Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи в период обучения грамоте

Дата публикации: 2018-06-15 08:20:13
Статью разместил(а):
Краснобельмова Ольга Борисовна

Развитие речи в период обучения грамоте

Автор: Краснобельмова Ольга Борисовна

МОУ "СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области"

 

"Язык есть машина, и не следует допускать,

Чтобы пружины его скрипели".

А. Ривароль

 

«Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и  я.   Вдруг   во двор  въехал

грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной… Машина подъехала к домоуправлению, остановилась, и когда елку выгрузили, шофер сказал:   -  Теперь  надо эту елку заактировать, - и ушел.

А мы остались возле елки.  Она лежала большая. Мохнатая и   так  вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала: - Смотрите, а на елке сыски висят. «Сыски!» Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Я немножко поднажал, чтоб он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался за живот, как будто ему очень больно и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски! Пять лет девчонке, а говорит «сыски»…а-ха-ха. Скоро замуж выдавать! А она сыски… У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла на ухо.

-  Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а высвистывается «сыски»…

- Эка невидаль! – сказал Мишка. У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются,  а я все равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Что! Правда, здорово – хыхки! Но Аленка как закричит: - Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски. А Мишка: - Нет, не надо сыски, а надо хыхки. И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» «Хыхки!» « Сыски!»

Я так хохотал, что даже проголодался. И ушел домой. Я шел и все время думал: вот чудаки. Чего они так спорили,  раз оба неправы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал: - Никакие не сыски! Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!»

                                                                        (В. Драгунский «Заколдованная буква»)

Когда я читала на уроке этот рассказ, в классе не переставая, заразительно, смеялись дети, буквально над каждым словом, каждой фразой, каждым предложением, действием. Класс «грохотал».

Рассказ В. Драгунского для них оказался очень интересным, забавным, смешным. Дети просили перечитать его еще и еще. Что понравилось им? Что вызвало смех? А смеялись они над героями этого рассказа: Аленкой,  Мишкой, которые неправильно выговаривали звуки в слове, отчего искажалось его произношение. Этот рассказ был хорошим примером в том,  что как быстро ребята услышали неправильно  сказанное слово, и как нужно правильно его говорить. Смеялись без обид и над собой, потому что они были похожи на этих беззубых героев рассказа.

Но это еще не проблема «беззубый» первоклассник. Проблема в том, что  с каждым годом увеличивается количество детей,  поступающих в 1 класс, с дефектами и недостатками речи, которые очень сильно влияют на обучение грамоте.

Возникают первые детские и взрослые трудности.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ    

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения – как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника – игровой деятельностью.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения:

1.     Возрастает волевой фактор: ребенок  говорит не потому,  что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация. А потому что требует учитель,  сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив – общение, то на ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения. А необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед одноклассниками, перед учителем. Часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно. Поэтому, создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, речь в учебном процессе теряет ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, т.к. ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.

2.     В  жизни ребенка появляется письменная речь. Происходит постепенное включение элементов письменно – книжной речи в обиход первоклассника. Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи. Беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений. Тексты букваря и азбуки нередко содержат типичные «книжные» конструкции (слог, слова, предложения, текст).

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи; дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что не любое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать четко, ясно, понятно для других; приучаются к самоконтролю и наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи.

3.     В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивается, либо не занимал господствующего положения. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.

4.     В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами и т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический  уровень), работа над словосочетаниями и предложениями (синтаксический уровень) работа над связной речью (уровень текста).

 

РАБОТА НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ И ВОСПРИЯТИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьника. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над дикцией. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата,  поэтому упражнения в развитии дикции направлены на развитие его гибкости, а чтобы сделать его в достаточной степени управляемым,  приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями.

Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:

- вялость артикуляции;

- картавость (неправильное произношение звуков ( [ р]    и  [л]  );

- шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков

(  [с] ,  [ ш],  [з],    [ ж],   [ щ],    [ ц],    [ч ]   ).

         Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя состоит в том, чтобы научить  детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.

           Для этого на своих уроках использую различные виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата.

Виды упражнений.

1.     Упражнение в громкости произношения; например, произносить слова

САЛО – ШИЛО – САЛО – ШИЛО и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота.

2.     Упражнение в темпе произношения: те же слова САЛО – ШИЛО произносить медленно, все убыстряя темп.

3.     Отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых есть у детей дефекты.

4.     Артикуляционная гимнастика.

5.     Упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по несколько раз подряд, например:

   чистоговорка – Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

   скороговорка -  От топота копыт пыль по полю летит.

       Очень важно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно в тех случаях, когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В данном случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.

        В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен  владеть и учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы повседневно на уроках.

        Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глуховатое произнесение звонких согласных, невнятное произнесение близких по звучанию согласных с – ш, ж – з, ч – ж, и т.д. Недочеты  в различении звуков выявляются в процессе звукового анализа слов. Например, при выделении звука [ш] слов ШУБА, ШАПКА, КОШКА. Предполагаются также слова с близкими звуками ЖУК, ЖАЛО, ЧАЙ; или при выделении звука [с], кроме слов УС, СОЛЬ, СУП, САЛО даются слова ЗУБ, ЗАМОК, ЗОНТ. Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: [ш] и [c], то это показывает, что они слабо различают ш – ж, с – з, щ –ч и т.д.

            Различение звуков речи у таких учащихся достигается в процессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрезной (магнитной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

           Так, в чем же заключается  трудность звукового анализа слов для ребенка? Зачастую дети склонны смешивать, путать трудноуловимые, ускользающие звуки с другими свойствами слова.

НЕДОСТАТКИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

            Какова же причина возникновения недостатков в речи детей? Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – начинается задолго до прихода ребенка в школу: дома, в детском саду. Тем не менее большая  часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушениями развития звуковой стороны речи, например:

1.     Из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук или заменяют его другим, пример: «фыфка» (шишка), «фобака» (собака);

2.     Все звуки (или большинство из них) сформированы, но в речи смешиваются, например: «цаска» (чашка), «масына» (машина);

3.     Неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например: «байкон» (балкон), «ыба» (рыба). Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

          Хорошо, если ребенок живет в городских условиях, посещает детский сад, подвергался осмотру логопеда, который займется ликвидацией дефектов речи. Есть и другие причины: ребенку необходима помощь логопеда, занятия платные, родители не в состоянии оплатить эти занятия, тем самым допускают большие ошибки в том, что ребенок в дальнейшем не только может стать отстающим, но и замкнутым, раздражительным, закомплексованным. Тогда родителям не только придется исправлять речь ребенка, но и восстанавливать его психику.

         Некоторые дети приходят в школу с невыразительной, монотонной, невнятной, тихой речью, что тоже замедляет их обучение грамоте. А такие недостатки, как картавость, заикание особенно отрицательно влияют на детей, они замыкаются, стараются не участвовать в работе класса, очень стеснительны и в результате отстают от одноклассников.

         Если в городе учитель может использовать помощь логопеда, то в сельской школе он является единственным помощником. Спасителем ребенка, у которого имеются речевые дефекты, т.к. заинтересованность учителя сказывается на учащихся, как говорят дети: четко, уверенно, выразительно, громко или наоборот: неразборчиво, тихо, стеснительно. И чтобы добиться правильного произношения звуков, необходима большая логопедическая и артикуляционная работа, которая будет способствовать более легкому обучению грамоте.

СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах. На уроке обучения грамоте мы, учителя, используем аналитико-синтетический метод. Изучение звуков происходит в процессе аналитикосинтетической работы над словами. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан. Со времен К.Д. Ушинского этот звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития.

Основными принципами метода стали:

1.     С точки зрения целей формирования личности (воспитывающий, развивающий характер);

2.     С точки зрения психолого-лингвистической (речевой опыт учащихся);

3.     С точки зрения организационной (последовательное изучение звуков и букв, письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно);

4.     С точки зрения приемов обучения (дифференцированный и индивидуализированный подход к  учащимся, введение элементов моделирования).

Основа метода – изучение живого произношения слова. В  связи с этим был разработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.

АНАЛИЗ:

1.     Выделение из речи предложений.

2.     Деление предложений на слова.

3.     Выделение из предложений (или по картинке, по загадке) слова для анализа.

4.     Деление слова на слоги, установление их количества.

5.     Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики; гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.

6.     Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

7.     Обозначение выделенного звука буквой.

СИНТЕЗ:

1.     Составление слогов и слов из разрезной (магнитной) азбуки (печатное).

2.     Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

3.     Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.

4.     Чтение предложений и связных текстов.

          К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез. Вся педагогическая система К.Д.Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанному чтению, беседы, связь письма и чтения.

         Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо познакомить детей со строением речевого аппарата, понаблюдать за деятельностью речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи: языка, губ, мягкого неба, твердого неба, челюсти. Слух также является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет как на устную, так и на письменную речь.

           Для этого использую тренировочные упражнения. Например, прослушать и отхлопать ритмичные рисунки:

   а) х-х-х,  х-х-х, х-х-х                       д) Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х

   б)  Х-х, Х-х, Х-х                              е) х-х-Х, х-х-Х, х-х-Х

   в) х-Х, х-Х, х-Х                               ж) х-х-Х-х,  х-х-Х-х

   г) х-Х-х, х-Х-х, х-Х-х

 

ФРАГМЕНТ УРОКА по теме: Строение и функция речевогоаппарата.

Органы речи.

Образование звуков речи.

1)    Сравнение неречевых и речевых звуков.

2)    Знакомство со строением речевого аппарата.

3)    Наблюдения за деятельностью речевого аппарата.

4)    Закрепление темы (тренировочные упражнения).

 

I Учитель проводит беседу о том, что человека постоянно окружает множество шумов и звуков.

- Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шорох бумаги… И для сравнения: [а-а-а], [ш-ш-ш]… Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действия с различными предметами, а другие мы изучаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?)

- Представьте на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить – и вы поймете всю трудность своего положения.

Что же это за органы, которые создают речь? Попробуйте сами назвать их. (Ответы учеников)

- Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания. Итак,  в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое небо, губы, челюсть, зубы и даже полость носа. Попробуйте произнести звуки [м] и [н], зажав нос, - не получится.

         Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук: [о-о-о] или [ш-ш-ш]. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения в гортани – выдыхаемая воздушная струя заставляет дрожать голосовые складки, если они сомкнуты – здесь рождается голос. (Проверяют вибрацию голосовых связок, прикладывая легко пальцы к своей гортани). Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить надо не случайный набор звуков, а разумные речи. Вспомним пословицы: «Сначала подумай, потом говори», «Говори с умом».

          Значит, руководит органами речи наш мозг.

          Итак, назовем повторно все органы, которые участвуют в речи, и не забудем указать, что для нормального развития речи необходим человеку слух, т.к. нельзя научиться речи, не слыша.                         

II Образование звуков речи.

1.     Образование гласных первого ряда (а, о, э, у, ы).

2.     Образование согласных.

3.     Составление таблицы.

                               (Продолжение беседы)

- Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выдыхаемая воздушная струя на своем пути преграду, зависит, какие звуки будут произнесены: гласные или согласные. Преграда создается преднамеренно-различными изменениями положения языка, губ и других органов – поэтому так много звуков в нашем языке.

          Гласные звуки [а, о, э, у, ы, и] произносятся без преград для выдыхаемой струи воздуха. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменения положения губ.

         Так, гласный [а] – самый «широкий»: между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные на ребро. Губы при этом спокойны, не напряжены и не округлены.

               ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛАСНЫХ:

          А – в О, О – в Э и т.д. (дети упражняются в «трансформации гласных»). Протяжно произносим А-А-А-А и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы – отчетливо слышим превращение А – в О.

          Усвоив артикуляцию гласного О, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный О превратился в Э).

           Дети упражняются в усвоении гласных артикулем. По аналогии образуем звук Ы-Ы-Ы, затем медленно вытягиваем губы в трубочку – услышим гласный У-У-У. Например: подражание пароходному гудку. Игра «Разговор двух пароходов» научит ребенка протягивать звук УУУ.

           Таким образом, дети осваивают артикуляцию гласных 1-го ряда, наблюдая отсутствие преграды в ротовой полости для выдыхаемого воздуха и осязая рукой вибрацию голосовых складок.

           Вводится термин «гласные» - «голосные звуки», т.е. состоят из чистого голоса, без примеси шума.

  ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПА ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Опыт: «Я сбираюсь разрезать сложенный пополам лист бумаги, специальным пластмассовым ножом. Говоря, иначе, нож на своем пути встречает преграду. Если нож бездействует – тишина. Если нож разрывает преграду – шум.

Сравним эти наблюдения с произнесением согласных: если выдыхаемый воздух встречает преграду и  «прорывает» ее – получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, и потому – это звук речи. Понаблюдаем за образованием согласного [п]. Если просто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдыхаемый воздух «молча» уйдет через нос, т.е. если не «прорвана» преграда, то нет шума и нет звука. Если же воздух пройдет, разомкнув губы, услышим звук [п-п-п] – он состоит из шума (голосовые складки не дрожат, т.е. не «дают» голоса). Если же мы «включим голос» в момент произнесения глухого согласного [п], то услышим звонкий согласный [б], который состоит из шума и голоса.

Такое «сухое» объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому включаю в логопедическую работу при изучении согласного звука, на основе игрового материала. Звуки преподносятся в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук [а] – c комаром, звук [ж] – с жуком, звук [ш] –c гусем, звук [р] – с мотором машины и т.д.

Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направлено на слуховое восприятие  определенного звука и на произношение звука по подражанию.

Пример 1. – Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожжужжать также – ЖЖЖ.

А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжить! Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя медовыми пирожжжкамим и морожжженым».

Пример 2. Для проговаривания звука [в] можно разыграть встречу двух машин:

- Я ввожу овввощи. А ты что ввозишь? Ты умеешь поввворачивввать налеввво? А направвво? Давввай устроим соревввновввание – кто лучше заввводится. ВВВ…

Пример 3. Сказка о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостик, твердое небо – потолок, нижние зубы – крылечко, верхние зубы – дверка, а выдыхаемая струя воздуха – ветерок. (Ознакомление с артикуляцией звуков в форме «Сказки о Веселом Язычке»).

Знакомство со звуком [р]. Рассказ «Самолет»

- Ребята, как гудит мотор самолета? (ответы детей)

Артикуляция звука:

- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбался, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «РРР» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Споем вместе песенку самолета: «РРРРР!»

Пример 4.  Тренировочные упражнения, используемые на уроках.

Узнавание  согласного звука на слух.

А) начального звука в слове: поднять  «+» или «-»

М – парус, молоко, морковь, капуста, балкон, мука; П – крошки, пакет, колесо, палатка, зерно, панама; Ф – груша, плоды, фасоль, флакон, природа, фабрика.

Б) Последнего звука в слове:

Т- кот, совет, сахар, пример, привет, пламя,  самокат;

К- дом, звук, петушок, страна, восток, паук, портфель;

В) Согласного в середине слова:

П- слива, липа, топор, хомяк, компот, крупа;

М- рябина, комната, омлет, среда, лампа, клуб.

Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции

А) Из серии слогов:  ТА-ТО-ТУ                    ОП-АП-УП

                                      НА-НО-НУ                 АС-ОС-УС

                                      СА-СО-СУ                 УМ-АМ-ЕМ

Б) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложения, все слова в котором начинаются на один звук.

Например:  КТО?         ЧТО СДЕЛАЛ?      КОМУ?             ЧТО?

                     Папа             принес              Пете                 пастилу.

                     Соня             связала            сестре              свитер.

В) Назвать последний согласный в слове:

КУСТ   ПЕЛ     СОН   ВЕС    ПАРК    ТОРТ    СЛОН

Г) Добавить недостающую букву (Х, Т, К).

С каждым из слов составить предложение:

КО…, ПУ…, РА…, ЛУ…, РО…, МА…, КИ…, МО…, ЖУ…, МЕ…, СО… .

Д) Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Например:

МОСТ - ТЕЛЕФОН-НОСКИ-ИГОЛКА-АВТОБУС и  т.д.

  Пример 5. Таблица. Образование звуков.

   Гласные

                  Согласные

        Глухие

звонкие

Нет преграды

                    Преграды есть

Только голос

  Шум

голос+шум

А, О, Э…

  П…

Б, М…

 

Таблица. Артикуляция гласных звуков.

Звук

Схема

            Рот

          Губы

      А

 

Раскрыт на 2 пальца

Свободно раскрыты

      О

 

Раскрыт на 1 палец

Округлены

      Э

 

Раскрыт на 1 палец

Растянуты

      У

 

«Неплотно» закрыт

Вытянуты трубочкой

    Ы, И

 

«Неплотно» закрыт

Растянуты в улыбку

В результате  тренировок учащиеся должны научиться  удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (до 3-х, до 5-ти) и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции.

«Каркушины» загадки (модель зеркала с изображением расположения губ.  Узнать какой звук произносится).

Поэтому дети должны ощущать в ротовой полости не только сладкий вкус конфет, но и вкус «гласности» и «согласности».

                Учебные занятия необходимо сочетать с игровыми упражнениями и обязательно разминкой, состоящей из нескольких элементарных гимнастических и артикуляционных упражнений, а также упражнений для глаз,  пальцев и кистей рук. Это способствует не только эффективному усвоению материала, но и предупреждает утомление, нарушение осанки и зрения, развивает движения кисти и пальцев рук, улучшает внимание, память, совершенствует мышление ребенка.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНГАСТИКИ:

I Упражнения для нижней челюсти:

1.     Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2.     Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3.     Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

4.     «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

 

II Упражнения для губ:

1.     «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

2.     «Трубочка» - вытягивание губ вперед.

3.     Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

 

III Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1.     «Болтушка» - движения языком вперед-назад.

2.     «Часики» - вправо-влево.

3.     «Качели» - вверх-вниз.

4.     Круговые движения языком.

5.     «Лошадки» - цоканье (щелканье) языком.

6.     «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

7.     «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.

8.     «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

9.     «Накажем непослушный язык» - покусывание кончика широкого языка («Лопатка»), губы при этом  в улыбке.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ:

1.     Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки вперед, вверх или в стороны).

2.     Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты).

3.     «Солнечные лучи» (сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо, влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка).

4.     «Ножницы»- разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

5.     «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

6.     «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушек пальцев правой и левой рук (большой с большим, указательный с указательным); затем «крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальцев.

7.     «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой одновременно).

8.     Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого,  в кулак одной руки;  другой;  двух одновременно.

      Итак, причины, тормозящие развитие речи у младших школьников, различны: позднее ее появление в дошкольном детстве, отсутствие хорошей речевой среды и практики речевого общения до школы, тяжелые формы речевых нарушений, недоразвитие фонетического слуха.

      К моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в понимании ее, недопонимания речи учителя, насыщенной специальной терминологией.

      У отдельных детей не  сформирована способность сохранять в устной речи слого-звуковой состав слова и его ритмический контур. Для того, чтобы учащийся научился четко воспринимать слово и воспроизводить его с точным количественным слоговым составом, и научить правильному слитному произношению слова в полном объеме его слого-звукового состава с четким выделением ударного слога, провожу игры и упражнения с мячом. Пользуюсь мячом как учебным инструментом, легко смоделировать слоговой состав любого слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол по образцу учителя, который демонстрирует и речевое, и предметное действие, с внедрением слов-терминов:

Пример 1.  Буду я сейчас водить,

                    Вам нужно повторить,

                    Буду я произносить

                    Потом на части разделить

                    Какое-нибудь слово.

                    Под мяч! Начинаем! (ма-ма, са-ды, Ро-ди-на, сли-вы, у-ра)

Вывод: слово легко делится на части (слоги).

Пример 2. Буду я сейчас водить,

                   Буду я произносить

                   Только части слов сначала

                   Части нужно так составить,

                    Чтобы слово зазвучало: ды, са; вы, сли; ки, ру.(сады, сливы, руки).

Вывод: слово составляется из частей (слогов).

В работе по различению и воспроизведению слогового контура слова внимание учащихся привлекается к долготе его звучания и к установлению прямой зависимости долготы звучания от количества слогов в слове:

I вариант. Предлагается послушать одну пару слов. Слово будет длинное, слово будет короткое. Определите длину слова.

Внимание! Внимание! Уже звучит задание.

ШАР! БАРАБАН!

(под мяч назовите длинное и короткое слово)

Вывод: слово легко делится на части (слоги).

 2 вариант. Демонстрация длины слов на графические схемы. (Легче понять разницу слов по длине,  если увидеть их графическую запись).

Учитель произносит слово КОТ и проводит линию__________, так как в слове  один слог.

Учитель произносит слово ЛИСИЦА. Учащимся подается __________   четкая слоговая цепочка второго слова с записью схемы. Данная схема записывается под первой схемой. Считают, сколько слогов в слове ЛИ-СИ-ЦА.

Вывод: видим разницу слов по длине. Одно – длинное, другое – короткое.

3 вариант. «Какое слово дольше звучит?» (Произносятся слова с загибанием пальчиков). Пальчик загибается за одну секунду.

-Сколько секунд звучит слово ГУСЬ? – Одну секунду.

-Слово ЖУРАВЛИ? – 3 секунды.

-Что больше три или одна секунда? (3 больше 1).

Вывод: слово ЖУРАВЛИ звучит дольше, чем слово ГУСЬ.

4вариант. Таблица – «лесенка» графических схем слогового состава слов:

     КОНЬ               ________

     КОЗА               _____________

     КУРИЦА         _____________

    ЖЕРЕБЕНОК  ______________

  Учащиеся зрительно воспринимают разницу в графических контурах схем, успешно подбирают слова к схемам и осознают, что «слова бывают длинные и короткие», бывает один, два, три и более слогов, что слово делится на части, как апельсин на дольки, легко и быстро.

     Усвоив представления о составе слова, можно переходить к работе над словом. т.к. каждое  слово разговорной речи имеет свою мелодию. Если внимательно   прислушаться     к голосу, то можно установить, что части слова звучат неодинаково  по громкости. В каждом многосложном слове есть часть, которая звучит громче и продолжительнее других. Это – сильная часть слова (слог), которая произносится с усилением голоса.

     Усвоив и эту работу, можно переходить  к изучению и анализу от простых форм слов к более сложным по структуре: односложные, содержащие стечение двух согласных в конце слова    (СОРТ, КУСТ); стечение двух согласных в начале слова (СТОЛ, СЛОН); двусложные слова без закрытых слогов (ЛИСА, ЗИМА); со вторым закрытым слогом (ЛИМОН, БУФЕТ) и т.д.

       Такая работа, в виде игровой деятельности, нравится детям. Она полезна и нужна. Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток вполне уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе «письма без ручки и тетради».

      Делая для себя определенные выводы о том, что у большинства детей плохая речь и причин на это много. Цель наша, учителей, хотя бы частично устранить дефекты произношения, выработать у всех детей правильную речь, что крайне необходимо каждому  ребенку в школе.

    Трудностей возникает немало, но львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классе является следствие «хвостов» в дошкольном возрасте. И следовательно, родительских упущений. Так плохое развитие моторики ребенка ведет к неприятностям в письме, труде, рисовании. Недостаточное речевое развитие влечет неудачи в овладении навыками чтения и орфографии.

       Спохватываясь несколько поздно, родители обычно спешат наверстать упущенное, загружая ребенка дополнительной школьной работой, в то время, как ему необходимы дошкольные занятия и щадящая оценка школьных «успехов».

      Но настоящая истина мешает амбициям взрослого, не желающего признать не только перед ребенком. но и перед самим собой собственные ошибки.

     А в учебнике жизни нет правильных ответов, но накоплен список возможных ошибок, на которых мы всегда учимся жить.

      И «мы научаемся жить, когда  жизнь наша уже прошла». (М. Монтень)

.  .  .