Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная деятельность в детском саду "Русская изба"

Дата публикации: 2018-04-19 10:06:33
Статью разместил(а):
Спиркова Елена Алексеевна

Проектная деятельность в детском саду

"Русская изба"

Автор: Спиркова Елена Алексеевна

 

Введение в проект.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа,  принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Детская проблема:

При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли  вопросы: Что такое русская печка? Зачем нужна в доме печка?  Что такое изба? Что такое коромысло и зачем оно? Поэтому была поставлена задача - донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Педагогическая проблема:

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. 

Актуальность проекта.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, о строении русской избы, ее внутреннем и внешнем убранстве, уважения к русской народной культуре.

Вид проекта:  Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: Дети  среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Срок реализации: 1 год.

Новизна проекта «Русская изба»

Соответствие проекта  заявленным в ФГОС принципам интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями. 

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями: 

·                   Художественно – эстетическое развитие 

·                   Социально-коммуникативное развитие 

·                   Познавательное  развитие 

·                   Речевое развитие 

·                   Физическое развитие.

Проект построен по комплексно – тематическому принципу: ознакомление, изучение, расширение знаний по теме и создание  мини – музея «Русская изба»  в соответствии с  тематическим планом  группы.

Предмет исследования в процессе реализации проекта: Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель,  игрушки, музыкальные  инструменты, русский костюм и др.).

 

Задачи проекта:

•               Познакомить детей с устройством русской избы.

•               Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

•               Познакомить  с традициями  русского народа.

•               Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки  детей по изготовлению оберега.

•               Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, лучина, коромысло.

•               Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).

•               Знакомство с русскими народными хороводными играми.

•               Изготовить макет русской избы.

•               Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс.

•               Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.

•               Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

 

Назначение музея в группе:

·        Расширяет представления детей об окружающем мире.

·        Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины.

·        Помогает  легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой.

·        Помогает понять фольклорные сказки, многие реалии которых давно уже ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей.

·        Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей.

 

Краткое содержание проекта:

•               Подбор наглядного материала 

•               Беседы с детьми.

•               Консультации, беседы с родителями «Мини-музей русской избы» 

•               Рассматривание иллюстраций  на тему жизни в деревне. 

•               Рассматривание старинных предметов быта и посуды.

•               Знакомство с  народными обычаями и традициями.

•               Чтение художественной литературы. 

•               Продуктивная деятельность (изготовление куклы-оберега в подарок;  декупаж, роспись предметов мебели для макета и реставрация старинных предметов; рисование, раскрашивание «Знакомьтесь – роспись», «Народный костюм», «»Изба резная, расписная» и пр.).

•               Составление картотеки пословиц, поговорок, народных игр.

•               Заучивание потешек, прибауток, закличек. 

•               Знакомство с русскими народными песнями. 

•               Проведение русских народных игр в режиме дня.

•               Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. 

•               Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. 

•               Игры и творчество  («Построй избу», «Укрась избу узором», «Составь узор», «Вылепи ушат» и т.п.).

•               Проведение мастер-классов для родителей и педагогов на темы «Декупаж – искусственная роспись», «Кукла – оберег».

 

В результате проведенной совместной работы: 

·         Дети получили первоначальные  знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. 

·         Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода. 

·         Словарный запас обогатился  названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др. 

·         Дети научились  изготовлять оберег «куклу – пеленашку», «неразлучноков».

·         Познакомились, разучили и активно используют в самостоятельной игровой деятельности русские народные  хороводные игры.

·         Дети в игровой форме разобрались в традициях русского народа: гостеприимство, почитание старости. 

·         Узнали и разобрали смысл новых  пословиц, поговорок о хлебе, о труде, о Родине. 

·         Разработан и реализован краткосрочный проект «Волшебный мир бумаги» внутри основного  проекта в связи с углубленным рассмотрением вопроса «На чем писали на Руси?».

·         Отмечена положительная динамика взаимодействия с родителями. 

·         Создан макет внутреннего убранства русской избы;  мини-музей «Русская изба» (продукт проекта);  пополнилась предметно – развивающая среда в группе по данной теме. 

·         Определилась тема для дальнейшей работы в данном направлении: «Крестьянское подворье».

.  .  .