27%) |
3 (27%) |
4 (33%) |
3 (25%) |
1 (8%) |
Средний уровень |
нет |
5 ч. (45%) |
6 ч (55%) |
4 (36%) |
5 (46%) |
3 (27%) |
6 (50%) |
2 (17%) |
3 (25%) |
Высокий уровень |
нет |
нет |
3 ч. (27%) |
2 (18%) |
3 (27%) |
5 (46%) |
2 (17%) |
7 (58%) |
8 (67%) |
Примечание: 11 детей – 3 года обучения, 1 ребенок – 1 учебный год (2016–2017).
Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает детям с ЗПР сформировать необходимые знания в соответствии с программными требованиями и возрастом, дает возможность детям обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы.
Список литературы:
1. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / сост. В.В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.
2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1991. – 47 с.
3. Щербакова Е.И. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 3.