Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Взаимодействие и сотрудничество учителя логопеда и воспитателя

Дата публикации: 2017-09-18 16:15:17
Статью разместил(а):
Кучер Мария Александровна

Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя

Автор: Мария Александровна Кучер

(учитель-логопед МАДОУ «Малиновский д/с»)

 

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач: выявление детей, имеющих речевые нарушения; коррекции речевых нарушений; профилактики возникновения речевых нарушений. 

Диагностическая работа 

Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты  своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития. 

Коррекционная работа 

Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи  в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы. 

1. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Насекомые», то воспитатель проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме; педагог по ИЗО планирует лепку или рисование по этой теме. 

2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка (не надо бояться утрировать употребление предлогов, окончаний слов; если слово трудное, то исправлять по частям). Воспитатель  следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов. 

3. Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия. 

Специфика работы воспитателя в логопедической группе  включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня. 

Профилактическая работа 

Профилактическая работа в логопедической группе – создание воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями - четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. 

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при  организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе. 

Главная роль  в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми. Учитывая, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и, возможно, испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми.  Коррекционная работа на логопедической группе может быть спланирована следующим образом: коррекционные занятия фронтального типа должны проводится во второй половине дня. Они обязательны для всех детей. 

Структура коррекционного занятия выглядит так: 

1. Организация детей на занятие.(психогимнастика, общая моторика) 

2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. 

3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи. 

4. Физминутка. 

5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. 

При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы/. 

6. Выполнение заданий логопеда /проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по выполнению речевых упражнений воспитатель дает обычным голосом, не переходя на шепотную речь. 

7. Итог занятия. 

Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования: 

вносить коррекционное занятие в план; 

наглядный материал к занятию готовить заранее; 

план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал, для расширения словаря; 

в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки; 

необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей. 

Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения, по заданию логопеда. 

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. 

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. 

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков. 

Как при формированию, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов: 1)подготовительного; 2) этапа появления звука; 3) этапа усвоения звука в речи. 

 Работа воспитателя по формированию звукопроизношения  и работа логопеда  по исправлению произношения звуков различны  по организации, приемам, по продолжительности. 

1. Подготовительный.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме      

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. 

2. Этап появления звука.

Уточнение звука или его вызывание по  подражанию. Подбирает звуковые образы (звукоподражания).     

Постановка звука. 

Отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука перед зеркалом. Применяет специальные приемы. 

3. Этап усвоения звука в речи.

Уточнение правильного произношения звука. звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.        

Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы. 

Таким образом,и логопед,и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

 

.  .  .