Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи дошкольников»

Дата публикации: 2018-04-19 19:12:02
Статью разместил(а):
Гончаренко Виктория Леонидовна

Мастер-класс для родителей (законных представителей) в рамках реализации проекта "Детско-родительский университет"

"Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Автор: Гончаренко Виктория Леонидовна

 

Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста. 

Задачи: 

·        дать понятие о мнемотехнике, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами; 

·        дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

·        получение родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

·        использование родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

 

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня вашему вниманию будет представлен мастер - класс по теме: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Девиз нашего сегодняшнего мастер-класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Современные дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном.

Нам с вами необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Чтобы процесс обучения был для ваших детей интересным, занимательным, развивающимможно использовать нетрадиционные формы по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 

Сегодня мы познакомим вас  с мнемотаблицами.

Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом и  помогают детям выстраивать последовательность рассказа.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы, образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотаблицы используют для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе можно предложить готовую план - схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Такую же работу можно проводить  по запоминанию загадок, пословиц и т.д.

Примером может служить вот это стихотворение:

Солнышко

Как ходило солнышко

В золотой рубашке.

Как ласкало солнышко

Белые ромашки,

Гладило ладошкой,

Лепесточки грело.

… У ромашек белых

Грудка загорела.

Или же пословицы:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Под лежачий камень вода не бежит.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Яблоко от яблони не далеко падает.

Кто не работает тот не есть.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

А теперь, уважаемые родители попробуйте самостоятельно  зашифровать предложенные пословицы вместе с своими детьми.

Семеро одного не ждут.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Глаза боятся, руки делают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

Желаем  вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!

.  .  .