Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Дата публикации: 2018-06-04 11:53:04
Статью разместил(а):
Мещерская Екатерина Олеговна

Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР как средство обогащения и уточнения детской лексики

Авторы: Шумилкина Лариса Владимировна

и Мещерская Екатерина Олеговна

МБДОУ № 92 «Парус», г. Калуга

 

Важнейшей задачей логопедической коррекционной работы является полноценное развитие языковых способностей дошкольников и их речевой коммуникации в целом, что, в свою очередь, является условием успешного обучения детей в школе.

Работа по формированию и совершенствованию словообразовательных навыков детей является одним из ключевых моментов в обогащении и уточнении детской лексики.

Словотворчество и словообразование в частности - это реальные средства, помогающие ребёнку освоить языковую действительность, усвоить родную речь, её грамматические правила и нормы, формально-семантические связи родного языка. Овладение навыками словообразования развивает чувство языка, обогащает словарь детей, позволяет дошкольникам на практике убедиться в собственных возможностях образовывать новые слова. Важно также не упустить возможность работать над словообразованием в наиболее благоприятный для этого период- в дошкольном возрасте.

Пополнение лексикона осуществляется не только путём заимствования из речи окружающих, но и путём образования новых слов из уже накопившихся в активном словаре. Способность образовывать производные слова от корневых- необходимое условие расширения словаря. Без этой способности нельзя представить возможность грамматического оформления высказывания. Овладение словообразовательными  процессами теснейшим образом связано с познавательной деятельностью ребёнка, с его активной ориентировкой в предметной и речевой деятельности.

Дошкольники с ОНР самостоятельно, без специальной работы с большими трудностями усваивают продуктивные словообразовательные модели и переносят их по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям.

К пяти годам дошкольники с ОНР в состоянии образовывать лишь некоторые существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, часто- с ошибками. При образовании приставочных глаголов данная категория детей, в основном, не учитывает оттенки значений глаголов. Отсюда- минимальное количество используемых приставок и ошибочные формы образованных глаголов.

Дошкольники с ОНР теряются в огромном разнообразии словообразующих морфем, не всегда знают, какой именно суффикс или приставку использовать при образовании того или иного слова, и допускают ошибки. Особенно это касается редко используемых в лексике слов и морфем.

Упражнения в словообразовании необходимы и для того , чтобы формировать у детей чувство части ( морфемы) в целом ( слове). Если дошкольники не на уровне понятий, а интуитивно усвоят , что можно «создать» новые слова при помощи какого- либо « кусочка» ( словообразующей морфемы), то в образованных словах они обязательно будут произносить этот «кусочек»;что, в свою очередь, поможет работать под слоговой структурой слов, а в дальнейшем- над грамотностью письма.

Организованные упражнения в словообразовании формируют и развивают чувство языка, неразрывно связанное с детским словотворчеством. Использование словообразующих морфем позволяет детям с ОНР образовывать уже существующие в языке слова, а также совершенно новые, но в основе своей- структурные копии используемой в языке лексики ( «слушка»- стетоскоп, «подметалка»- уборщица, «узкоквадратный»- прямоугольный).

Своевременная работа по формированию навыков словообразования у детей 5-7 лет с ОНР необходима и для профилактики нарушений письма в школе. Выявляемая у некоторых учеников младших классов аграмматическая дисграфия является следствием несформированности грамматического строя речи детей и, в частности, их словообразовательных навыков.

Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования определяется следующими негативными предпосылками формирования словообразования у дошкольников с ОНР:

недостаточный, по сравнению с возрастной нормой, словарный запас как неполноценный исходный материал для образования новых слов;

нарушенное и замедленное спонтанное формирование словообразовательных навыков;

низкий уровень языковых обобщений;

недостаточное понимание семантических и грамматических значений слов;

несформированные фонетические и фонематические дифференцировки;

малая доля участия родителей в работе над словообразованием.

Целью данного исследования является систематизация изученного материала по проблеме формирования у дошкольников с ОНР словообразовательных навыков, а также слияние теоретических положений и практических находок в работе по становлению у детей словообразовательных процессов.

К задачам исследования относятся:

1.   Основная двуединая задача: определить пути обогащения словаря дошкольников с ОНР в целом как исходного материала для формирования процессов словообразования и, в дальнейшем, пополнить и уточнить детскую  лексику за счёт образования новых слов из уже накопленных в активном словаре.

2.   Выявить динамику развития словообразовательных возможностей у дошкольников с ОНР в процессе коррекционной работы.

3.   Определить оптимальные условия и предпосылки для наиболее успешного становления у дошкольников с ОНР словообразовательных процессов.

4.   Изучить результативность игровых заданий и пособий для развития словообразовательных навыков детей.

5.   Ранжировать задания по формированию и совершенствованию словообразовательных навыков дошкольников по уровню сложности с учётом возрастных особенностей детей.

Все авторы трудов, посвященных словообразованию в дошкольном детстве, единодушно утверждают, что словотворчество является тем материальным действием, при помощи которого экспериментируя со звуковой оболочкой слова, ребёнок обследует мотивированное наименование и его формально- семантические связи.

Только на первых порах оно имеет характер речевой ошибки, а в дальнейшем начинает осознаваться ребёнком как особый способ деятельности в сфере языка. Очень важно не упустить это время. Пока ребёнок мал, он не боится попасть впросак, ошибиться, Но если его поправить, он охотно согласится с правильной формой.

Дошкольник с нормально развитой речью учится быть критичным к своей и чужой речи, говорит точно. Грамматически правильно. Но это не значит, что ему уже словотворчество не нужно или что он уже растерял свою былую «лингвистическую одарённость».

Фомичёва Г. А., освещая методы и приёмы обобщения словаря детей, отмечала, что детям в возрасте пяти лет и старше доступно интуитивное понимание отвлечённого смысла морфем. Дошкольники сами способны на словотворчество. Если специальными упражнениями помочь им осмыслить морфологическую структуру слова( не всякого, а только такого, структура которого ясна), то развитие речи значительно убыстряется, укрепляются способности детей к абстрагированию.

Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные связи и отношения, умение сравнить разные (одноструктурные и однокоренные) наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать и кроме того, умение оценить точность, правильность сказанного или услышанного.

Всё начинается с познавания окружающего мира. Это знание часто не фиксировано в слове, живёт в виде образов и предметов. Цветов и запахов, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний.

Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словомпредметов, действий, качеств, количества и др. - необходимая основа последующего умственного и речевого развития.

Выводы:

1. Анализ литературы и результаты наших собственных исследований позволяют рассматривать навыки словообразования как составную часть лексико-грамматической системы языка. Словообразовательные навыки формируются параллельно с обогащением словаря дошкольников с ОНР и, в свою очередь, служат в дальнейшем средством пополнения и уточнения детской лексики.

2. Недоразвитие словообразовательной деятельности детей препятствует полноценному развитию не только лексического строя языка, но и всей речевой коммуникации в целом.

3. У дошкольников с ОНР словообразовательные навыки необходимо формировать в процессе специально организованной коррекционной работы.

4. В основе работы по формированию словообразовательной компетенции дошкольников должна лежать коррекция познавательной деятельности детей, то есть формирование у них умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни, а также различные явления языка.

5. Наиболее результативными средствами и приёмами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР следует признать дидактические игры и упражнения.

6. Условием полноценного усвоения детьми с ОНР общих закономерностей образования новых слов и их активного использования в повседневной жизни является формирование навыков словообразования на специальных коррекционных занятиях и закрепление их в различных видах деятельности под руководством логопеда, воспитателей, специалистов дошкольных учреждений и родителей.

7. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения - и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

8. Сензитивный период для формирования словообразования у детей с нормальным речевым развитием -от 3,5-4-х лет до 5,5-6-ти лет, у детей с ОНР - от 4-х до 7-8-ми лет.

9. В основе становления словообразовательных процессов лежит механизм   формирования обобщенных словесных классов и структур с их последующей дифференциацией.

10. Последовательность появления словообразовательных форм детской речи определяется их семантикой и функцией в структуре языка.

11. Механизм словообразования складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического, и уровни эти находятся в динамическом взаимодействии.

12. Словообразовательные навыки появляются у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

13. Нарушения словообразовательных процессов при ОНР обусловлены недоразвитием у детей с данным диагнозом морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.

14. Необходима целенаправленная коррекционная работа для формирования словообразовательной компетенции у дошкольников с ОНР.

2.2. Коррекционная работа - основной путь формирования словообразовательных навыков дошкольников с ОНР. 

Многолетний опыт  работы с дошкольниками с ОНР позволяет сделать вывод о достаточно широком диапазоне индивидуальных различий между словообразовательными возможностями детей. В то время, когда один ребёнок ещё не освоил исходного объёма мотивированных слов, другой уже научился образовывать от одного слова несколько вариантов и интересуется, какой правильный.

В связи с этим всю коррекционную работу по формированию словообразования детей с ОНР мы строим, опираясь на индивидуальный подход к каждому ребёнку, предлагая различные типы заданий: репродуктивного (вспомнить, повторить) и продуктивного характера (самостоятельно образовать), познавательные и оценочные (правильно ли образовано и звучит слово).

Специальные речевые игры и упражнения подбираются с учётом опыта детей, их знаний, представлений об окружающем и, как правило, в связи с изучаемой лексической темой.

Коррекционная работа по формированию словообразования в первую очередь должна быть тесно связана с развитием лексики. Обогащение словаря, включение слов в разнообразные лексические и грамматические связи позволит детям лучше оперировать словами, почувствовать общность морфем и близость их значений, быстрее сформирует у дошкольников обобщённые словесные классы с их дальнейшей дифференциацией.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР мы уделяем основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей мыя организуем уточнение детьми связи между значениями морфемы и её звучанием, а затем закрепление этой связи на основе сравнения с одинаковой морфемой, выделение этой морфемы и уточнения значения.

Важным направлением логопедической коррекции является работа над родственным однокоренными словами, над словообразовательными рядами на основе общности корней.

Мы используем следующую последовательность работы в этом направлении:          

установление общности звучания в серии слов с общим корнем;

установление общего значения ряда слов с одним корнем;

установление смысловых различий слов.

Дети любят подбирать слова- «родственники» к предлагаемым лексемам.

Пособие «Дерево родственных слов» позволяет дошкольникам лучше понять смысловую близость однокоренных слов и визуально воспринять их «родственность».

При обучении образовывать родственные слова результативным являются задания на номинацию действующих лиц («Как можно назвать человека, который чистит сапоги? убирает мусор? И т.д.»), задания на аналогии («У кошки- котёнок, у лисы- ? »), задания на образование от заданных слов родственных им, но относящимся к другим частям речи (дом- домашний, сад- садовый- садить).

После пересказа сказки или какого-либо текста мы предлагаем детям подобрать слова- «родственники» к названию главного героя текста или мультфильма (волк, лиса, заяц, кот и т.д.). Это обеспечивает игровую мотивацию и более лёгкое выполнение задания. После подбора родственных слов мы обязательно предлагаем детям сравнить, чем похожи и чем отличаются мотивирующие и производные слова. В старшей группе это задание выполняется на слух, а в подготовительной- с использованием графических схем слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические изображения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно- параллельно. Взяв в основу работы систему формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, мы выделяем 3 этапа коррекционной работы в этом направлении.

1 этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2 этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3 этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Работа над словообразующими аффиксами  осуществляется следующим образом:

1.   образование слов с заданным значением с использованием одинаковых словообразующих аффиксов (по значению и звучанию). На этом этапе работы я часто использую речевой образец, тщательно подбираю лексический и наглядный материал для занятий.

2.   выделение общей морфемы. Дети под моим руководством учатся выделять в словах одинаковые по звучанию «кусочки», которые появляются в образованных словах.

3.   закрепление значения аффикса. Используя слова с четко звучащей словообразующей морфемой (диванчик, телефончик, дымок, колосок и др.), я учу детей определять её значение, наблюдая, как изменяется смысл образованных слов.

4.   анализ звукового состава морфемы. Эту работу я провожу с детьми подготовительной группы и только при условии чёткого звучания аффикса в слове.

5. самостоятельное образование слов с данным аффиксом. На материале разнообразных игр и упражнений навык образования слов совершенствуется и доводится до автоматизма.

На 1 этапе логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР дети учатся образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами: -к-, -ик-, -чик (используются игры «Назови ласково», «Большой- маленький», «Поезд для куклы», «Найди хозяина», «Такие разные зайцы»); притяжательные прилагательные с суффиксами -ин- («Чьё перышко?», разрезные картинки «Чей? Чья? Чьё?», пазлы «Чей хвост? Чья голова? Чья вещь?»), дифференцируют глаголы совершенного и несовершенного вида («Что делали? Что сделали?»).

2 этап логопедической работы над формированием и совершенствованием словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР предполагает образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк- (используются наборы картинок по темам «птицы», «семья», «части тела человека», игра «Поезд для куклы»); существительных с суффиксом -ниц- (игра «Что для чего?»); глаголов с приставками в- и вы-; на- и вы-; при- («Скажи наоборот»); притяжательных прилагательных с суффиксом -и- (лисий); относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн- («Скажи по-другому», таблицы).

На 3 этапе логопедической работы дети учатся образовывать названия профессий («Назови профессии», «Мы спортсмены», отгадывание загадок), сложные слова («Соедини 2 слова», «Назови машины одним словом»), глаголы пространственного значения с приставкой с-, у-, под-, от-, за-, под-, до- («Что делает птичка?», выполнение детьми инструкций логопеда, имитация действий куклы), степени сравнения прилагательных («сравни животных», «давайте похвалимся», таблицы).

Учитывая серьёзные затруднения, возникающие при образовании детьми притяжательных прилагательных от названий животных и птиц, целесообразно неоднократно возвращаться на занятиях к этому заданию. Детям старшей группы предлагаются игры «Чьё пёрышко?», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние птицы»), разрезные картинки «Чей? Чья? Чьё?», пазлы «Чья голова? Чей хвост?».

В подготовительной группе эти же пособия используются с усложнением заданий (составление предложений с образованными словами, согласование слов с числительными, изменение по падежам). Детям предлагаются рисунки-нелепицы, задания на исправление «ошибок» Незнайки. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных происходит при сравнении детьми животных, птиц и их частей. Дети с удовольствием отвечают, чей хвост короче, чья голова больше, чья шея толще. Параллельно дети учатся образовывать простую и составную сравнительные степени прилагательных (медвежий хвост короче, чем волчий, заячьи уши самые длинные).

Изучая с детьми запланированные лексические темы, мы стараемся одновременно решать на занятиях задачи обогащения словаря детей и развития их словообразовательных возможностей, уделяя максимальное внимание формированию способности сравнивать разные слова, подмечать в них схожие оттенки значений и вычленять на слух частички («кусочки»), которые помогают образовывать новые слова.

В процессе коррекционной работы дошкольники начинают неплохо ориентироваться в подборе необходимых суффиксов и приставок при словообразовании, внимательнее относиться к звучанию образованных самостоятельно или другими детьми слов.

Очень важным моментом совершенствования и закрепления навыка словообразования является включение вновь образованных слов в грамматические отношения языка. Новое слово не может существовать в лексике детей обособленно. Поэтому параллельно с заданиями на словообразование дети на  занятиях склоняют производные существительные и прилагательные, спрягают глаголы, согласовывают различные части речи, включают их в связную речь.

На логопедических занятиях, на занятиях по развитию речи и в процессе общения детей совместно с воспитателями группы мы стараемся создать условия для использования ребёнком в речи вновь услышанных слов и выражений для самостоятельного разрешения возникающих речевых задач. Ведь обогащая речь в процессе практической деятельности и общения с окружающими, ребёнок получает средство для успешной самостоятельной деятельности и самоорганизации.

Драматизируя знакомые литературные произведения (народные сказки «Рукавичка», «Теремок», сказка В.Сутеева «Под грибом» и другие), дети используют в речи образные мотивированные слова и с помощью движения раскрывают их смысл (кабан-клыкан, лягушка-попрыгушка, зайчик- побегайчик). Читая произведения художественной литературы, полезно обращать внимание детей на происхождение слов («почему так назвали Весельчака, какой он?», «кто такой охотник-медвежатник? Почему его так называют?»).

Дети с удовольствием выполняют все задания, связанные со словообразованием. В старшей группе детям доступны задания по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных и некоторых прилагательных, относительных прилагательных от названия какого-либо материала (железный, деревянный'и т.д.). Дети этого возраста могут определять предмет по форме (квадратный, круглый и т.д.), по принадлежности какому-либо животному, птице (лисий, волчий, гусиный. Игра «Чьё перышко?»).

В подготовительной группе задания по словообразованию усложняются. Помимо уменьшительно-ласкательной, дети могут образовывать увеличительную форму слов (хвостище, носище. Игра «Такие

разные зайцы.»). Навык образования относительных прилагательных совершенствуется на примере более сложных названий материалов (ситцевый, фланелевый, оловянный и другие).

На протяжении 2 лет обучения детей проводится работа над префиксальным способом образования глаголов. В старшей группе используются, в основном, наглядные методы (показ логопедом или ребёнком каких-либо действий и их название), в подготовительной группе можно использовать иллюстративную наглядность.

На этом этапе устанавливается связь между глаголами и отглагольными существительными (бриться- бритва, мылить- мыло и др.). Дети относительно легко определяют, от какого глагола образовано то или иное существительное. В подготовительной группе при достаточно развитом словаре дети справляются с приёмом словосложения, образуя сложные названия видов транспорта (бензовоз, цементовоз и т.д.) и профессий (лесоруб, водолаз и т.д.).

При изучении темы «Профессии» в подготовительной группе можно предлагать образовывать детям названия профессий людей, отгадывать загадки-инсценировки. Весело и легко учатся дети в этой игре самостоятельно находить «трудные» слова (велосипедист, фехтовальщик, горнолыжник). Здесь нередки ошибки, но это ошибки поиска, ошибки творчества. Я хвалю детей за образованное ими слово, но вместе с детьми вспоминаем уже существующее в языке (не скрипник, а скрипач; не подметалка, а уборщица и т.д.).

Очень любят дети придумывать названия сказочных городов, волшебных улиц, давать имена необычного вида человечкам и животным.

В работе над обучением детей навыкам словообразования я нередко замечаю, что к 7 годам внешние проявления словотворчества у детей становятся более редкими, менее заметными. В этом случае я стараюсь в духе игры поддержать желание детей образовывать новые слова.

В работе по обучению словообразованию детей 6-7 лет мы сочетаем разные виды деятельности: обучение на занятиях, речетворчество в игре- драматизации, в художественной речевой деятельности.

Специфичность речевого развития детей логопедической группы требует от педагога активного участия и в обучении навыкам словообразования и в закреплении их в упражнениях, играх, драматизациях. Прежде чем сообщить то или иное правило, необходимо строить  занятия так, чтобы сформулированное правило явилось естественным выражением уже сложившихся у детей интуитивных языковых обобщений, знаний о назначении предметов.

Соблюдая преемственность в прохождении тематического речевого материала, систематически формируя и закрепляя у дошкольников навыки словообразования, можно добиться заметных успехов в детском словотворчестве. В результате этого речь детей  лишается стереотипности, обогащается количественно и качественно, становится более образной и выразительной.

Работа по обучению дошкольников навыкам словообразования удобна тем, что её можно проводить на протяжении всего периода пребывания детей в логопедической группе и использовать практически на любом занятии: по развитию словаря, по совершенствованию фонематического слуха, по развитию связной речи и по обучению грамоте.

Перспективы и оптимизация работы по формированию словообразовательных возможностей дошкольников с ОНР. 

Для каждого ребёнка логопедической группы необходимо создать оптимальные условия для совершенствования словообразовательных процессов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Прежде всего, необходимо развивать активную познавательную деятельность дошкольников в сфере языка, формировать синтагматические и парадигматические связи слов, что позволит детям в дальнейшем сознательно оперировать своей речью, включая производные слова в грамматические отношения языка.

Данную работу необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и во время любой деятельности, в содружестве с воспитателями и родителями детей с ОНР.

Учитывая недостаточность и неточность словаря данной категории детей как исходного материала для словообразования, необходимо значительную часть коррекционной работы посвящать пополнению и дифференциации детской лексики.

Эффективными в решении этой задачи могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определённой мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Можно рекомендовать такие словесные игры, как «Магазин», «Отгадай-ка», «Что бывает широкое (признаки меняются)», «Похож- не похож» и др. •

Словарную работу необходимо проводить так, чтобы пробудить у детей интерес к семантическим наблюдениям («Почему этот предмет так

называется?»). В процессе подобных наблюдений дети овладевают значениями слов, у них формируются практические морфологические обобщения. Это, в свою очередь, развивает чувство языка у дошкольников и оказывает положительное влияние на формирование словообразовательных процессов- одного из слабых звеньев в речевой деятельности детей с ОНР.

При формировании словообразовательных навыков полезны пропедевтические упражнения для дальнейшего овладения детьми морфологическим анализом слов: на многочисленных и совершенно однотипных примерах показывается, как к корню слова одна за другой постепенно присоединяются разные морфемы: сначала только суффиксы, потом- только приставки.

В каждом случае детям обязательно предлагаются и задания на совершенно аналогичное самостоятельное образование ими новых слов при помощи «обыгрываемых» в данный момент морфем.

Овладевая навыками самостоятельного образования слов в своём практическом опыте, дошкольники начинают интуитивно чувствовать и воспринимать на слух словообразующие морфемы («частички», «кусочки слов»). Дошкольники с ОНР должны научиться определять местоположение морфем в слове, их расположение по отношению друг к другу, что впоследствии облегчит процесс морфологического анализа слов.

В процессе всей этой работы очень важно постоянно и на доступном уровне подчёркивать новые значения, придаваемые приставками и суффиксами словам.

Необходимо формировать у детей более внимательное и критическое отношение к речи собственной и окружающих, к звучанию образованных ими или кем-то слов и желание обязательно сказать слово правильно или сразу же исправить ошибку.

Обязательным моментом всех коррекционных занятий должно стать развитие слухового внимания к слову, умения чувствовать и понимать его лексические оттенки, умения правильно употребить образованное слово в контексте, опираясь на его лексический оттенок, т.е. воспитание у дошкольников с ОНР языкового чутья.

Коррекционная логопедическая работа по развитию и совершенствованию словообразовательных возможностей дошкольников с ОНР в перспективе должна оказать положительное влияние на овладение данной категорией детей устной и письменной речью, повысить успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков в процессе школьного обучения, помочь полноценному развитию языковой способности каждого ребёнка и его речевой коммуникации в целом.

 

Список используемой литературы:

1.      Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. – М., 1994           

2.      Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1994

3.      Аркадьева Т.Г. Семантико-ассоциативный компонент в значении окказионализмов детской речи.// Детская речь: проблемы и наблюдения. – Л., 1986

4.      Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

5.      Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР.// Логопед в детском саду. 2005

6.      Лалаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПБ. 1999

7.      Лалаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПБ, 2001

8.      Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПБ, 2001

9.      Негневицкая Е.Н, Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981

10.  Слепович Е.С. Исправление речи у детей. – Минск, 1983

11.   Струнина Е.М. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития.// Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1988

12.  Туманова Т.В. О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи.// Логопед в детском саду, 2006, №5 (14)

13.   Уфимцева Н.В. Развитие стратегии осознания значения слова в онтогенезе// Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. – Калинин, 1983

14.   Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества// Вопросы психологии. 1970, № 6

15.   Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка.// Материалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970

16.   Фомичева Г.А. Методы и приемы обогащения словаря на специальных занятиях.// - Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984

17.  Цейтлин С.Н. Детские словообразовательные инновации. – Л., 1988

18.  Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПБ., 1997

19.   Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1962

20.   Чуковский К.И. От двух до пяти. – Минск, 1983

 

Картотека игр и игровых упражнений по разделу «Словообразование»

I. Словообразование существительных.

1.   «Назови ласково» (для старшей и подготовительной групп).

 Цель: образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Ход игры. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие, и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.

2.   «Кто у кого?» (для старшей и подготовительной групп).

 Цель: образование названий детенышей животных и птиц.

 Оборудование: набор картинок с изображениями взрослых животных и птиц и их детенышей.

Ход игры. Дети получают изображения взрослых животных. Логопед показывает картинки с изображением детёнышей и просит детей ответить, у кого на картинке изображена мама этого детёныша. Получая картинку, ребёнок образует название детёныша животного или птицы.

3.   «Правильно назови детёныша животного» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование названий детёнышей животных и птиц , изменение слов по числам.

Ход игры.Логопед бросает ребёнку мяч и называет взрослое животное в единственном или во множественном числе. Ребёнок, отбрасывая мяч, называет детёныша данного животного в форме соответствующего числа.

4.   «Как зовут папу, маму и детёныша?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование названий животных женского рода и детёнышей животных.

Оборудование: картинка по сказке «Три медведя», изображения животных и их детёнышей.

Ход игры. Детям предлагается вспомнить по картинке, как звали папу, маму и детёныша в этой сказке. Далее дети называют по картинкам папу, маму и детёныша других диких и домашних животных.

5.   «Два брата ИК и ИЩ». (для подготовительной группы).

 Цель: образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной формы существительных.

Ход игры. - Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик, ИЩ - большой домище. Далее проводится и закрепляется дифференциация слов: домик-домище, носик-носище, ротик-ротище, ручки-ручищи,лобик-лобище, ножки- ножищи и т.д. - и делается вывод о значении суффиксов. Закрепляются полученные знания в игре с мячом.

6.   «Найди хозяина». (для подготовительной группы).

Цель: образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной степени существительных.

Оборудование: картонные фигурки великана, человека и гномика.

 Ход игры: на панно выставлены изображения . Логопед спрашивает: «У кого головка?» (У гномика.) «У кого головища?» (У великана.) Затем логопед вперемежку называет части лица и тела персонажей игры (нос, глазищи, ушки, уши, носик и т.д.), а дети находят «хозяина». Затем логопед предлагает детям определить, какой «кусочек» в словах помог узнать, кому это слово принадлежит.

7.   «Назови профессии» ( для подготовительной группы).

Цель: образование названий профессий с помощью суффикса-щик-.

Оборудование: изображения людей разных профессий.

Ход игры. Логопед показывает детям картинку и спрашивает:

-       Кто носит багаж? -Носильщик.

-       Кто работает на кране? -Крановщик. И т.д. Далее логопед спрашивает:

-       Какая общая часть в словах носильщик, крановщик и др.?

8.   «Что для чего?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование существительных с помощью суффикса -ниц-.

 Оборудование: продукты питания и посуда ( или их изображения).

 Ход игры. Дети называют продукты, лежащие на столе. Затем логопед просит детей подобрать посуду для каждого продукта и назвать её. В конце игры дети определяют общую часть всех слов и делают вывод о значении суффикса -ниц-. Данная модель словообразования закрепляется в различных словах.  е

9.   «Поезд для куклы» (для старшей и подготовительной группы).

Цель: образование существительных с помощью уменьшительных суффиксов.

Оборудование: изображение паровозика и набор предметных картинок.

Ход игры. Логопед предлагает детям погрузить в поезд предметы для куклы. Для этого надо все предметы на картинках назвать ласково и только тогда положить картинку рядом с вагончиком.

10.   «Назови жителей страны», (для подготовительной группы).

Цель: образование существительных от названия страны.

     Оборудование: элементы атласа для детей, изображения людей в национальных костюмах.

Ход игры. Логопед предлагает детям назвать жителей страны, которую показывает на карте и называет. В случае затруднений даётся речевой образец.

-       Кто живёт во Франции? - Французы. И т.д.

11.   «Объясни название», (для старшей и подготовительной группы).

Цель: учить детей мотивировать названия предметов и образовывать существительные по характерным признакам предмета.

Ход упражнения. Детям предлагается объяснить, почему именно так назвали некоторых птиц (мухоловку, крякву, мышееда, пищуху), героев сказок (Белоснежку,Незнайку, Самоделкина), дали клички животным (Рыжик, Снежок, Мурка). Далее детей просят придумать клички животным с названным характерным признаком или имя сказочному герою по его описанию.

12.   «Соедини два слова» (для подготовительной группы).

Цель: учить детей образовывать существительные путём сложения основ.

     Ход упражнения. После наблюдений за сложными словами ( под руководством логопеда) дети выделяют два слова, «склеившиеся» в одно, а затем , наоборот, «склеивают» два слова по заданию логопеда.

-       Падают листья. Это.. .листопад.

-       Машина возит молоко. Это.. .молоковоз.

-       Прибор сок выжимает. Это.. .соковыжималка. И т.д.

13.   «Такие разные зайцы», (для старшей и подготовительной группы).

 Цель: образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.

Оборудование: два игрушечных зайца или две маски зайцев.

Ход игры. Двум детям выдают игрушки или маски зайцев и сообщают, кто из них маленький скромный зайчик, а кто - заяц-хваста. Затем дети, в соответствии с ролями, называют «свои» части тела. -У меня зубки. .

-       А у меня зубищи! И т.д.

13.Отгадывание загадок о профессиях, (для подготовительной группы).

Цель: образование существительных путём сложения основ.

Оборудование: изображения рыболова, трубочиста, сыровара, водолаза, лесоруба, пчеловода, хлебопёка.

Ход занятия. Логопед читает детям загадки, содержащие название характерного для профессии действия и объекта этого действия. Дети называют отгадку, образуя сложное слово ( рыболов, лесоруб и т.д.)

14.«И я тоже», (для старшей и подготовительной группы).

 Цель: образование существительных женского рода с помощью суффикса -иц-.

Ход игры. Девочки и мальчики делятся на пары. Мальчики называют себя по подсказке логопеда, а девочки образуют существительное с помощью суффикса -иц-(женского рода).

-       Я - умник.

-       Я - тоже умница. -Я - лётчик.

-Я - тоже лётчица. И т.д.

Далее детям предлагается назвать частичку во всех словах, образованных девочками, которая изменила слова мальчиков (-иц-).

 

II. Словообразование прилагательных. 

1.   «Чьё пёрышко?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование притяжательных прилагательных от названий птиц.

Оборудование: натуральные птичьи перья, изображения птиц.

Ход игры. Логопед подбрасывает вверх пёрышки и предлагает детям поймать их. Затем он сообщает каждому ребёнку, какая птичка потеряла поднятое им пёрышко, и предлагает ответить на вопрос, чьё перо ему досталось.

2.  «Чья вещь?» ( для старшей группы).

Цель: образование притяжательных прилагательных от названий членов семьи и от имён людей.

Оборудование: изображение семьи и набор предметных картинок.

 Ход игры. Детям предлагается «подарить» предметы членам семьи и мотивировать свой выбор («Ящик подарю дедушке,чтобы он в нём инструменты хранил»). Далее ребёнок должен ответить, чьи вещи оказались в той или другой стопке картинок (мамины, папины, дедушкины, Серёжины, Валины и т.д.). Добавляется задание на согласование существительных и прилагательных (папины часы, мамин совок, бабушкина кофта и т.д.).

3.   «Скажи по-другому» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование прилагательных от названий плодов, материалов и предметов.

Оборудование: картонные изображения баночек и пакетов с изображениями фруктов и овощей, таблицы.

Ход игры. Детям предлагается по картинкам или по таблицам образовать относительные прилагательные - «сказать по-другому». Сок из вишни - вишнёвый сок. Стол из дерева - деревянный стол. Луч солнца - солнечный луч. И т.д.

4. «Чьи хвосты?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование притяжательных прилагательных .

Оборудование: изображения животных .

Ход игры. Детям предлагается помочь животным найти потерянные ими хвосты, но для этого нужно правильно ответить, чьи хвосты расположены на панно.

5. «Ералаш» (для подготовительной группы).

Цель: образование притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Оборудование: карточки с изображениями частей тела животных и птиц.

Ход игры. Логопед выставляет на доску одну из частей изображения какого-либо животного. Дети находят у себя на столе изображения других частей и должны правильно назвать, чьи это части.

-       У меня на картинке заячья голова. Затем из частей составляется целое изображение животного.

6. Сравнить предметы и закончить предложения.

Цель: образование простой сравнительной степени прилагательных.

Оборудование: таблицы с изображениями сравниваемых предметов.

Ход упражнения. Дети сравнивают пары предметов и заканчивают предложения.

-       Груша сладкая, а конфета ещё слаще. И т.д.

7. «Такие разные часы» ( для подготовительной группы).

Цель: образование прилагательных в связи с  месторасположением предметов.

     Оборудование: карточки с изображениями различных типов часов.

     Ход игры. Логопед вместе с детьми определяет, где расположены или носятся часы , изображённые на картинках. Далее детям предлагается сказать, какие это часы, если они висят на стене (настенные), стоят на столе (настольные), носятся на руке (наручные) и т.д..

8. «Построим дом многоэтажный» (для подготовительной группы).

Цель: образование прилагательных путём слияния числительного и существительного.

Оборудование: изображения домов с разным количеством этажей и карточки с числами от 1 до 12-ти.

Ход игры. У детей - изображения домов. Логопед предлагает детям сосчитать, сколько этажей в их домах. Далее логопед показывает детям карточки с числами и спрашивает, кому нужна та или иная карточка. Дети кладут карточки рядом с изображениями домов и образуют прилагательные типа одноэтажный, пятиэтажный. В конце игры вводится слово многоэтажный.

9. Пазлы «Чья голова? Чей хвост?» (для старшей и подготовительной группы).

Цель: образование притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Оборудование: картинки, разрезанные по типу пазлов.

Ход игры. Детям предлагается определить, какому животному принадлежат части тела на кусочках пазла, и сказать, чья это голова и чей хвост.

10. Разрезные картинки «Чей? Чья? Чьё?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Оборудование: изображения животных, разрезанные на 3 или 4 части.

     Ход игры. Игра проводится аналогично игре № 9.

11. «Давайте похвалимся» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: образование простой и сложной сравнительной степени прилагательных.

Ход игры. Логопед предлагает детям немного похвалиться и называет какой-либо признак изображённого на картинке ребенка. Дети должны образовать простую или сложную сравнительную степень прилагательных.

-       Эта девочка умная. 

-       А мы ещё умнее.

-       Этот мальчик сильный.

-       А мы самые сильные. И т.д..

12.«Геометрическое лото» (для старшей группы).

Цели: образование прилагательных от названия формы предмета.

Оборудование: карточки с изображениями геометрических форм и различных предметов.

Ход игры. Детям выдаются карточки с изображениями геометрических форм. Далее логопед показывает картинки и спрашивает у детей, на чью форму похож данный предмет. Дети разбирают все картинки и в конце игры образуют прилагательные типа круглый, квадратный, овальный и другие, согласовывая их с существительными ( квадратный платок, круглое солнце, треугольная пирамидка и т.д.).

     13.«Птичьи прятки» (для подготовительной группы).

Цель: образование притяжательных прилагательных от названий птиц.

Оборудование: карточки с изображениями птиц, частично закрытых зелёными салфетками.

Ход игры. Детям предлагается по видимой части птицы угадать, что это за птица, и  ответить, чья часть тела спрятана салфеткой (аистиные крылья, гусиная голова, лебединые лапы и т.д.).

III. Словообразование глаголов. 

1.   «Кто как говорит?» (для старшей группы). 

Цель: образование глаголов от звукоподражаний животным.

Оборудование: изображения животных и птиц.

Ход игры. Дети, глядя на картинку, вспоминают звукоподражание этому животному и образуют глагол.

- Кошка мяукает. Утка крякает. Воробей чирикает. И т.д..

2.   «Строим слова» (для подготовительной группы).

Цель: образование приставочных форм глаголов.

Оборудование: изображения людей, выполняющих действия, обозначаемые приставочными глаголами с корнем БИТЬ, карточки со словом «бить» (6 штук), карточки с приставками, напольные (крупные) кубики.

Ход игры. Логопед сообщает детям, что на занятии они будут строить слова, и предлагает рассмотреть картинки. Дети называют действие, выполняемое человеком на картинке, и образуют соответствующую приставочную форму глагола бить (разбить, забить, выбить и т.д.). Далее дети кладут в ряд по три кубика с прикреплёнными на них картинкой, карточками с приставкой и глаголом бить (картинка+раз+бить). И т.д.

3.   «Что делали, что сделали?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида.

Оборудование: изображения субъектов действия.

Ход игры. Детям предлагают показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается, или образовать соответствующие глаголы.

4.   «Чем отличаются слова?» (для подготовительной группы).

Цель: дифференциация и образование действительных и страдательных глаголов и глаголов с приставками.

Оборудование: изображения субъектов действия.

Ход игры. Детям предлагают по картинкам- определить, кто выполняет то или иное действие, или назвать само действие.

5.   «Кто что делает?» (для подготовительной группы).

Цель: образование отыменных глаголов.

Ход игры. Детям предлагают, опираясь на название профессии, ответить, кто что делает.

- Носильщик - носит багаж. Часовщик - чинит часы. Строитель - строит. И т.д..

 

IY. Работа над родственными словами. 

1. «Подбери слова-«родственники» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: подбор родственных слов к данному.

Оборудование: фланелеграф, картинки.

Ход игры. Дети при помощи наводящих вопросов логопеда пдбирают к слову родственные слова. Параллельно на фланелеграф прикрепляются соответствующие картинки. В конце игры делается вывод о смысловой близости слов и сходном их звучании.

  

2. «Почему так называется?» (для старшей и подготовительной групп).

Цель: смысловое и слуховое вычленение из сложных слов составляющих основ.

Ход игры. Детям предлагают внимательно послушать слова и объяснить, почему так назвали эти предметы или явления.

- Листопад - листья падают. Лесоруб - лес рубит. Самолёт - сам летает.

3. «Назови одним словом» (для подготовительной группы).

 Цель: образование сложных слов путём слияния основ.

 Ход игры. Детям предлагают «склеить» два слова и придумать новое. - Вода падает - водопад. Бетон мешает - бетономешалка. И т.д.

.  .  .