Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сценарий фольклорного развлечения «Хозяюшкины посиделки»

Дата публикации: 2018-05-23 15:32:37
Статью разместил(а):
Туливетрова Ольга Александровна

 

Сценарий фольклорного развлечения для детей средней группы

«Хозяюшкины посиделки»

Туливетрова Ольга Александровна

 

Цель: -совершенствовать у детей речевые, смысловые, звуковые формы народного творчества посредством приобщения к истокам русской народной культуры. 

 - закрепить знания о жанрах и видах устного народного творчества;

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;

 - воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка. 

-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входят дети .

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

 Как у нас на Руси  уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал   и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

Хозяйка:  ребята, у меня есть волшебный сундучок.  Хотите узнать, что там?

Дети: да!

(Открываю сундучок, достаю картинку с изображением времени года «Осень»)

- Ребята, какое время года изображено? (осень). Вот мы с вами уже знаем, что в старину люди закликали каждое  время года. Какие заклички осени вы знаете?

 

1.Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!

2.Осень! Осень!   - Максим
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,

3.Осень, осень, на порог!  - Настя
Ребятишкам всем – пирог!

 (Достаю картинку с изображением зимы)

- Какое время года следует за осенью? (зима). Знаете ли вы заклички для зимы?

Приходи, Зима,  - Артём
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,

Падай, падай, белый снег - Дима
Радуй, радуй всюду всех

Приди зима, намети снега – Данил

 

Хозяйка: у меня еще есть кое – что интересное в моем сундучке (достает хлеб) – Ребята, что это такое? Как он получается? Кому нужно трудиться, чтобы у нас был хлеб на столе?

Русский народ очень трудолюбивый, поэтому и придумал много пословиц о труде.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте: 

1.     Какие труды … (такие и плоды);

2.     Землю красит солнце … (а человека труд);

3.     Красна птица перьем … (а человек уменьем);

4.     На печи заседать … (хлеба не видать);

5.     Труд человека кормит … (а лень портит);

6.     Скучен день до вечера … (коли делать не чего).

 

Хозяйка: гости мои дорогие, хотите ли поиграть?

Игра «Ходит по двору петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Петуха выбрать при помощи считалочки:

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

Дети произносят потешку:
Тух – тух
Тух – тух – тух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей. Пойманный, становится петухом. 

 

Хозяйка: но еще не все волшебные предметы закончились в моем сундучке.

Кое – что осталось, но это нужно отгадать:

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)

Красна девица сидит в темнице, 
А коса на улице.
(Морковь)

На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)

 

Хозяйка: ребята,  о чем эти загадки? Как одним словом можно назвать? (овощи)

Кто из вас может нам загадать загадку об овощах или фруктах?

Дети загадывают загадки:

Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста) - Кирилл

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко) - Паша

Хозяйка: Но в старину на посиделках не только отгадывали загадки, пели, плясали , но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы отвлеклись, мой  котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы-рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

 

Хозяйка: Как у нашего соседа

                Весела была беседа,

                А у нас на весь двор

                Еще лучше разговор:  придумать рифмованное слово:

                Вед. :- Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: барабаны!

Хозяйка: чайки

Дети:  балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: колотушки!

Хозяйка: молодцы!

Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»  

Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

                 А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,                 

                 Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,              

                  Во зеленый огород,

                  Сорвала лопушок

                 Да под самый корешок.

                 Сшила Дуня сарафан

                И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,                

                В берестяной коробок,

                Где ни взялся таракан,

                Проел Дунин сарафан!

 

Хозяйка: ребятушки, у меня большое хозяйство во дворе живет, вот смотрите (показываю маски быка, барана, свиньи, петуха). А какую русскую народную сказку вы знаете с участием этих животных? («Зимовье зверей»). Давайте попробуем её обыграть. (Предлагаю выбрать роли, сама в роли сказочника)

Сказочник: шел бык лесом, встречается ему баран.

Бык: куда идешь, баран?

Баран: от зимы лета ищу.

Бык: пойдем вместе.

Сказочник: пошли они вместе. По дороге встречается им петух. Спрашивает бык у петуха?

Бык: куда идешь, петух?

Петух: от зимы лета ищу.

Бык: пойдем с нами.

Сказочник: стало их трое. Идут дальше, встречается им свинья. Бык спрашивает?

Бык: куда идешь, свинья?

Свинья: от зимы лета ищу.

Бык: пойдем с нами. Будет веселее.

Сказочник: идут они вчетвером. Бык говорит.

Бык: давайте избушку себе строить. Скоро зима, время холодное, можно и замерзнуть.

Свинья, баран, петух отказались быку помогать. А бык построил себе избушку и поселился в ней. Пришла зима холодная. Звери замерзли и пришли к быку проситься.

Звери: пусти нас, бык, погреться.

Бык: так уж и быть, заходите ко мне в избушку.

Сказочник: обогрелись звери в избушке и стали веселиться. Услышала лиса про это веселье. Прибежала к медведю и волку и говорит.

Лиса: ох, как хочется погреться и вкуснятинкой полакомиться. Давайте нападем на избушку.

Сказочник: медведь и волк согласились с лисой, подкрались к избушке и давай в двери ломиться. А бык, баран, свинья, петух выскочили и отогнали врагов от своей избушке, да так напугали, что те больше никогда близко не подходили к избушке. А звери стали веселиться, песни петь и танцевать. Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец»

Хозяйка: ребята, почему у врагов не получилось напасть? (Потому что звери оказались дружными и вместе их прогнали).

Хозяйка: спасибо вам, дорогие ребятишки, что заглянули ко мне в гости. Надеюсь, что вам у меня понравилось. Мы с вами  закличками приветствовали зиму, называли пословицы, отгадывали загадки, играли в игры, рассказывали сказку.

Хозяйка: А кто их сочинил?

Дети: народ.

Хозяйка: Молодцы, поэтому эти произведения называются народным творчеством.

Хозяйка: Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!  – угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.

.  .  .