Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Детские исследования: содержание и алгоритм проведения

Дата публикации: 2018-05-15 20:36:58
Статью разместил(а):
Рассказова Ксения Анатольевна

Детские исследования: содержание и алгоритм проведения

Автор: Рассказова Ксения Анатольевна 

 

Каждый ребенок по своей природе – исследователь.
Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Все чаще они получают готовую к применению информацию. Поэтому педагог должен знать и уметь правильно организовывать и создавать условия для самостоятельного приобретения детьми новых знаний и умений.

Одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в том числе  ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.

Культурная среда, в которой живет и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.
В процессе исследования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность, почувствовать себя первооткрывателями, проявить самостоятельность, ответственность. При этом педагог выступает равноправным партнером, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

При организации непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) педагоги используют доступные и интересные дошкольникам формы: например путешествия. Ведь это очень интересно, а главное познавательно. Например: «Путешествие по карте».
Данная форма организации НОД предполагает формирование у детей представлений о пространстве и пространственных отношениях (о сторонах и частях света, места на карте мира родной страны).
Ее цель – создать условия для развития у дошкольников естественно-научных представлений об окружающем мире, формирования его целостной картины.

Алгоритм проведения НОД:
· выбор пункта назначения; 
· выбор средства передвижения;
· определение маршрута (по глобусу и карте (возможны разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте);  
· выяснение того, что дети знают о пункте назначения и характере пути (высказывание предположений, что и кто может встретиться в пути в данной местности);
· познавательно-исследовательская деятельность (программа путешествия);
· подведение итогов (подтверждение или опровержение высказанных предположений;  выяснение того, что дети узнали нового).
Содержание НОД зависит от выбранной темы.

 

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

1.      Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2.      Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3.      Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4.      Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5.      Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6.      Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7.      Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования:

1.      Постановка исследовательской задачи.

2.      Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3.      Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4.      Уточнение плана исследования.

5.      Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6.      Распределение детей на подгруппы.

7.      Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования.

Организация мини-лабораторий в детском саду.

В мини-лабораториях может быть выделено:

1.      Место для постоянной выставки.

2.      Место для приборов.

3.      Место для выращивания растений.

4.      Место для хранения природного и бросового материалов.

5.      Место для проведения опытов.

6.      Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.).

 

Приборы и оборудование для мини-лабораторий:

1.      Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2.      Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3.      Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4.      Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

 

Содержание исследовательской деятельности детей.
Работа с детьми направлена: на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

 - Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.

 В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). 

.  .  .